Нелли Корабельникова
Сторисек — педагогическая технология приобщения дошкольников к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время модернизация образования является ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики.
Акцент ставится на воспитание творческой, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, умеющей отстаивать свою точку зрения, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Чтобы вырастить всесторонне развитую личность, нужно уже с дошкольного возраста прививать ребенку любовь к книге, художественному слову.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Сторисек. Технология
- Темочки
Однако на сегодняшний день отмечается снижение интереса к художественной литературе, так как произошла техническая революция, и мы уже можем наблюдать зависимость от мобильных телефонов и гаджетов. В связи с этим одно из важных направлений в работе дошкольных образовательных учреждений является воспитание интереса и любви к чтению.
Одной из заинтересовавших меня педагогических технологий является «Сторисек», в переводе с английского «Мешок историй». «Сторисек» был разработан в Великобритании в 1994 году Нейлом Гриффитсом, который является соавтором книг по методологии обучения детей в дошкольном и школьном возрасте. Также Нейл Гриффитс - автор книг о детских играх, их влиянии на развитие ребенка, разработчик программ для детских садов. Первоначально «Сторисек» задумывался, как средство приобщения детей школьного возраста к чтению. Однако эту технологию можно успешно применять и в детском саду. Ведь именно в детском саду воспитываются будущие читатели. Формирование интереса к книге в дошкольном возрасте напрямую связано с желанием читать книги в старшем возрасте.
Цель педагогической технологии «Сторисек» : разноуровневый и разносторонний подход к литературному произведению или придуманной истории, сказке в рамках общеобразовательных целей и задач, получение удовольствия от совместного чтения или обсуждения.
Задачи педагогической технологии «Сторисек» :
знакомство детей с произведениями художественной литературы;
расширение кругозора;
пополнение и расширение словарного запаса;
развитие навыков осмысленного слушания и чтения;
развитие навыков анализа художественного произведения;
развитие социальных и коммуникативных навыков;
стимулирование интереса к художественной литературе.
Что из себя представляет «Мешок историй»? Это настоящий полотняный мешок, который предварительно можно смастерить вместе с детьми или родителями, где возможны варианты по украшению мешка пуговицами, вышивкой и т. д. Мешок можно заменить чемоданчиком или красочной коробкой, сундучком.
Вначале подбираются компоненты, которые будут находиться в мешочке или сундучке: художественная иллюстрированная детская книга, дидактические игрушки, флеш-накопитель или компакт-диск с аудио записью сказки, маски, дидактические игры, раскраски. Мягкие игрушки, перчаточные и пальчиковые куклы, реквизит настольного театра, которые помогают оживить книгу, раскрыть образы героев книги, понять и проанализировать прочитанное. В «Сторисек» можно так же включать научно-популярные книги, соответствующие тематике художественного произведения, что позволяет дополнить знакомство с произведением научно-познавательными фактами.
Прослушивание произведения с цифрового носителя и проговаривание понравившихся эпизодов развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания. Большое значение при реализации «Мешка историй» играет включение словесных игр, которые развивают коммуникативные навыки, активный словарь, грамматический строй речи.
Театрализованные игры также являются эффективным компонентом содержания художественно-речевой и игровой деятельности. Использование знакомых художественных произведений для театрализованной деятельности позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании. Сейчас я хочу более четко обозначить этапы работы над созданием «Мешка историй»
Этапы работы над созданием «Сторисека»
I Подготовительный этап
1. Выбор художественного произведения.
2. Подготовка мешка, чемоданчика или сундучка для «Сторисека». Например, при реализации «Сторисека» по сказке В. П. Катаева «Дудочка и кувшинчик» можно использовать мешочек с рисунком по мотивам хохломской росписи. При использовании данной технологии при знакомстве со сказкой «Морозко» в старшей группе я использовала жестяной чемоданчик от новогоднего подарка, который ребята нашли под елкой, следуя по подсказке-загадке Деда Мороза.
3. Подбор компонентов «Мешка историй», так же загадок, литературных, словесных, дидактических и театрализованных игр по произведению.
4. Оформление описи «Сторисека».
5. Знакомство детей с биографией и интересными фактами из жизни детского писателя.
6. Анонс «Сторисека» (сюрпризный момент).
7. Разработка материалов для родителей («Шпаргалки для взрослых»).
II Основной этап
1. Презентация «Мешка историй».
2. Работа с художественным произведением (чтение, рассматривание иллюстраций, вопросы по содержанию).
3. Работа с научно-популярной литературой (знакомство детей с интересными фактами по теме, составление списка вопросов, на которые дети хотели бы узнать ответы).
4. Работа с аудиокнигой (коллективное прослушивание с одновременным рисованием, раскрашиванием).
5. Организация словесных, дидактических, театрализованных игр.
6. Самостоятельная деятельность детей с компонентами «Сторисека».
7. Организация игр «Режиссерская версия», «Допиши рассказ» (Детям предлагается устно составить краткий сценарий по книге, незначительно изменив ее содержание или сочинить продолжение к книге, обсуждение вопроса о том, можно ли показать спектакль по книге).
III Заключительный этап
С детьми можно использовать один из вариантов:
1. Пересказ.
2. Рефлексия - прослушивание детских впечатлений от произведения.
3. Продуктивная деятельность по содержанию книги: участие детей в мастерской «В мире историй» (рисование иллюстраций, обложек, изготовление закладок, коллажей, поделок, книжек-самоделок).
4. Проведение выставок по результатам продуктивной деятельности.
5. Организация «Книжкиной больницы».
С родителями:
1. Изготовление малых печатных форм для родителей: примеры вопросов для беседы по книге, биография писателя, книги в интересных фактах, рекомендации по организации процесса чтения.
2. Организация «Книгообмена» между семьями воспитанников.
Наблюдая за детьми, я заметила, что истории прочитанных литературных произведений, с использованием данной технологий, мои воспитанники стали переносить в различные виды детской деятельности. А самое главное, что они не только рисуют, лепят, конструируют, но и ведут между собой диалог, который строился на основе аргументированных фактах и литературной развернутой речи.
Ежегодно в нашем детском саду в начале учебного года проходит ярмарка педагогических идей. На этом мероприятии педагоги делятся опытом с коллегами. Так технологию «Сторисек» я представляла 2021 году и вошла в тройку лучших в номинации «Новые педтехнологии».
В соответствии с моделью методической работы и планом работы «Школы молодого педагога» нашего учреждения я поделилась организацией технологии «Мешок историй» с молодыми специалистами. Подготовила для них мастер-класс «Сторисек» как эффективная педагогическая технология приобщения детей к художественной литературе». Воспитатели познакомились с основами данной педагогической технологии и смоделировали «Сторисек» по мотивам русской народной сказки «Кот и Лиса». Уже два года подряд по приказу руководителя я являюсь наставником молодых воспитателей, имеющих стаж работы менее двух лет и также делюсь своими секретами с наставляемыми. Совсем недавно состоялась открытое занятие по развитию речи в младшей группе, где воспитатель под моим руководством применила на практике, технологию «Мешок историй» которую я сегодня представляю. Занятие прошло на достаточно хорошем уровне, и молодой специалист получила много положительных отзывов по организации образовательной деятельности.
От того, какое детство было у ребенка, зависит его дальнейшая жизнь и мировоззрение. Моя главная задача - сделать окружающий мир детей ярким, позитивным, запоминающимся. Учить и учиться, постоянно развиваться, делиться творчеством – вот мой девиз в профессии. Учить слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и высказывать, а главное – чувствовать. Учиться у детей открытости, светлому взгляду на жизнь.