МААМ-картинки

Сторисек — педагогическая технология приобщения дошкольников к художественной литературе

Нелли Корабельникова
Сторисек — педагогическая технология приобщения дошкольников к художественной литературе

В настоящее время модернизация образования является ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики.

Акцент ставится на воспитание творческой, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, умеющей отстаивать свою точку зрения, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Чтобы вырастить всесторонне развитую личность, нужно уже с дошкольного возраста прививать ребенку любовь к книге, художественному слову.

Публикация «Сторисек — педагогическая технология приобщения дошкольников к художественной литературе» размещена в разделах

Однако на сегодняшний день отмечается снижение интереса к художественной литературе, так как произошла техническая революция, и мы уже можем наблюдать зависимость от мобильных телефонов и гаджетов. В связи с этим одно из важных направлений в работе дошкольных образовательных учреждений является воспитание интереса и любви к чтению.

Одной из заинтересовавших меня педагогических технологий является «Сторисек», в переводе с английского «Мешок историй». «Сторисек» был разработан в Великобритании в 1994 году Нейлом Гриффитсом, который является соавтором книг по методологии обучения детей в дошкольном и школьном возрасте. Также Нейл Гриффитс - автор книг о детских играх, их влиянии на развитие ребенка, разработчик программ для детских садов. Первоначально «Сторисек» задумывался, как средство приобщения детей школьного возраста к чтению. Однако эту технологию можно успешно применять и в детском саду. Ведь именно в детском саду воспитываются будущие читатели. Формирование интереса к книге в дошкольном возрасте напрямую связано с желанием читать книги в старшем возрасте.

Цель педагогической технологии «Сторисек» : разноуровневый и разносторонний подход к литературному произведению или придуманной истории, сказке в рамках общеобразовательных целей и задач, получение удовольствия от совместного чтения или обсуждения.

Задачи педагогической технологии «Сторисек» :

знакомство детей с произведениями художественной литературы;

расширение кругозора;

пополнение и расширение словарного запаса;

развитие навыков осмысленного слушания и чтения;

развитие навыков анализа художественного произведения;

развитие социальных и коммуникативных навыков;

стимулирование интереса к художественной литературе.

Что из себя представляет «Мешок историй»? Это настоящий полотняный мешок, который предварительно можно смастерить вместе с детьми или родителями, где возможны варианты по украшению мешка пуговицами, вышивкой и т. д. Мешок можно заменить чемоданчиком или красочной коробкой, сундучком.

Вначале подбираются компоненты, которые будут находиться в мешочке или сундучке: художественная иллюстрированная детская книга, дидактические игрушки, флеш-накопитель или компакт-диск с аудио записью сказки, маски, дидактические игры, раскраски. Мягкие игрушки, перчаточные и пальчиковые куклы, реквизит настольного театра, которые помогают оживить книгу, раскрыть образы героев книги, понять и проанализировать прочитанное. В «Сторисек» можно так же включать научно-популярные книги, соответствующие тематике художественного произведения, что позволяет дополнить знакомство с произведением научно-познавательными фактами.

Прослушивание произведения с цифрового носителя и проговаривание понравившихся эпизодов развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания. Большое значение при реализации «Мешка историй» играет включение словесных игр, которые развивают коммуникативные навыки, активный словарь, грамматический строй речи.

Театрализованные игры также являются эффективным компонентом содержания художественно-речевой и игровой деятельности. Использование знакомых художественных произведений для театрализованной деятельности позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании. Сейчас я хочу более четко обозначить этапы работы над созданием «Мешка историй»

Этапы работы над созданием «Сторисека»

I Подготовительный этап

1. Выбор художественного произведения.

2. Подготовка мешка, чемоданчика или сундучка для «Сторисека». Например, при реализации «Сторисека» по сказке В. П. Катаева «Дудочка и кувшинчик» можно использовать мешочек с рисунком по мотивам хохломской росписи. При использовании данной технологии при знакомстве со сказкой «Морозко» в старшей группе я использовала жестяной чемоданчик от новогоднего подарка, который ребята нашли под елкой, следуя по подсказке-загадке Деда Мороза.

3. Подбор компонентов «Мешка историй», так же загадок, литературных, словесных, дидактических и театрализованных игр по произведению.

4. Оформление описи «Сторисека».

5. Знакомство детей с биографией и интересными фактами из жизни детского писателя.

6. Анонс «Сторисека» (сюрпризный момент).

7. Разработка материалов для родителей («Шпаргалки для взрослых»).

II Основной этап

1. Презентация «Мешка историй».

2. Работа с художественным произведением (чтение, рассматривание иллюстраций, вопросы по содержанию).

3. Работа с научно-популярной литературой (знакомство детей с интересными фактами по теме, составление списка вопросов, на которые дети хотели бы узнать ответы).

4. Работа с аудиокнигой (коллективное прослушивание с одновременным рисованием, раскрашиванием).

5. Организация словесных, дидактических, театрализованных игр.

6. Самостоятельная деятельность детей с компонентами «Сторисека».

7. Организация игр «Режиссерская версия», «Допиши рассказ» (Детям предлагается устно составить краткий сценарий по книге, незначительно изменив ее содержание или сочинить продолжение к книге, обсуждение вопроса о том, можно ли показать спектакль по книге).

III Заключительный этап

С детьми можно использовать один из вариантов:

1. Пересказ.

2. Рефлексия - прослушивание детских впечатлений от произведения.

3. Продуктивная деятельность по содержанию книги: участие детей в мастерской «В мире историй» (рисование иллюстраций, обложек, изготовление закладок, коллажей, поделок, книжек-самоделок).

4. Проведение выставок по результатам продуктивной деятельности.

5. Организация «Книжкиной больницы».

С родителями:

1. Изготовление малых печатных форм для родителей: примеры вопросов для беседы по книге, биография писателя, книги в интересных фактах, рекомендации по организации процесса чтения.

2. Организация «Книгообмена» между семьями воспитанников.

Наблюдая за детьми, я заметила, что истории прочитанных литературных произведений, с использованием данной технологий, мои воспитанники стали переносить в различные виды детской деятельности. А самое главное, что они не только рисуют, лепят, конструируют, но и ведут между собой диалог, который строился на основе аргументированных фактах и литературной развернутой речи.

Ежегодно в нашем детском саду в начале учебного года проходит ярмарка педагогических идей. На этом мероприятии педагоги делятся опытом с коллегами. Так технологию «Сторисек» я представляла 2021 году и вошла в тройку лучших в номинации «Новые педтехнологии».

В соответствии с моделью методической работы и планом работы «Школы молодого педагога» нашего учреждения я поделилась организацией технологии «Мешок историй» с молодыми специалистами. Подготовила для них мастер-класс «Сторисек» как эффективная педагогическая технология приобщения детей к художественной литературе». Воспитатели познакомились с основами данной педагогической технологии и смоделировали «Сторисек» по мотивам русской народной сказки «Кот и Лиса». Уже два года подряд по приказу руководителя я являюсь наставником молодых воспитателей, имеющих стаж работы менее двух лет и также делюсь своими секретами с наставляемыми. Совсем недавно состоялась открытое занятие по развитию речи в младшей группе, где воспитатель под моим руководством применила на практике, технологию «Мешок историй» которую я сегодня представляю. Занятие прошло на достаточно хорошем уровне, и молодой специалист получила много положительных отзывов по организации образовательной деятельности.

От того, какое детство было у ребенка, зависит его дальнейшая жизнь и мировоззрение. Моя главная задача - сделать окружающий мир детей ярким, позитивным, запоминающимся. Учить и учиться, постоянно развиваться, делиться творчеством – вот мой девиз в профессии. Учить слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и высказывать, а главное – чувствовать. Учиться у детей открытости, светлому взгляду на жизнь.

Публикации по теме:

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Мастер-класс для воспитателей и родителей «Технология «Сторисек» или «Мешок историй» в детском саду»Мастер-класс для воспитателей и родителей «Технология «Сторисек» или «Мешок историй» в детском саду» Цель: знакомство и овладение инновационной технологией речевого развития дошкольников. Ход мероприятия. «Что такое сторисек»? Метод «Сторисек»,.

Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы «Приобщение дошкольников к художественной литературе» Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы Черепановой Ольги Петровны на 2022г. – 2023 г. Тема: «Приобщение дошкольников к художественной.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Педагогическая технология  «Загадка дня»Педагогическая технология  «Загадка дня» Загадка дня – это педагогическая технология которую предложила нам Программа «Про детей». Что она представляет и как работает данная технология.

Педагогический проект по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе «Сказки А. С. Пушкина» Актуальность: Сказка – это необходимый элемент жизни ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Дети стремятся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сторисек — педагогическая технология приобщения дошкольников к художественной литературе
Опубликовано: 2 июня 2024 в 16:29
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сторисек — педагогическая технология приобщения дошкольников к художественной литературе» (включая файлы) размещена пользователем Нелли Корабельникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД