Ирина Крайнева
Опыт работы по степ-аэробике в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья, а правильно организованная двигательная активность - важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым.
По мнению психологов: маленький ребёнок - деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях.
Публикация «Опыт работы по степ-аэробике в детском саду» размещена в разделах
Дети старшего дошкольного возраста, имея высокую потребность в двигательной активности, не всегда могут ее реализовать на должном уровне так как увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз, а также возрастают познавательные интересы детей, а именно: компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и видиокасет и т. д. В связи с этим именно у детей этого возраста двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни.
Традиционные занятия физической культуры – 3 раза в неделю - не могут решить проблему двигательного «голода». Долгорукова О. отмечает, что в содержании физкультурных занятий в дошкольных учреждениях часто наблюдается однообразие, отсутствие интереса у детей к занятиям физическими упражнениями.
Таким образом, можно выделить противоречие: с одной стороны необходимость организации оптимальной двигательной активности дошкольников, и с другой стороны тенденция к увеличению количества малоподвижных игр и занятий детей этого возраста.
Из противоречия вытекает проблема: как организовать оптимальную двигательную активность детей в условиях современного двигательного образования.
На фоне прогрессирующей гиподинамии я решила применить нетрадиционные средства физического воспитания, а именно степ-аэробику. - как одну из эффективных форм повышения двигательной активности, что, несомненно, приведет к укреплению здоровья детей.
Поэтому я перед собой поставила цель:
1. Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста потребности в двигательной активности.
2. Распространение педагогического опыта работы по степ – аэробике
3. Создание положительного психологического настроя у детей.
Задачи:
1. Укрепление здоровья:
• Развивать и укреплять костно-мышечную систему дошкольника;
• Формировать правильную осанку, стопу;
• Стимулировать работу сердечно- сосудистой, дыхательной системы организма;
• Приобщать к здоровому образу жизни.
2. Развитие двигательных качеств и умений:
• Развивать точность и координацию движений;
• Развивать гибкость и пластичность;
• Воспитывать выносливость;
• Развивать умение ориентироваться в пространстве;
• Обогащать двигательный опыт ребенка.
3. Развитие музыкальности:
• Развитие способности слушать и чувствовать музыку;
• Развивать чувство ритма;
• Развивать музыкальную память.
4. Развитие психических процессов:
• Развивать восприятие, волю, память, мышление;
• Тренировать подвижность и гибкость нервных процессов.
5. Воспитание нравственно- коммуникативных качеств личности:
• Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, настойчивость
Что такое степ – аэробика? – «Степ»- в переводе с английского языка означает «шаг».
Степ-аэробика - это комплекс ритмических движений под музыку с использованием степ – платформ.
Степ- аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие, укрепляет мышечную систему, улучшает гибкость, пластику, восстанавливает тонус тела, нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, помогает выработать хорошую осанку, красивые, выразительные и точные движения, способствует гармоничному развитию.
Активность дошкольника во многом обусловлена его заинтересованностью. Необходим хороший эмоциональный фон, увлекательные физические упражнения и игры, вызывающие у детей желание заниматься по собственному побуждению. В этом мне и помогают индивидуальные снаряды — степы.
Степы- это скамейки, высотой не более 8 см, шириной — 25 см, длиной — 40 см.
Внедрение инновационной технологии «степ-аэробика» в учебно- воспитательный процесс детского сада, включает в себя три этапа. На первом подготовительном этапе выявляются основные проблемы и пути их решения. Потом изучается и анализируется методическая литература по теме. Осуществляется медико- педагогический контроль.
На втором этапе создаются необходимые условия для занятий степ – аэробикой (изготовление степ – платформ, оформляется наглядный материал. Начинается работа по внедрению степ – аэробики в учебно- воспитательный процесс - это практические занятия.
На третьем этапе происходит диагностирование, обобщаются, анализируются данные мониторинга, дети выступают перед родителями, на открытых мероприятиях, оформляется наглядный материал – фотовыставки, делаются выводы и предложения.
Упражнения для степ– аэробики подбираются преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба, вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре.
Комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Все упражнения основной части выполняются на степе в легком танцевальном ритме с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.
Один комплекс степ- аэробики, как полное занятие, выполняется детьми в течение трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут изменяться и усложняться.
Степ- аэробика проводится под веселую музыку, знакомую детям. Можно использовать современную эстрадную музыку. Самое главное, чтобы она была ритмичная, жизнерадостная и эмоциональная.
Коллективные занятия детей под музыкальное сопровождение воспринимаются воспитанниками гораздо лучше, повышают их эмоциональность. Выполняя совместные упражнения, дети не чувствуют дискомфорт, неуверенность даже если не всё получается.
Занятия степ – аэробикой могут носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений. Таким образом, использование степ-аэробики в работе с дошкольниками, влияет на развитие и совершенствование координационных способностей, таких как динамическое равновесие, способность к дифференцированию, ориентировку в пространстве, музыкально- ритмическую способность.
В детском саду можно использовать следующие варианты степ- аэробики :
1. В форме полных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25—35 мин.
2. Как часть физкультурных занятий (продолжительность от 10 до 15 мин.) в виде ОРУ с предметами и без;
3. В форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект
4. В подвижных играх;
5. В показательных выступлениях детей на праздниках;
6. Как степ-развлечение.
При распределении упражнений необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т. е. частота сердечных сокращений не должна превышать 150—160 уд. /мин.
На занятиях степ-аэробикой используются разнообразные методические приемы обучения двигательным действиям: показ, объяснения, художественное слово, наглядность, повторение, закрепление, воспитание инициативы и творчества; поощрение, которое вызывает у детей желание еще раз повторить упражнение, а неоднократное повторение движений улучшает качество их выполнения. Образные сравнения, приводимые в объяснении того или иного движения, помогают детям правильно его осваивать, так как создают у детей особое настроение, что вызывает желание активно действовать. Изменение темпа выполнения упражнения – является важным методическим приемом, замедляется или ускоряется темп в зависимости от стадии усвоения упражнения. Использование предлагаемой совокупности методических приемов, как показывают наблюдения, улучшают восприятие двигательных заданий и повышают эффективность выполнения движений.
Организуя степ-аэробику, нельзя забывать о технике безопасности и физической нагрузке для детей старшего дошкольного возрасте, ее распределении с учетом состояния их здоровья, уровня физической подготовленности.
1. Выполнять шаги в центр платформы
2. Ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъеме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг.
3. Опускаясь на степ-платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней. Не отступать больше, чем на длину ступни от степ-платформы.
4. Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями н
4. Делать шаг с легкостью, не ударять по степ-платформе ногами.
Техника степ-аэробики предполагает постоянное поддержание правильной осанки. Поэтому очень важно напоминать детям о необходимости сохранения правильного положения тела во время всех движений. Интерес детей к выполнению упражнений степ – аэробики возрастает, когда у них появляется уверенность в своих силах.
В работе с детьми используются контрольные занятия, занятия – зачеты, которые позволяют выявить уровень физической подготовленности детей, наметить план индивидуальной работы. На таких занятиях имеют место экраны соревнований, а для награждения грамоты, медали, дипломы.
Было замечено, что более высокая работоспособность и стремление к дальнейшему овладению двигательными навыками проявляются при использовании разнообразных предметов, поэтому включаются в комплекс утренней гимнастики упражнения с предметами – мячами, обручами, кубиками и любыми игрушками, в том числе мягкими, что оказывает эффективное воздействие на психоэмоциональное состояние детей. Для поддержания интереса у детей к занятиям степ-аэробикой, целесообразно проводить степ – развлечения, которые строятся на хорошо знакомом детям материале. На таких развлечениях, дети выполняют необычные игровые упражнения с использованием степ – платформы. Дети с удовольствием участвуют в подвижных играх: «Сделай фигуру», «Перелет птиц». «Медведи и пчелы» «Быстро в домик». Детский спортивный праздник, праздник с участием родителей – это радость, веселье! Показательные выступления детей с комплексами степ – аэробики на таких праздниках вызывает всегда восторг, как у зрителей, так и у участников. Комплексы степ – аэробики украшают любой праздник и всегда интересны родителям и детям! Таким образом, область применения степ-платформы довольна широка : в качестве оборудования для формирования основных видов движений: бег, ходьба, прыжки, ползание; для подвижных игр как для детей старшего, так и младшего возраста, для проведения эстафет, для выполнения ритмических композиций, танцевальных движений, игроритмики; для индивидуальной и самостоятельной двигательной активности.
За период работы в данном направлении мною отмечена положительная результативность по следующим показателям:
1. Стойкий интерес к занятиям по физическому воспитанию.
2. Улучшение пространственной ориентировки (вправо-влево)
3. Улучшение чувства ритма, синхронности движений
4. Улучшение таких физических качеств, как ловкость, быстрота, сила
Кстати, научные исследования, проведенные американскими учеными, показали, что степ-аэробика незаменима для профилактики и лечения таких недугов, как артрит и остеопороз. Поэтому я рекомендую заниматься степ – аэробикой своим коллегам.