МААМ-картинки

Опыт работы по экологическому воспитанию в детском саду

Наталья Сурова
Опыт работы по экологическому воспитанию в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

«Экологическое воспитание, как средство развития детей дошкольного возраста»

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

В соответствии с этим мы выделяем основные задачи экологического образования :

Публикация «Опыт работы по экологическому воспитанию в детском саду» размещена в разделах

Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятия её красоты и многообразия;

• Формирование знаний о природе;

• Развития сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

В детском саду мы используем следующие экологические программы :

• Юный эколог – автор С. Н. Николаева

Цель: воспитание экологической культуры дошкольников. В программе представлено 5 разделов: первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; в третьем прослеживается их роль в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в четвёртом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать; в пятом показаны разные формы взаимодействия человека с природой. В программу «Юный эколог» входит подпрограмма, предназначенная для повышения квалификации педагогов и переориентации их мышления с «ознакомления с природой» на «экологическое воспитание».

«Наш дом - природа» - автор Н. А. Рыжова

Цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и места человека к ней. К программе есть методические разработки, представленные в серии книг Н. А. Рыжовой: «Волшебница-вода», «Воздух невидимка», «Невидимые ниточки природы», «Не просто сказки» и другие.

Воспитатели нашего детского сада посещали авторские семинары Н. А. Рыжовой. Была приобретена методическая литература и пособия по экологическому образованию.

Педагогами ДОУ были обобщены и распространены опыты работ по экологическому направлению на педагогических советах, кустовых методических объединениях. Воспитатель Иванокова Л. Д. обобщила опыт работы по теме : «Экологическое воспитание через игровую деятельность», воспитатель Скатова М. Н. по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание через приобщение к природе родного края».

Экологическое воспитание требует наличия определённой материальной базы. Уголок живой природы значительно обогащает и расширяет знания детей, даёт возможность сформировать у детей практические умения и навыки, необходимые при уходе за растениями. На территории и участках для разнообразных наблюдений и ухода за растениями имеется огород и цветники, уголок леса, сада. Разработана экологическая тропа по территории детского сада. В методическом кабинете имеются иллюстративные пособия, муляжи, модели, микроскоп и различное оборудование для проведения опытов, технические средства обучения.

Наличие материальной базы обеспечивает возможность наблюдать за объектами, фиксировать эти наблюдения, ухаживать за растениями и животными, отражать свои впечатления в художественной и игровой деятельности.

По экологическому развитию детей мы используем различные формы работы :

• Занятия (в форме путешествий, игры, с привлечением родителей, КВН);

На занятиях широко используются:

- проблемные ситуации для проведения опытов (позволяющих «открыть новое знание»;

- вопросы поискового характера;

- игровые приемы;

-сюрпризный момент;

- практическая работа и поисковая деятельность.

• Экскурсии;

На экскурсиях дети знакомятся с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года, дети учатся ориентироваться на местности.

• Практическая деятельность в природе;

Для ознакомления детей с природным миром предусмотрено большое количество практических работ, в том числе: труд по уходу за растениями и животными, проведение наблюдений и элементарных опытов, ориентирование на местности и т. д. Практические задания дают детям возможность усваивать не только фактический материал, но и приучают мыслить, изучать логические закономерности окружающего мира.

• Природоохранные акции;

Природоохранные акции – это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Мы проводим с детьми следующие природоохранные акции:

- «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время);

- «Чистое утро» (уборка территории) :

- «Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление);

- «День цветов» (создание цветочных клумб);

- «Майский букет» (выращивание цветов к Дню Победы);

- «День огородника» (создание овощных грядок).

• Проведение экологических викторин;

- «Лес и его обитатели»;

- «Мир природы»;

- «В мире прекрасного» и другие.

• Выпуск детьми экологических плакатов.

Итоги работы по экологическому воспитанию отражаются в конкурсе плакатов и рисунков на темы: «День Земли», «Сохрани окружающий мир», «Мир вокруг меня», «Русская берёзка» и выпуск «Экологических листков».

Дети подготовительной к школе группы в конце года объясняют экологические зависимости, устанавливают связи и взаимодействия человека с природой. Могут ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Имеют представления о различных природных объектах, о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах, Красной книге, природе родного края. И устанавливают причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Экологическое воспитание в настоящее время не только одно из наиболее сложных направлений в работе ДОУ, но и важный процесс непрерывного воспитания экологической культуры родителей, так как семья играет главную роль в жизни ребёнка. Для реализации системы сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию, установлению с ними партнё рских отношений мы ставим следующие задачи:

• Повышение уровня нравственно-экологической компетентности родителей;

• Вовлечение родителей в совместную с ДОУ экологически-ориентированную деятельность;

• Создание в ДОУ атмосферы общности интересов в контексте решения задач по экологическому воспитанию дошкольников.

Формы работы с родителями самые разнообразные, проведение семинаров-практикумов, участие в природоохранных акциях, оформление информационного материала, анкетирование, проведение совместных досугов и развлечений, день открытых дверей, выпуск экологических листовок и плакатов, родительские собрания, выставки, участие в экологических играх, презентации поделок, игр, пособий и рисунков на тему: «В союзе с природой». Разработанная система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей способствует воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.

Таким образом, цель нашей работы – осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста на единых подходах и принципах:

-непрерывности преемственности содержания, в котором программный материал располагается в последовательности с учётом возрастающей детской компетентности;

-развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действия;

- предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;

-рациональное сочетание разных видов детской деятельности;

-обеспечение психологического комфорта, повышения внимания к здоровью детей;

-отношение к ребёнку как личности, ориентации на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;

-сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.

Публикации по теме:

Акция в детском саду по экологическому воспитанию дошкольников «Капелька»Акция в детском саду по экологическому воспитанию дошкольников «Капелька» Акция – это коллективная деятельность, предпринимаемая для достижения конкретной цели, она позволяет охватить детей и родителей группы и.

Опыт работы «Формы работы с родителями в детском саду» В нашем дошкольном учреждении мы используем разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями. К ним относятся: Информационно-аналитические:.

Опыт работы «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду»Опыт работы «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Детский сад это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. В современных условиях задачей взаимодействий.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду Нравственно- патриотическое воспитание в детском саду В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированное.

Опыт работы по экологическому воспитанию в старшей группе Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 г. Сим Ашинского района Челябинской области.

Опыт работы ДОУ по экологическому воспитанию Сохраним природу для потомков Отношение человека к окружающей среде – это уже и сам человек, его характер, его философия, его душа, его.

Опыт работы по экологическому воспитанию В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может.

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников Экологическое воспитание дошкольников Аннотация: экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для.

Опыт работы по экологическому воспитанию в ДОУ Экологическое воспитание в ДОУ В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда,.

Фотоотчет о работе по экологическому воспитанию в детском саду «Ждем пернатых гостей!»Фотоотчет о работе по экологическому воспитанию в детском саду «Ждем пернатых гостей!» «Ждем пернатых гостей».Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по экологическому воспитанию в детском саду
Опубликовано: 15 ноября 2018 в 22:00
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по экологическому воспитанию в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Сурова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД