Наталья Сурова
Опыт работы по экологическому воспитанию в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическое воспитание, как средство развития детей дошкольного возраста»
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
В соответствии с этим мы выделяем основные задачи экологического образования :
Публикация «Опыт работы по экологическому воспитанию в детском саду» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятия её красоты и многообразия;
• Формирование знаний о природе;
• Развития сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
В детском саду мы используем следующие экологические программы :
• Юный эколог – автор С. Н. Николаева
Цель: воспитание экологической культуры дошкольников. В программе представлено 5 разделов: первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; в третьем прослеживается их роль в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в четвёртом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать; в пятом показаны разные формы взаимодействия человека с природой. В программу «Юный эколог» входит подпрограмма, предназначенная для повышения квалификации педагогов и переориентации их мышления с «ознакомления с природой» на «экологическое воспитание».
• «Наш дом - природа» - автор Н. А. Рыжова
Цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и места человека к ней. К программе есть методические разработки, представленные в серии книг Н. А. Рыжовой: «Волшебница-вода», «Воздух невидимка», «Невидимые ниточки природы», «Не просто сказки» и другие.
Воспитатели нашего детского сада посещали авторские семинары Н. А. Рыжовой. Была приобретена методическая литература и пособия по экологическому образованию.
Педагогами ДОУ были обобщены и распространены опыты работ по экологическому направлению на педагогических советах, кустовых методических объединениях. Воспитатель Иванокова Л. Д. обобщила опыт работы по теме : «Экологическое воспитание через игровую деятельность», воспитатель Скатова М. Н. по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание через приобщение к природе родного края».
Экологическое воспитание требует наличия определённой материальной базы. Уголок живой природы значительно обогащает и расширяет знания детей, даёт возможность сформировать у детей практические умения и навыки, необходимые при уходе за растениями. На территории и участках для разнообразных наблюдений и ухода за растениями имеется огород и цветники, уголок леса, сада. Разработана экологическая тропа по территории детского сада. В методическом кабинете имеются иллюстративные пособия, муляжи, модели, микроскоп и различное оборудование для проведения опытов, технические средства обучения.
Наличие материальной базы обеспечивает возможность наблюдать за объектами, фиксировать эти наблюдения, ухаживать за растениями и животными, отражать свои впечатления в художественной и игровой деятельности.
По экологическому развитию детей мы используем различные формы работы :
• Занятия (в форме путешествий, игры, с привлечением родителей, КВН);
На занятиях широко используются:
- проблемные ситуации для проведения опытов (позволяющих «открыть новое знание»;
- вопросы поискового характера;
- игровые приемы;
-сюрпризный момент;
- практическая работа и поисковая деятельность.
• Экскурсии;
На экскурсиях дети знакомятся с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года, дети учатся ориентироваться на местности.
• Практическая деятельность в природе;
Для ознакомления детей с природным миром предусмотрено большое количество практических работ, в том числе: труд по уходу за растениями и животными, проведение наблюдений и элементарных опытов, ориентирование на местности и т. д. Практические задания дают детям возможность усваивать не только фактический материал, но и приучают мыслить, изучать логические закономерности окружающего мира.
• Природоохранные акции;
Природоохранные акции – это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Мы проводим с детьми следующие природоохранные акции:
- «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время);
- «Чистое утро» (уборка территории) :
- «Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление);
- «День цветов» (создание цветочных клумб);
- «Майский букет» (выращивание цветов к Дню Победы);
- «День огородника» (создание овощных грядок).
• Проведение экологических викторин;
- «Лес и его обитатели»;
- «Мир природы»;
- «В мире прекрасного» и другие.
• Выпуск детьми экологических плакатов.
Итоги работы по экологическому воспитанию отражаются в конкурсе плакатов и рисунков на темы: «День Земли», «Сохрани окружающий мир», «Мир вокруг меня», «Русская берёзка» и выпуск «Экологических листков».
Дети подготовительной к школе группы в конце года объясняют экологические зависимости, устанавливают связи и взаимодействия человека с природой. Могут ухаживать за растениями и животными в уголке природы. Имеют представления о различных природных объектах, о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах, Красной книге, природе родного края. И устанавливают причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
Экологическое воспитание в настоящее время не только одно из наиболее сложных направлений в работе ДОУ, но и важный процесс непрерывного воспитания экологической культуры родителей, так как семья играет главную роль в жизни ребёнка. Для реализации системы сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию, установлению с ними партнё рских отношений мы ставим следующие задачи:
• Повышение уровня нравственно-экологической компетентности родителей;
• Вовлечение родителей в совместную с ДОУ экологически-ориентированную деятельность;
• Создание в ДОУ атмосферы общности интересов в контексте решения задач по экологическому воспитанию дошкольников.
Формы работы с родителями самые разнообразные, проведение семинаров-практикумов, участие в природоохранных акциях, оформление информационного материала, анкетирование, проведение совместных досугов и развлечений, день открытых дверей, выпуск экологических листовок и плакатов, родительские собрания, выставки, участие в экологических играх, презентации поделок, игр, пособий и рисунков на тему: «В союзе с природой». Разработанная система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей способствует воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.
Таким образом, цель нашей работы – осуществление непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста на единых подходах и принципах:
-непрерывности преемственности содержания, в котором программный материал располагается в последовательности с учётом возрастающей детской компетентности;
-развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действия;
- предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;
-рациональное сочетание разных видов детской деятельности;
-обеспечение психологического комфорта, повышения внимания к здоровью детей;
-отношение к ребёнку как личности, ориентации на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
-сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.