Юлия Яковлева
Опыт работы «Песочная терапия в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Современные правила ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных, развивающих технологий и интересных методов в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих развитие детей, их комфортное пребывание в условиях детского учреждения и сохраняющих здоровье каждого ребенка.
Солнце, море и песок оказывает приятные ощущения и эмоции у каждого человека. Каждый из нас знает свойства песка.
Публикация «Опыт работы „Песочная терапия в детском саду“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Кто в детстве не играл в "куличики"? Песочный набор – вот, что мы покупаем своему ребенку, когда идём гулять. Самые первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице. Это наши традиционные игры с песком. Но давайте посмотрим, как простую песочницу можно использовать с другой стороны.
Это побудило меня использовать в своей педагогической деятельности такой технологии как песочная терапия, потому что с помощью обычных материалов и простых приемов можно решить много проблем у детей.
Мой практический опыт показывает, что большое количество детей испытывают какие – либо трудности в получении того или иного социального опыта, у них происходят конфликты со сверстниками, капризы, агрессия, упрямство. Педагоги пытаются найти эффективные приемы и средства педагогического воздействия. Наиболее подходящим средством обогащения социального опыта и стабильного психоэмоционального состояния ребенка является арт-терапия.
Арт-терапия включает в себя музыкотерапию, психогимнастику, песочную терапию, сказкотерапию.
Песочная терапия была изобретена К. Юнгом.
Он утверждал: «Игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим».
Актуальность
Изучая теорию специалистов, я пришла к идее внедрить «песочную терапию» в своей группе. Считая, что игра с песком – одна из форм обычной активности дошкольника.
Песочная терапия для маленьких детей – наилучший способ избавиться от агрессии и негатива, быть увереннее в себе, позволить педагогам найти и раскрыть истинные причины конфликтов, страхов и в дальнейшем провести коррекцию.
Игра на песке с фигурками особенно полезна тем детям, которые не могут выразить свои переживания при помощи слов.
Игра с песком – это простая и доступная каждому дошкольнику форма деятельности.
Цели и задачи песочной терапии.
Цель: не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
Задачи:
развить позитивную Я-концепцию;
стать более ответственным в своих поступках и действиях;
учить полагаться на самого себя;
овладеть чувством контроля;
развить уверенность к процессу преодоления трудностей;
развить самооценку и обрести веру в самого себя
В своей работе использую :
Набор игрового материала
Песок
Деревянный ящик или подносы
Песок – загадочный материал. Он обладает определенной способностью завораживать нас - своей способностью принимать любые формы: быть сухим, влажным, легким, скользящим, пластичным, плотным. Игры в песочнице захватывает дух у детей и взрослых.
Метод песочной игры используют для детей с трех лет, используется для работы с проблемами
• психологические травмы
• страхи, тики, навязчивости и др. расстройства
• проблемы поведения (агрессия и др.)
• расстройства настроения
• взаимоотношения родителей и детей
• трудности в общении;
• взаимоотношения родителей и детей
• так же используется для коррекции нарушений устной и письменной речи у детей.
В своей работе использую формы :
1. Индивидуальная
2. В парах
3. Групповая
Песочная терапия :
1. Развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
2. Вызывает желание у ребенка узнавать что-то новое, работать самостоятельно и экспериментировать.
3. Развивает творческую личность (саморазвитие ребенка).
4. Совершенствует развитие коммуникативных навыков ребенка, предметно-игровой деятельности, сюжетно-ролевой игры.
5. Развивает речь, закреплять навыки звукопроизношения, фонетико-грамматического строя, обучение письму и грамоте.
6. Интенсивно и гармонично развивает все познавательные функции (память, восприятие, мышление внимание).
В своей работе применяю методы и приемы песочной терапии :
1. Игровая деятельность;
2. Практическая исследовательская деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (формочки, совочки, кисточки, наблюдения, экспериментирования;
3. Наглядные методы (показ игрушек, презентации, рассматривание иллюстраций и картин).
4. Словесные методы: рассказ педагога, беседы, чтение литературных произведений (сказки, стихи, использование фольклорного жанра
(прибаутки, потешки).
Гипотеза исследования:
применение песочной терапии будет способствовать снижению уровня тревожности и страхов воспитанников;
развитию фантазии и образного мышления;
совершенствованию умений и навыков практического общения.
Основная часть
Использование «песочной терапии» в младших группах.
И вот настал момент, когда пришлось набирать маленьких детишек в ясельную группу. Перед глазами сразу мелькнули детские слёзы, капризы, истерики. И у меня возник вопрос: "Как же помочь, моим маленьким созданиям, быстро и безболезненно адаптироваться в детском саду?". И в этом мне помог мой "Волшебный песок".
Использование методов песочной терапии в работе с детьми первых-вторых младших групп, является самым доступным и естественным способом развития.
Песок имеет замечательное свойство "заземлять" негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1,5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они "проигрывают" свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая "песочные страны", ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
Игры с песком использую в своей младшей группе, в качестве групповой или подгрупповой работы и в качестве индивидуальных занятий по усмотрению с детьми «группы риска».
Летом мы используем стационарную песочницу на игровой площадке.
Благодаря песочной терапии дети быстро и легко адаптировались к условиям детского учреждения.
Мониторинг адаптации воспитанников к дошкольному
учреждению в период июль 2017 г.
Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня
Мониторинг адаптации воспитанников к дошкольному
учреждению в период январь 2018 г.
Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня.
В результате работы мною было подобрано много интересных и разнообразных игр и упражнений с песком, для детей разных групп, которые мы используем при составлении занятий. Комплектование и количество игр и упражнений, из которых состоит занятие, постоянно мною варьируются. Занятие может быть сокращено с целью предупреждения переутомления детей, последовательность частей меняется в соответствии с настроением детей и т. п.
Во время проведения занятий с использованием пескотерапии, я применяю такие формы работы с детьми, как:
Сюжетные игры - "Построим дорожку (дом, заборчик)",
"Норки для мышки".
Освоив простую постройку, даю усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.).
Игры-забавы - "Найди предмет", "Откопай сюрприз", "Спрячь ты, а я буду искать", "Необыкновенные следы", «Дождик».
Дидактические игры-упражнения - "Узоры на песке", "Мы создаем мир".
Рассказывание сказок.
Инсценирование: "Испечем пирожки".
Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. Например: "Заборчики". (Дети руками лепят заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка). При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.
В результате своей работы провела два открытых занятий по песочной терапии. Занятие «В гостях у Песочной Феи» было показано на муниципальном методическом объединении и конкурсе «Воспитатель года» с детьми детского сада «Березка».
Опыт работы с детьми показал :
В результате использования песочной терапии в ДОУ я наблюдала положительные изменения:
значительно повысился общий эмоциональный фон;
снизился уровень тревожности;
быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;
повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В течение десяти лет я активно использую методы арт-терапии и в особенности песочную терапию и сделала такие выводы. Игры c песком способствуют развитию общих речевых данных, силы и модуляции голоса, повышают эмоциональную отзывчивость. При проведении таких игр мы стараемся соблюдать главное правило - максимально поощрять фантазию и творческий подход, полностью исключив негативную оценку действий и результатов ребенка. В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. При работе с песком ребёнок фрустрирует свои страхи, происходит развитие мелкой моторике рук, познаёт прелесть песочной фантазии, развивает креативное мышление. Именно в песочнице он проигрывает все тревожащие его проблемы. В песке ребёнок мечтает и воплощает свои задумки. Мечтайте, ведь из мечты рождается реальность.
Мой опыт не только описывает современное состояние песочной терапии, но и ставит вопрос: а что же такое песочная терапия сегодня, это самостоятельное направление, метод или среда? Процесс накопления опыта работы с песочницей представителями различных направлений интересен тем, что благодаря этому с разных сторон исследуются взаимоотношения человека с проекцией его внутреннего мира. Все это говорит в пользу того, что песочница — это СРЕДА для общения человека с самим собой и символами реального мира.
Итак, сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике, психологическом консультировании и театральном искусстве. Однако законченная концепция песочной терапии еще не сформирована. Это дает возможность вам, дорогие коллеги, внести свой неповторимый вклад в распространение и осмысление этого чудесного метода.
И напоследок, хочу пожелать воспитателям креативности и успехов в работе с дошколятами в применении метода.
Литература
1. Аромштам,М. «Игры на влажном песке»/М. Аромштам. / Дошкольное образование: издательского дома «Перое сентября».2006.N 12. С. 6.
2. Бережная,Н. Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н. Ф. Бережная. / /Дошкольная педагогика. -2007.-N1.-С. 50-52
3. Бондарцева,С. Н. «Домик развития можно строить на песке» /С. Н. Бондарцева / / Педагогический вестник. -2006.-N3.-С. 5.
4. Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л. Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып. 10.-С. 42-47.
5. Грабенко,Т. М. «Игры с песком, или песочная терапия» /Т. М. Грабенко/ /Дошкольная педагогика. -2004.N5.-С. 26-29