Восьмерик Яна Вениаминовна
Опыт работы «Создание в ДОУ условий для успешной реализации задач по ознакомлению дошкольников с предметным миром»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация из опыта работы
«Создание в ДОУ условий для успешной реализации задач по ознакомлению дошкольников с предметным миром»[/i]
Выполнил:
Восьмерик Яна Вениаминовна
2 слайд:
Дошкольный возраст — пора более насыщенного, более активного, чем в раннем возрасте, восприятия действительности и включения в окружающую жизнь.
Публикация «Опыт работы „Создание в ДОУ условий для успешной реализации задач по ознакомлению дошкольников с предметным миром“» размещена в разделах
Ознакомление дошкольников с окружающим миром — это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
В последнее время в большое внимание уделяется социальному развитию ребёнка. Основная задача общества - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя. Для развития и социализации ребёнка большое значение имеют представления о разнообразных предметах.
Ребенок каждодневно сталкивается с предметами и явлениями, одни из которых ему знакомы, другие — нет. У него возникают вопросы, сильное желание узнать: что это? Как называется? Для чего? Из чего и как сделано? Ребенок пытается рассмотреть окружающие предметы, потрогать их, действовать с ними.
Дети, приходя в этот мир, не понимают назначение окружающих их предметов, смысл вещей. Открыть мир вещей помогает взрослый, как носитель опыта.
3 слайд:
«Предметное окружение»
Введение в предметный мир предполагает :
• ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, классификация и т. п.);
• восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.
В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.
4 слайд:
Ольга Витальевна Дыбина считает, что предметный мир целесообразно рассматривать с позиций пользы для ребенка, состоящий из трех групп предметов.
Первая группа предметов - это те, с которыми ребенок не действует, т. к. дети в силу объективных причин лишены возможности непосредственного контакта с ними, их отношение социально опосредовано взрослыми (например, предметы, облегчающие труд взрослых на производстве, электроприборы, проф. инструменты, разновидности транспорта и т. д.).
Вторая группа - предметы, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Предметы, которыми ребёнок пользуется постоянно (одежда, обувь, головной убор, игрушки, посуда, мебель, постельные принадлежности, спортинвентарь, школьные принадлежности и т. д.) Он действует с ними, видит их многообразие.
Третья группа - предметы, с которыми ребенок действует, предметы, которые ребёнок способен преобразовать, приспособить для своих нужд (пластилин, глина, песок, тесто, снег, дерево, ткань, бумага – природный и бросовый материал).
5 слайд:
Процесс познания предметного мира состоит из 3-х этапов.
1 - этап. Спонтанно – исследовательский.
Первое знакомство с предметом.
Надо организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию.
Главное : ребёнок должен усвоить зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать.
2 – этап. Вариативный - использование предмета.
Развитие спонтанно – ролевой игры, предметы заменители.
Развивается воображение, творческие способности.
3-этап. Преобразующий (старший дошкольный возраст) .
Дети изучают предметы : как устроены, какими свойствами обладают, каким целям могут служить. Развивается наглядно - образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека.
6 слайд:
Развивающая предметно – пространственная среда.
Основные требования к организации среды.
В соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда группы должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа и учёта особенностей коррекции недостатков развития.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть:
- содержательно-насыщенной, развивающей;
- трансформируемой;
- полифункциональной;
- вариативной;
- доступной;
- безопасной;
- здоровьесберегающей;
- эстетически-привлекательной
7 слайд:
Для ознакомления детей с предметным миром. Дети могут использовать все помещения детского сада, группы.
Кроме того в нашей группе создан уголок познавательно-исследовательской деятельности, в котором для расширения кругозора о мире предметов находятся :
- разные книги, энциклопедии познавательного содержания;
8 слайд:
Важной и интересной частью ознакомления детей с предметным миром, на мой взгляд, является ознакомление детей с прошлым и настоящим знакомых предметов, а также с их будущим. На примере историй предметов посуды, мебели, одежды, т. п. расширяю представления детей о том, как выглядели эти вещи в далёком прошлом, как человек, удовлетворяя свои потребности, изобретал, преобразовывал и усовершенствовал предметы для своих нужд.
Образовательная деятельность такого типа проходит в форме игр - путешествий в прошлое предмета, например, «Путешествие в пошлое кресла», «Путешествие в прошлое посуды» и т. п.
Основными составляющими являются исследования и эксперименты, в процессе исследовательской деятельности дети учатся видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, высказывать суждения.
В группе в свободном доступе для детей имеются:
- альбомы с иллюстрациями по обобщающим темам, для формирования представлений детей о предметах рукотворного мира;
- альбомы с иллюстрированной информацией об истории вещей, о различных материалах
- приборы для проведения опытов и экспериментов.
9 слайд:
Имеются алгоритмы описания свойств и качества материалов;
Дидактические игры на закрепление качественных характеристик предметов;
Выбор готовых игр по данной теме небольшой, поэтому много игр, созданных своими руками.
Так же в ДОУ имеется база картотек различной направленности:
- презентации, видеоролики (Крестьянский дом, ткани, прошло мебели, одежда и как она появилась, первые орудия труда и др.)
Таким образом, созданная в группе предметно - развивающая среда, пополняется, корректируются в зависимости от возраста и интересов детей, а также от уровня формирования представлений о предметном мире.