Алеся Михович
Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития самостоятельной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития самостоятельной деятельности детей
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕРЕЗОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 2»
Тема: «Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития самостоятельной деятельности детей»
Работу подготовила:
Толстунова Е. А. - воспитатель
Березовка
2019
СОДЕРЖАНИЕ:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
I. Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 2.
II. Понятие «самостоятельность» _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 2.
III. Значение предметно-пространственной развивающей среды для ребенка _ стр. 3.
IV. Из опыта работы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 4.
V. Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 8.
VI. Литература _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ стр. 9.
I. Введение
Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.
В соответствии с ФГОС образовательные задачи должны решаться
• в ходе режимных моментов,
• в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях,
• в самостоятельной деятельности детей
• в совместной деятельности с семьей.
ФГОС – правила развития ребенка, а не его обучения в ДОУ, отсюда приоритет на условия, предполагающие развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением элементарных трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомлению с окружающем ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и элементарной формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началом математики и, наконец, ролевая игра. (Слайд 2)
II. Понятие «самостоятельность».
Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Прежде чем перейти к вопросу организации этой самостоятельной деятельности в условиях ДОУ, я расскажу о том, что же необходимо понимать под самостоятельностью. (Слайд 3)
В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность».
1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.
3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач. (Слайд 4)
Полноценное развитие ребенка осуществляется в результате его самопроявления и самоутверждения в деятельности, через активность, самостоятельные пробы и ошибки. Успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать самостоятельно. (Слайд 5)
III. Значение предметно-пространственной развивающей среды для ребенка.
Цель создания предметно-пространсвенной развивающей среды — создание эффективных условий для возникновения и развертывания полноценной самостоятельной деятельности детей в группе с учетом их индивидуальных особенностей, потребностей и интересов. (Слайд 6)
Развитие самостоятельности — одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. При создании развивающей среды я определила для себя следующие задачи.
- Способствовать проявлению инициативы и творчества в разных видах деятельности.
- Совершенствовать умение организовывать и завершать собственную деятельность.
- Воспитывать желание вступать в контакт со сверстниками для достижения общей цели.
Предметная среда должна предоставлять ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир, а не воспитатель побуждает дошкольника к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности предоставляет ему широкие возможности для саморазвития. (Слайд 7)
Каждому ребенку от природы дано быть умным, здоровым и счастливым человеком. Задача взрослых помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его познать окружающий мир. У нас он будет общаться, играть, рисовать, танцевать, научится писать, строить и многое другое, т. е. ребенок станет большим и самостоятельным. (Слайд 8)
IV. Из опыта работы.
Я работаю на подготовительной группе, следует отметить, что дети на седьмом году жизни, становятся менее понятны для окружающих, порой ведут себя вызывающе, порой манерничают, кого-то изображают, кому-то подражают. То есть ребенок примеряет разные модели поведения, заявляя о своей индивидуальности, о своем праве быть таким, каким он хочет.
Дети остро переживают, если взрослый выражает сомнение в их самостоятельности, ограничивает свободу. Необходимо поддерживать в детях ощущение их взросления, вселять уверенность в своих силах.
Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок и во второй половине дня.
Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в раздевалке группы, где находятся индивидуальные шкафчики для детей. На шкафчиках наклеены картинки со сказочными персонажами, каждый ребенок самостоятельно выбирал себе картинку, такими же картинкам продублированы шкафчики для полотенец и полочка для выставки работ из пластилина. (Слайд 9)
Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям; доска для детского творчества.
Пока идет утренний прием дети в группе по своему усмотрению выбирают настольно-печатные игры, логико-математические задания (ребусы, головоломки, и т. д.) или просматривают книги и альбомы по теме недели. (Слайд 10)
У нас имеется уголок дежурства по группе и по столовой, пройдя в группу, дети знают кто, где дежурит, самостоятельно распределяют обязанности. В конце дня, передают дежурство, свои карточки дежурных меняют на карточки следующих по очереди ребят. (Слайд 11)
Во время зарядки, дети очень часто выступают в роли руководителя, показывают упражнения, определяют ход выполнения упражнений, такая практика помогает подчеркнуть рост возможностей каждого ребенка.
(Слайд 12)
При построении среды в групповом пространстве ДОУ я руководствовалась принципами В. А. Петровского, требованиями ФГОС к
развивающей предметно-пространственной среде. Исходя их принципа активности, самостоятельности, творчества, в группе создан «центр коллекционирования». Это относительно новый центр, создан по желанию детей, в нем пока только одна коллекция – игрушки из киндер-сюрпризов. (Слайд 13)
«Центр общения» - то пространство группы, где мы можем сесть в круг и вести беседы.
«Центр сюжетно-ролевой игры» отображает различные сюжеты: бытовые, трудовые, общественные. Оборудование для игр представлено игровыми маркерами, часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры. (Слайд 14-17)
Дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть.
Для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов в группе имеется короб с неоформленным игровым материалом (пластиковая и картонная упаковка, отходы ткани, меха, кожи, пряжа и др.) (Слайд 18)
Неоформленный игровой материал дети используют в зависимости от игрового замысла как предметы заместители.
В группе имеется шатер уединения, где ребенок может побыть наедине с собой, отдохнуть и решить каким видом деятельности он хочет заняться.
(Слайд 19)
Еще одно новшество в нашей группе «коврик дружбы» - ДАВАЙ ПОМИРИМСЯ. Который позволяет детям разрешать конфликтные ситуации, сидя на этом коврике дети обсуждают свои проблемы, учатся договариваться.
Для организации самостоятельной повседневной трудовой деятельности, развития инициативности и творчества создана творческая мастерская, позволяющая детям работать с тканью, мехом, бумагой и другими материалами, есть «стена рисования». Для самостоятельной работы включены схемы, пооперационные карты, алгоритмы действий в различных видах деятельности. (Слайд 20)
Так как в ДОУ нет возможности организовать живой уголок, дети предложили в группе сделать искусственный аквариум, а из пряжи сделали попугайчиков в клетку. (Слайд 21)
Для организации экспериментальной деятельности организована небольшая лаборатория. Где дети могут совершенствовать познания в интересующих их областях. (Слайд 22-23)
Дети по собственному замыслу могут изменить пространственную организацию среды, используя для этой цели ширмы, крупный модульный материал, трансформируемость столов. (Слайд 24)
С большим интересом дети работают в мини-музее «Космос», самостоятельно дополняют экспозицию музея, принося из дома книги, фотографии, создают экспонаты из бросового материала, из конструктора Лего, из пластилина… (Слайд 25)
В театральном центре имеются различные виды театров, костюмерная. Дети самостоятельно подбирают себе роли, костюмы, атрибуты для постановки задуманного сюжета. (Слайд 26-28)
Центр изобразительного искусства кроме обычных материалов (карандаши, кисти, краски, бумага, фломастеры, восковые мелки, включает схемы, альбомы самоделок для самостоятельного создания различных образов. Рядом отведено место для демонстрации детских работ. Имеется «стена рисования», кроме того активируется верхнее пространство путем крепления детских рисунков нитями к потолку. (Слайд 29-30)
Популярностью у мальчиков пользуется центр ПДД, который не только формирует навыки безопасного поведения на дороге, но и способствует закреплению и воплощению личного социального опыта детей в игре, погружению в игровую ситуацию, проявлению изобретательности. (Слайд31)
Для старших дошкольников расширяются возможности познания родного края, страны, поэтому в группе с учетом регионального компонента, создан «туристско-краеведческий центр», для которого созданы альбомы с фотографиями о знаменитых художниках, писателях, музыкантах, спортсменах, достопримечательностях города и края. Дети совместно с родителями изготавливают макеты достопримечательных мест родного края. С детьми изготовили «КРАСНУЮ КНИГУ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ», для которой дети совместно с родителями подбирают фотографии и рассказы. (Слайд32)
Одним из принципов дошкольного образования по ФГОС и технологии реализации программы «Детство», является сотрудничество с семьей. При организации среды в группе, способствующей развитию самостоятельной деятельности, активно вовлекаем родителей. Помогали в оформлении участка, силами родителей изготовлены ширмы, атрибуты для театрального центра. Родители помогают в изготовлении выносного материала для организации прогулки детей из неоформленного игрового материала (простые ширмы разных размеров, обрезки пластиковых труб, чурочки). Дети с удовольствием организовывают игры с этими предметами, обдумывают способы использования: могут организовать различные сюжетно-ролевые игры (семья, транспорт, строители, устраивают спортивные соревнования, эстафеты.
V. Заключение.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая личностно-ориентированное взаимодействие детей способствует развитию самостоятельности. Когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, она эмоционально насыщена и психологически комфортна.
Развивающая предметно-пространственная среда имеет принципиальное значение для развития самостоятельности, независимости, креативности, где в конечном итоге формируется полноценная личность с высокой самооценкой и самоуважением. Взрослым же следует помнить и принимать тот факт, что в период собственной активности дошкольники крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого.
Нам ещё много предстоит сделать, усовершенствовать, изучить… Мы идем к одной общей цели – здоровый, счастливый талантливый ребёнок, которого мы должны отправить по новым ступеням образования.
А в целом, у нас замечательные дети, отличный детский сад и отличный коллектив!
Литература:
1. ФГОС ДО № 1155 от 17.10.2013г.
2. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении/В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. Т. Стрелкова. -М. : Новая школа, 1993г.
3. Комарова О. А. Наполнение развивающей среды в соответствии с обраовательными областями. //Справочник старшего воспитателя-2014г. -№8.
4. «Детство» - примерная образовательная программа дошкольного образования//С. -П. Детство-Пресс. 2014.
5. Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, С. Н. Толстикова. Детский сад будущего – приложение //Управление ДОУ – М: 2010 г.
6. Проект «Сад исполнения желаний» Т. В. Жукова, Г. В. Зайцева - //Справочник старшего воспитателя №7, 2010 г.
7. Группа ДОУ глазами современных дошкольников О. В. Комарова, Р. Н. Аделева, Н. В. Вятская - //Справочник старшего воспитателя №8, 2010.