Шевела Оксана Вадимовна
Создание предметно-развивающей среды для математического развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно- пространственной среде, как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
(3слайд) Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать, как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого.
Публикация «Создание предметно-развивающей среды для математического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.
Что же такое развивающая математическая среда? Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
Соответственно развивающая математическая среда – единство специально организованного образовательного пространства и вне образовательной сфер, которое способствует математическому развитию дошкольника, развитию способности самостоятельно и творчески мыслить.
Исходя из концептуальной модели предметно-развивающей среды, мы можем сделать вывод, что при проектировании предметно-развивающей среды, связанной с математическим развитием дошкольников, необходимо уделять внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение. Каждый этот компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
При этом мы должны помнить, что личность формируется в деятельности и эффективность влияния предметно-развивающей среды на математическое развитие ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом развития ребенка. Математическое содержание игровой деятельности при взаимодействии с предметно-развивающей средой способствует формированию у детей способности свободно ориентироваться в пространстве и времени, развитию самооценки, самоконтроля, самостоятельности, формированию навыков самоорганизации, самопознания, самовыражения, которые помогут им легко адаптироваться к школьной жизни.
Современные образовательные программы, разработанные в контексте ФГОС ДО, уделяют особое внимание организации развивающей математической среды и ее зонированию.
Центр конструирования. (старшие группы)
Развивать общие познавательные способности детей : способность наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы их проверки :
называть признаки используемых предметов, выявлять принадлежность или соотнесенность одних предметов с др. ; Устанавливать простые связи между явлениями и между предметами, предсказывать изменения предметов в результате воздействия на них, прогнозировать эффект от своих действий;
Находить причины и следствие.
Развивать поисковую деятельность по схеме, предложенной взрослым, и строить схему будущей конструкции. Приобщать к созданию простых подвижных конструкций.
Центр сенсорных игр. (младшие группы)
Развивать восприятие;
Создать условия для знакомства детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (твёрдый, холодный, мягкий, пушистый и т. п.);
Развивать умения воспринимать звучание музыкальных инструментов, родной речи;
Развивать умение выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам : величине, форме, цвету;
Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи;
Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств).
Центр логики и размышления.
Формировать представление о числах (до 20 и более). Формировать умение считать в пределах освоенных чисел и определять отношение предыдущего и последующего в числовом ряду;
Решать арифметические задачи на сложение и вычитание; делить предметы на равные и не равные части, понимать соотношение части и целого; считать со сменой основания;
Выделять формы окружающих предметов, определять их положение в пространстве и положение своего тела в нем;
Развивать умение измерять предметы с помощью условных и общепринятых мер, сыпучие и жидкие тела;
Развивать у детей ориентацию во времени (определение дней недели, месяцев года, времени по часам с точностью до получаса) .
Центр экспериментирования.
Развивать интерес детей ко всему живому, к природе во всех ее проявлениях.
Обогащать представления о связях между природными явлениями.
Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств природных объектов;
Приобщать детей к разнообразной деятельности в природе, ее охране и уходу за растениями и животными;
Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой;
Поддерживать и развивать устойчивый интерес к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям;
Побуждать детей к наблюдению за поведением животных, к выделению характерных особенностей их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления;
Знакомить детей с ростом, развитием и размножением живых организмов; с их потребностью в пище, свете, тепле, воде;
Формировать у детей элементарное представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
Все дети разные, и соответственно у каждого свой темп и ритм, свои особенности. Для кого-то музыка, для кого-то дидактические, настольные игры, для кого-то собственно деятельность с предметами, а для кого-то раскраски – спутники познания и освоения. На занятии каждый возьмет свой объем знаний, в зависимости от готовности, интереса, внутреннего состояния и многих других причин, зато в группе, в свободное от занятий время можно поразмыслить, понаблюдать и все это закрепить с помощью различных математических раскрасок. С их помощью можно не просто усваивать и закреплять учебный материал, но и заново открывать, что-то интересное, захватывающее.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. А правильно организованная развивающая среда помогает выстраивать образовательный процесс.
Таким образом, влияние предметно-развивающей среды на математическое развитие детей достаточно велико. При этом одной из основных задач видится моделирование математической зоны в группе детского сада в соответствии с содержанием математического развития детей и обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную, игровую и иную активность детей.