Ковтун Елена
Создание практической основы для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о геометрических фигурах
▼ Скачать + Заказать документы
Создание практической основы для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о геометрических фигурах
Материалы по самообразованию
воспитателя МБДОУ ЦРР д/с «Солнышко»
Ковтун Елены Викторовны
2014-2015 учебный год
Тема отчета по самообразованию: «Создание практической основы для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о геометрических фигурах».
Публикация «Создание практической основы для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о геометрических фигурах» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Форма отчета : открытый показ НОД по ФЭМП в старшей группе детского сада.
Цели:
- обогащение профессиональных знаний и опыта в вопросах формирования, совершенствования и закрепления знаний детей старшего дошкольного возраста о геометрических фигурах для повышения качества организации педагогического процесса;
- создание практической основы для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о геометрических фигурах.
Актуальность
Работа с геометрическим содержанием важна для общего математического и психологического развития дошкольников.
Часто детям трудно запоминать названия геометрических фигур и их представление.
Возникла проблема, как можно помочь детям легче усваивать материал о геометрических фигурах. Организация и проведение одних лишь процессов НОД не может высоко поднять уровень знаний детей по данному разделу. В этом помогают
«геометрические» сказки, стихи, дидактические игры, задания и т. п.
Поэтому большое внимание в своей работе по формированию представлений о геометрических фигурах я уделяю дидактическим играм, игровым задачам. В игре можно создать такие ситуации, в которых различение формы и восприятие предмета становятся важными для ребенка. Во время игры ребенок очень легко овладевает рациональными приемами исследования формы как глазами, так и руками, при этом он не только изучает, но и активно использует эти приемы, совершенствуя их в самостоятельном использовании. В игре дети изучают геометрические фигуры, знакомятся с формой предметов – объемных и плоскостных. Дидактическая игра помогает познакомить с новыми геометрическими фигурами, закрепить уже пройденный материал, развить мелкую моторику во время исследования геометрической фигуры, и конечно развивает память, мышление, речь, воображение.
В дидактические игры по формированию представлений о геометрических фигурах ребенок может играть один, с друзьями и совместно с взрослыми. Понятно, что с каждой возрастной группой игры усложняются, соответственно возрасту. Но, к сожалению, игр на формирование геометрических представлений, уже готовых, не так уж много и приходится изготавливать их самостоятельно.
При систематическом использовании дидактических игр на занятиях и в свободной деятельности у детей не возникает трудностей по формированию представлений о геометрических фигурах. Дети легко ориентируются в названиях фигур и свободно могут их составлять и преобразовывать.
Занятия продуктивной деятельностью тесно связаны с формированием представлений о геометрических фигурах. Эта связь носит действенный характер. В процессе работы с материалом (бумагой, картоном, пластилином) мы моделируем геометрические фигуры и тела, познаем их свойства. Здесь главную роль играют осязание, зрительное восприятие, ощущения при движении рук (работа с ножницами). Создавая поделку или детали к ней, составляя узоры или украшения, дети сталкиваются с большим разнообразием форм.
Итак, процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будут использоваться разнообразные методы и формы обучения; развивающая среда; дидактические игры и головоломки.
Конспект НОД по Формированию элементарных математических представлений
в старшей группе детского сада.
Тема: «Путешествие в страну Фигуроляндию»
Цель: создание условий для уточнения, совершенствования и закрепления знаний детей старшей группы о геометрических фигурах.
Программное содержание:
- образовательные задачи : обобщать представления детей о геометрических фигурах; закреплять умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры, узнавать форму геометрических фигур в окружающих предметах, классифицировать фигуры по форме, цвету и размеру; совершенствовать умения выделять основные свойства и признаки фигур, в частности, четырехугольников; анализе формы объектов, фигур, в воссоздании и видоизменении ее;
- развивающие: развивать внимание, память, мышление; формировать у детей умение работать в подгруппах; умения оценивать результаты работы, исправлять ошибки, развивать познавательный интерес к геометрии.
-воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, навыки культуры поведения, самостоятельности.
Планируемый результат: повышение уровня развития представлений детей о геометрических фигурах; овладение способами переноса усвоенных знаний в незнакомую ситуацию, использованию их как во время НОД, так и в самостоятельной деятельности.
Методические приемы:
- словесные: напоминание, объяснение, уточнение, оценка деятельности детей,
указание, вопросы, художественное слово;
- наглядные: показ образца, демонстрационных картинок и карточек;
-практические : работа с фланелеграфом, конструирование, динамическая пауза;
-игровые: создание игровой ситуации;
- проблемные: украшение платочка для Бабы Яги, чтобы та не помешала путешествию, сбор и размещение фигур-пассажиров на ковре-самолете.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Демонстрационный материал: конверт с письмом от Бабы Яги, диск с записью ее речи, картинки «Геометрические дома», «Геометрические деревья», «Кто лишний за столом?», картинки с изображением предметов, похожих на круг, квадрат, треугольник, прямоугольники овал (ступа, метла, зеркало, тарелка, окно, «ковер-самолет».
Раздаточный материал: фланелеграфы и набор из 5 геометрических фигур на липучках, наборы фигур для игры «Тонграм», медальоны с геометрическими фигурами, куклы из фигур в подарок, геометрические фигуры, разделенные на 3 части.
Содержание НОД
Организационный момент.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В. : В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Улыбнемся, подмигнем,
Заниматься мы начнем.
В. : Сегодня я предлагаю вам отправиться в страну Фигуроляндию. Мне стало известно, что ковер-самолет с пассажирами потерпел крушение. Вы согласны отправиться им на помощь?
Д. : Да! ….
В. : Как вы думаете, что это за страна Фигуроляндия?
Д. : Это страна геометрических фигур.
В. : Что пригодится в путешествии по этой стране? (ответы детей)
В. : Конечно нам могут пригодиться знания о геометрических фигурах :
- Назовите плоскостные геометрические фигуры.
(ответы детей : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, ромб, пятиугольник, шестиугольник).
В. : А теперь назовите объемные фигуры.
(ответы детей : шар, куб, цилиндр, конус, пирамида).
Молодцы, хорошо помните все геометрические фигуры, с которыми мы знакомились. А теперь попробуйте отгадать загадки о фигурах.
Отгадывание загадок о геометрических фигурах.
(Педагог загадывает загадку, дети вместе ее отгадывают)
Эта форма у клубка,
У планеты, колобка,
Но на плоскости, друг,
Получится. (круг)
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы (овал)
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? (треугольник)
Что похоже на открытку,
На конверт или альбом,
Что сравнить, ребята, можно,
С одеялом и ковром?. (прямоугольник)
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня. (квадрат)
- Я думаю, что мы можем отправляться в страну Фигуроляндияю.
(Вдруг раздается стук в дверь - принесли конверт)
В. : - Ребята, нам письмо. А письмо то необычное. (Достаю из конверта диск)От кого же оно? (Прослушивание записи)
Баба Яга: «Я живу в лесной избушке,
Очень милая старушка.
Костяной стучу ногой.
Все зовут меня Ягой.
Прознала я, детишечки, что собираетесь вы в путешествие. Ху-ух-ух-ух-ух! Не бывать этому! Ха-ха-ха-ха-ха! Не позволю! Но если вам очень уж хочется в путешествие, то попробуйте исполнить мое желание! А желаю я, чтобы вы подарили мне платочки, да не простые, волшебные. Справитесь, так и быть, не стану мешать вам. Но прежде, чем заняться делом, каждый из вас должен одеть мой медальон и найти свое место за столом. Вот так!
В: Что делать?
Д. : Нужно изготовить платочки.
Основная часть.
Да, нам скорее надо выполнить желание старушки.
(Детям раздаются медальоны с разными по цвету, размеру и форме геометрическими фигурами)
1. Игра «Найди свое место»
Вам нужно найти на стульчике точно такую же фигуру, как у вас на медальонах и занять свое место. (Дети находят стульчик с нужной фигурой и садятся за стол.)
Какие вы молодцы, очень быстро нашли свои места. Теперь мы можем начать украшать платочки.
2. Д/и «Укрась платочек»
В. : Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит платочек (фланелеграф) и коробочка с набором геометрических фигур. Чтобы ваши платочки стали волшебными, их надо правильно украсить. Будьте внимательны!
Итак, в правый верхний угол положите фигуру, на которую похож этот предмет (карточка с изображением окна избушки - квадрат, в левый нижний угол положите фигуру, на которую похож этот предмет (карточка с изображением метлы - треугольник, в правый нижний угол положите фигуру, похожую на этот предмет
(карточка с изображением зеркала - овал, в левый верхний угол положите фигуру, на которую похож этот предмет (карточка с изображением тарелки - круг, а посередине расположите фигуру, на которую похож вот этот предмет (ступа бабы Яги - прямоугольник).
В. : Проверьте себя. (Выставляется образец).
Как красиво мы платочки украсили! Для чего же мы так старались?
Д. : Для того, чтобы баба Яга не мешала путешествовать.
В. :А как вы думаете, стали платочки волшебными? Почему? (ответы детей)
В. : Да, все старались, были очень внимательны и все получилось. Я предлагаю собрать их и отправить Бабе Яге. (собираю в конверт)
А теперь закрыв глазки, посчитаем от 1 до 10, чтобы попасть в страну Фигуроляндию. (Дети закрывают глаза и считают,открывают глаза.)
В: Вот мы уже на месте. Посмотрите вокруг, что здесь повсюду?
Д. : Здесь дома, похожие на фигуры, деревья с необычными кронами, птицы из геометрических фигур и т. д.
В. : Ой, ребята, я что-то нашла. Это ковер - самолет. (Достаю свернутый ковер- самолет, разворачиваю, а из него высыпаются разноцветные части фигур.)
- Деревья мне прошептали, что
Путешественники по лесу шли,
Самолет-ковер нашли.
Три волшебных слова пропели,
Сели и полетели.
Но ветры вдруг налетели:
Пассажиры все упали
И неизвестно куда попали.
- Что за пассажиры летели на ковре- самолете? А куда?
Д. : Геометрические фигуры. Они тоже путешествовали.
В. : Что случилось с ковром самолетом и его пассажирами? (ответы детей)
В. : Да, ковер-самолет потерпел крушение. Надо срочно помочь пассажирам вернуться на «ковер-самолет».
3. Дидактическая игра «Составь фигуры».
(На полу разбросаны детали фигур разных цветов и размеров.)
В. : Ребята, сейчас вы будете работать в подгруппах по три человека. Каждой из подгрупп нужно выбрать части фигур такого же цвета как на медальонах, вернуться на место и составить целые фигуры. (Уточняю какого цвета части фигур выбирает та или иная подгруппа. В итоге на каждом столе оживают разные геометрические фигуры : круги, квадраты, овалы, треугольники и прямоугольники).
- Ну вот, пассажиров мы собрали.
4. Динамическая пауза «История фигур»
В. : А сейчас фигуры предлагают вам послушать рассказ о том, что с ними случилось. Подходите ко мне, встаньте вкруг, присядьте. Когда в рассказе услышите геометрические ошибки, вы подпрыгивайте и, подняв руки вверх, хлопайте в ладоши, затем снова присаживайтесь. Приготовьтесь. Будьте внимательны!
Мы расскажем свой рассказ
Очень непростой.
Для внимательных и умных,
Слушайте какой.
Квадрат катился по дорожке
И устал в пути немножко.
Сел тихонько на пенек,
А потом поспать прилег.
Подошел с углами круг,
Ты не спи в лесу, мой друг!
Спать в лесу всегда опасно,
Много здесь зверей ужасных.
И по лесу шел, гуляя,
Треугольник, напевая,
Что он круглый и забавный,
Среди фигур он самый главный.
Также в наш рассказ попал
Треугольный друг овал.
И кирпичик очень стройный,
Его брат прямоугольный.
Ну вот, немного размялись, теперь вернитесь на свои места.
В. : Ребята, пассажиров мы собрали, что с ними дальше делать? (ответы детей) Давайте вернем их на ковер-самолет, каждого на свое место. Для этого возьмите аккуратно фигуры, лежащие перед вами, и по очереди, каждая из подгрупп, верните пассажиров на свои места.
- Пассажиры на месте, но ковер не взлетает. Что такое? Оказывается, на обратной стороне ковра-самолета есть 4 волшебные кнопки, 2 из которых нужно по очереди нажать, и тогда ковер-самолет сможет взлететь.
- Как же нам определить какие из них нажимать?
Совы подсказывают, что определить эти 2 кнопки, можно поиграв в игру.
6. «Найди лишнюю фигуру».
В. : Как вы думаете, какая геометрическая фигура лишняя на первой карточке и почему?
Д. : Прямоугольник. Лишний он потому, что он один имеет углы и стороны, а стальные фигуры округлой формы.
В. : Что вы еще знаете о прямоугольнике?
Д. : Он имеет 2 длинные равные стороны и 2 короткие равные. Это четырех угольник.
В. : Какая фигура лишняя на второй карточке?
Д. : За второй карточке лишний круг, так как у остальных фигур есть стороны и углы.
В. : Так какие же кнопки надо нажать, чтобы ковер взлетел?
Д. : Прямоугольную и круглую.
(Вызываю одного ребенка, чтобы нажал кнопки)
В. : Фигуры благодарят вас за помощь, смекалку, доброту. Они прощаются и улетают в свое очередное путешествие. А на память о встрече дарят вам кукол из геометрических фигур на палочках. (В то время, когда раздаю кукол, ковер- самолет убирают)
В. : Ну вот, и нам пора возвращаться обратно, в детский сад. Закроем глаза и посчитаем в обратном порядке от 10 до 1, чтобы вернуться в детский сад. (Вместе считаем.) Открывайте глаза. Мы снова в детском саду.
Рефлексия.
В. : Что интересного произошло с нами?
Д. : Баба Яга письмо прислала, отправились путешествовать, ковер- самолет потерпел крушение.
В. : Что вы сделали в этих сложных ситуации?
Д. : Сделали бабе Яге волшебные платочки, помогли пассажирам ковра-самолета.
В. : Почему вы так поступили? Чем именно вы помогли?
Д. : Отвечают.
В. : Скажите, пожалуйста, пригодились ли нам знания о геометрических фигурах во время путешествия?
Д. : Отвечают.
В. : Эти знания очень важны для человека и всегда будут помогать в жизни.
Весь мир устроен из фигур,
Лишь присмотритесь - я не лгу
Дома, машины, люди, звери,
Столы, картины, окна, двери,
Пруды, каналы и поля
И в целом, вся наша Земля.
- Я хочу поблагодарить вас за активное участие в работе, за хорошее поведение.
Вы меня очень порадовали своими знаниями.
- Ой! Ребята, посмотрите на окошко (изображение Бабы Яги). Оказывается Баба Яга все время за нами наблюдала. Ах, какая же она довольная! Как вы думаете почему (ответы детей) Она дарит вам в группу игру «Тонграмм», которая научит конструировать из 7 геометрических фигур самые разные предметы.
Спасибо всем!