Нелля Ткаченко
Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах
▼ Скачать + Заказать документы
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ.
(младший и средний дошкольный возраст)
ЧТО ЕСТЬ,-
- геометрическая фигура,- это понятие, которое представлено конечным множеством точек, линий, поверхностей и является эталоном формы.
Публикация «Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
- форма,- существенный признак предмета, который определяется с помощью различных анализаторов на основе сенсорных эталонов.
ЗАДАЧИ:
продолжать,-
- формировать представление о геометрических фигурах;
- формировать умение группировать геометрические фигуры по форме, размеру, цвету;
- формировать умение находить по образцу и по поручению именно ту фигуру, которая находится среди разных по цвету и размеру фигур;
- учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершины, углы, стороны);
- учить находить геометрические фигуры в формах символических изображениях предметов;
- развивать глазомер.
МЕТОДЫ:
- наглядные;
- словесные;
- практические.
Для детей младшего и среднего дошкольного возрастов используются три группы дидактических игр и упражнений :
- на усвоение особенностей геометрических фигур,-
* «Покажи красный (зеленый, синий, желтый) квадрат (круг, треугольник и т. д.)»;
* «Почини одеяло»;
* «Закрой окна в доме»;
* «Найди свой домик»;
* «Потерялась фигура»;
* «Сортировка»;
* «Найди ошибку в узоре»;
* «Лишняя фигура»;
= «Дидактические упражнения»;
- сопоставление формы предметов с геометрическими образцами,-
* «Что лежит в мешочке»;
* «Найди то, что я тебе покажу»;
* «Магазин»;
* «Поручения»;
* «Домино фигур»;
* «Геометрическое лото»;
- анализ сложной формы,-
* «Выкладывание орнамента»;
* «Из каких фигур состоит предмет»;
* «Собери картинку»;
* «Составь целое из частей».
Кроме занятий, можно использовать дидактические игры и упражнения, направленные на формирование представлений о форме предметов и геометрических фигурах,- в свободной совместной деятельности, выделив на дидактические игры и упражнения 10-15 минут, а также в свободной деятельности детей ежедневно.
НАПРИМЕР:
Предложить детям отправиться в «лесную деревню «Узнавай-ка» к главному сказочному герою по «Вопросам и Ответам»,-
- Ребята, давайте спросим у дедушки Филина, что он сегодня для нас приготовил? (на столах разложены дидактические игры для каждого ребенка, по одной из группы – на усвоение особенностей геометрических фигур и по одной из другой группы – анализ сложной формы, а также дидактические упражнения (кол-во упражнений на усмотрение воспитателя) (см. приложения).
Или,-
- Ребята, давайте с вами поиграем (предложить одну или две игры из группы – сопоставление формы предметов с геометрическими образцами.
ТАКИМ ОБРАЗОМ,-
На протяжении всего дошкольного возраста у детей формируются представления о форме предметов и геометрических фигурах с помощью дидактических игр и упражнений, игровых задач, а так же в продуктивной деятельности (в рисовании, аппликации, конструировании и в ручном труде).
Используя дидактический материал, воспитатель обучает детей геометрическим фигурам, правильным приемам их обследования, учит называть и показывать их элементы (вершины, углы, стороны, учит их группировать по форме, размеру, цвету, а так же находить по образцу и по поручению именно ту фигуру, которая находится среди разных по цвету и размеру фигур, учит находить геометрические фигуры в формах символических изображениях предметов, а так же развивает глазомер.