Наталья Гордиевская
Создание образовательной среды, способствующей речевому развитию ребенка в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД «СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЁНКА В ДОУ»
Подготовила: воспитатель высшей категории Гордиевская Н. В.
Приморский край, Спасский район, село Чкаловское
29.11.2023г.
СЛАЙД 1
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка.
Публикация «Создание образовательной среды, способствующей речевому развитию ребенка в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому очень важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм русского языка.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.
Речевая развивающая среда, как часть общей развивающей предметно-пространственной среды, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.
СЛАЙД 2
Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость т. к. «В пустых стенах ребёнок не заговорит» - заметила Е. И. Тихеева. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
СЛАЙД 3
Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, а также и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника. Речевая среда, созданная в определённой группе, это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы.
СЛАЙД 4
В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующие:
- речь педагога;
- методы и приёмы руководства речевым развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;
- специальное оборудование каждой возрастной группы
СЛАЙД 5
Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Задачи построения речевой развивающей среды :
— обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
— обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
— обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
— обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
— обеспечение возможностей для исследования и экспериментирования в языковой системе.
СЛАЙД 6
Требования к организации речевой развивающей среды в ДОУ :
- в каждой возрастной группе нужно создать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной);
- организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям;
- динамичность среды;
- функциональность предметов развивающей среды;
- среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим интересам мальчиков и девочек, «зоне ближайшего развития»;
- во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха детей.
СЛАЙД 7
Наполнение речевой развивающей среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста
В основу речевого центра входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие :
артикуляционной моторики
пособия для развития дыхания
пособия для развития мелкой моторики
материал по звукоподражанию
индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа;
игры и пособия по автоматизации звуков
игры по лексике и грамматике
игры по развитию связной речи
материал по грамоте
Содержание речевого центра определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи детей.
Создавая речевую развивающую среду группы, нужно стремиться к тому, чтобы окружающая обстановка была не только комфортной и вызывала стремление к самостоятельной деятельности, но и способствовала развитию речи воспитанников. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделяются центры организации определенного вида деятельности.
СЛАЙД 8
ВСЕ ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОСОБСТВУЮТ РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА
Примерная модель речевой развивающей среды
СЛАЙД 9
Зона «Сюжетно-ролевых игр», «Без игры, нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности…» В. А. Сухомлинский.
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. В сюжетно-ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.
В своем учебно-методическом пособии «Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым», психолог М. И. Лисина, подчеркивает, что игра занимает особенно важную роль в речевом развитии детей дошкольного возраста, а именно, в развитии диалогической речи, так как именно она обеспечивает непосредственное, мотивированное общение между ее участниками.
СЛАЙД 10
Уголок сенсорно - моторного развития «Ум ребенка находится на кончиках пальцев»- это высказывание принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому.
Сенсорное развитие, развивает все виды восприятия : зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое, способствуют развитию мыслительных процессов. А так же стимулирует развитие всех сторон речи : разговорной, фразовой, диалогической, способствует обогащению и ра сширению словаря ребёнка.
СЛАЙД 11
Уголок книги:
Знакомство с книгой и чтение художественной литературы:
Обогащает художественно-литературный опыт детей, расширяет словарный запас;
Развивает умение правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы;
Способствует созданию психологически комфортных условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в группе.
СЛАЙД 12
Уголок театрализации играет важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи. Применение театрализованной деятельности, как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир.
Практика показывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так – как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи.
СЛАЙД 13
Таким образом, правильно организованная развивающая среда в речевом центре создаёт возможности для преодоления недостатков в речевом развитии и позволяет ребёнку закреплять свои способности не только в образовательной деятельности, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие самостоятельности и самодеятельности, формирует чувство уверенности в себе, а значит, способствует гармоничному развитию личности. СЛАЙД 14