МАРИНА БАКАЛОВА
Семинар-практикум для педагогов «Современный музей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум для педагогов ДОУ. «Современный музей в ДОУ»
составил: старший воспитатель
Бакалова Марина Владимировна
Создание мини - музеев в ДОУ, одна из эффективных форм обогащения воспитательно - образовательного процесса.
Коллектив нашего ДОУ постоянно находится в поиске современных образовательных форм и методов интенсивного обновления педагогического процесса, мы стараемся создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Современный музей в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музейная педагогика в детском саду
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Изучив результаты психолого-педагогических исследований современной науки и практики в области дошкольной музейной педагогики (Н. Рыжовой, Г. Ларионовой, Т. Карачунской и др. педагогов, мы увидели, что у детей, занимающихся по музейно-образовательной программе, более развито образное воображение, связная речь, они активны, эмоциональны, чувствуют себя в необычной среде спокойнее и раскрепощеннее.
Педагоги нашего ДОУ заинтересовались практикой создания мини-музеев в дошкольных учреждениях. На подготовительном этапе создания мини-музеев коллектив каждой группы (дети, педагоги, родители) определил тему и название музея, разработал его модель, выбрал удобное место для размещения.
Тематика мини- музея в первую очередь отразила специфику возраста, интересы и увлечения каждого «творческого коллектива» группы. Музейные островки гармонично вошли в интерьер групп и кабинетов, стали неотъемлемой частью развивающей среды, получились неповторимыми по оформлению и содержанию. Так, например: в младшей группе создан музей «Мишка-малышка»; мальчиками старшей группы и их папами была собрана коллекция моделей машин российских производителей, которая стала основой для создания мини-музея «НАШ автомобильчик»; девочек подготовительной группы уже «интересуют» загадки моды - в их группе теперь есть мини- музей «Мир моды и причесок»; будущих школьников привлекла история развития письменности - у них необычный «Музей Азбуки».
Основой экспозиции наших мини-музеев стали коллекции, альбомы фотографий и иллюстраций, книги, детские поделки, исторические экспонаты, игровые макеты изготовленные педагогами и родителями.
В студии изобразительной деятельности в результате совместной творческой деятельности педагогов, детей и родителей организованы музеи «Музей народной игрушки» и «Картинная галерея».
Мини- музей «Народной игрушки»
Цель создания: познакомить детей с историей родного края на примере народной игрушки, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус, моторику рук.
Содержание экспозиции: деревянные, глиняные игрушки, куклы из ткани, соломы, обереги, обрядовые куклы, изготовленные детьми и взрослыми.
Исторические сведения о традициях изготовления кукол с XII века до наших дней.
Литературный ряд: народные песни и потешки, загадки, детские стихи об игрушках
Музыкальный ряд: народные обрядовые песни, хоровод, колыбельные песни.
Зрительный ряд: репродукции с изделиями народных промыслов, альбомы с эскизами, схемами изготовления игрушек.
Активизация восприятия: «Копилка красоты» - материалы для изготовления игрушек: кусочки ткани, нитки, солома, глина и т. д. Развивающие игры: разрезные картинки, лото, коврограф с фигурками, геометрическими узорами. Игрушки - трансформеры, шаблоны для самостоятельной росписи, мастер - классы для детей и взрослых.
Мини- музей «Картинная галерея»
Цель создания: знакомить детей с жанрами живописи, произведениями искусства разных авторов.
Сменные композиции: по сезонам, по праздничным датам, индивидуальные выставки одаренных детей, работы взрослых, работы мастеров декоративно-прикладного искусства Урала и т. д.
Исторические сведения: рассказы о произведениях художников разных времен, из истории народных промыслов Урала.
Литературный ряд: стихи классиков, детских поэтов, загадки, сказки, былины, детские рассказы
Музыкальный ряд: музыка классиков, детских композиторов, коллекция звуков.
Активизация восприятия: альбомы с репродукциями, альманахи, альбомы для эскизов, фоны, краски для пробных детских работ, наборное полотно (коврограф) с фигурками деревьев, животных, элементами натюрмортов и портретов, и т. п., альбом «Копилка красоты» с работами детей, книга отзывов для детей и родителей, развивающие игры, разрезные картинки, шаблоны, трафареты, графические упражнения и задания, материалы для самостоятельной деятельности, видеофильмы- экскурсии, съемки из семейных архивов воспитанников.
Мини- музей «Музей волшебной сказки» гармонично вписался в музей «Крестьянского быта», существующий в нашем ДОУ уже более пяти лет.
Цель создания: прививать любовь к народным и авторским сказкам, знакомить с театральной деятельностью, развивать фантазию и творчество.
Экспозиция: объемное панно «ЛУКОМОРЬЕ»- основа для настенного музея сказки. На дубе - объемные фигуры Русалки, Лешего, Бабы Яги, Кощея, Ученого кота, под деревом: Царевна- Лягушка, Емеля на печи и сундук с волшебными сказочными вещами, скатерть- самобранка, сапоги – скороходы, шапка- невидимка, Золотая рыбка, тарелочка и золотое яблочко, лампа с Джином, волшебная палочка, игла, яйцо и т. п.
Музыкальный ряд: произведения композиторов-классиков, коллекция звуков
Литературный ряд: библиотечка сказок, загадки, театры
Активизация восприятия: элементы костюмов сказочных героев (колпаки, накидки, маски, бороды, платки и т. д., модели сказок, альбомы фотографий детей в театральной деятельности, сказочное лото, разрезные картинки
Видеоряд: фильмы, снятые детьми и родителями о театральном опыте, детские оперы- сказки, мультфильмы.
В настоящих музеях, как правило, запрещается трогать экспонаты руками, а в наших мини - музеях это не только можно, но и нужно! Дошколята могут посещать «музей» каждый день, менять, переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать и даже использовать в своих играх. В наших музеях мы разместили «Свод правил посещения музея», «Модели способов исследования экспонатов», «Книгу отзывов и предложений для посетителей».
Работа над созданием музея увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравится родителям, музейные экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.
Направление музейной педагогики настолько широко и интересно, что применять ее методы можно практически на любых занятиях, в т. ч. интегрированных. Такое дополнение делает занятия ярче, вызывает интерес дошкольников, развивает познавательную активность, обогащает знания об истории, многовековой культуре человечества, позволяет активизировать и обогатить процесс взаимодействия взрослых и детей, является, по сути, новой образовательной технологией.
Одним словом, дети, ради которых мы и создаем проект, получают несомненную пользу от его внедрения. У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музеям. Надеемся, что все, кто из детей ранее не посещал музеи - вместе с родителями отправятся на экскурсии в наши музеи и музеи города Челябинска.
Мини-музеи позволили воспитателям сделать понятие музей привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.
Цели и задачи мини- музея
1. Обогаще6ние предметно - развивающей среды ДОУ
2. Обогащение воспитательно - образовательного процесса новыми формами
3. Формирование у дошкольников представления о музее
4. Расширение кругозора, развитие познавательных способностей
5. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания
6. Развитие творческого и логического мышления и воображения
7. Формирование активной жизненной позиции
В дошкольном возрасте закладываются основы созидательного и познавательного отношения к миру, формируется эмоциональная отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира, уважение и заинтересованное отношение к народной культуре, опыту и народным традициям.