Кристина Варбанская
Современные проблемы дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание нужно начинать с колыбели».
Н. И. Пирогов
Чем младше ребенок — тем выше ответственность педагога, это все понимают. При этом подготовка педагогов дошкольного образования и оплата их работы у нас все еще идет по нижней границе. Главное для нас — это преподаватели вузов. А должно быть наоборот. Именно педагог, который работает с детьми младшего возраста, закладывает в них основы коммуникации, культуры, учит их учиться, дружить и так далее. Все это требует качественной педагогической подготовки. Она должна быть значительно глубже, должна предполагать систему самых разных знаний, например в области педиатрии, социальной психологии, философии, лингвистики, дизайна, программирования.
Публикация «Современные проблемы дошкольного образования» размещена в разделах
Не менее острой уже много лет остаётся и проблема кадровой наполняемости дошкольных учреждений. Нехватка воспитателей и помощников воспитателей объясняется просто - низкая заработная плата.
Проблему с низкой заработной платой сотрудников дошкольных образовательных учреждений призван решить переход детских садов на новую форму работы, когда теоретически руководители смогли бы направлять больше средств на финансирование зарплаты своих сотрудников. Однако практически единственным возможным путем получения данных средств остается оказание платных услуг, оплата которых ляжет на плечи все тех же родителей.
Еще одним важным аспектом является низкое финансирование самих дошкольных учреждений. По-прежнему в детских садах не хватает музыкальных, спортивных залов, бассейнов, кабинетов для занятий с логопедом, библиотек. Единственным решением проблемы нехватки мест является создание дополнительных мест в детских садах. Для этого намечены такие мероприятия, как: открытие новых групп в незадействованных помещениях школ, возвращение зданий детских садов от новых владельцев дошкольным учреждениям, строительство новых детских садов, открытие домашних детских садов.
Дошкольное образование является самой важной ступенью подготовки человека к вступлению во взрослую жизнь. Основными задачами этого уровня образования является всестороннее развитие личности и сбережение здоровья ребенка. В нашей стране на государственном уровне предпринимаются меры по обеспечению качества и доступности дошкольного образования. В, частности, сегодня развитие получает не только система муниципальных дошкольных учреждений, но и частных, на базе которых реализуются различные образовательные программы, направленные на удовлетворение спроса широкого спектра образовательных услуг. Однако развитие системы дошкольного образования сталкивается с рядом существенных проблем. Основными из них является проблема нехватки муниципальных дошкольных образовательных учреждений во многих регионах страны, дефицит высококвалифицированных кадров дошкольного воспитания. Проведенное исследования этих и других проблем развития системы дошкольного образования показало, что, в первую очередь, необходимо решать проблему подготовки кадров для дошкольного образования. Для этого следует изучить проблемы данной подготовки, что и станет предметом следующего этапа исследования.
Должна быть системная работа, в первую очередь, с родителями. Родители и педагоги не должны находиться по разные стороны баррикад, противостоять друг другу, как это подчас происходит.
Например, в Китае есть направление, когда дети во время прогулки занимаются исследованиями окружающей среды — им предлагают свободно играть с водой, песком, глиной. Или, например, они пробуют разные уровни риска — скажем, забираются на большие бочки из-под бензина, катаются на них, лазают по каким-то канатам, веревочным лестницам и так далее. Это как раз то самое доверие к ребенку.
У нас с доверием отношения достаточно сложные. Наши педагоги не доверяют детям, потому что родители не доверяют им — не дай бог с ребенком что-то случится. Даже из-за какой-то маленькой царапины у педагога могут быть проблемы. Когда я был в Китае и видел, как дети играют на прогулках, то сам ловил себя на мысли, что не могу смотреть на подобное без внутреннего напряжения. Но это все-таки неправильно.
Нередко среди родителей воспитанников детских садов встречаются люди, с которыми трудно найти общий язык, которые относятся к педагогу не как к соратнику, а как к обслуживающему персоналу. А если на одну группу у нас один педагог, а в ней 25 детей и почти у каждого требовательные, скептически настроенные родители, то ему будет проще и безопаснее организовать процесс так, чтобы все дети попадали в его поле зрения и большую часть времени действовали по строгим правилам.
Вообще детские сады в традиционном виде — жесткое расписание занятий, множество правил — все еще актуальны?
Занятия нужны, но они могут быть организованы не только по принципу, когда дети сидят за столами и слушают, что говорит педагог. Можно, например, придумывать какое-то интересное событие, которое дети проживают — это уже совершенно другой тип взаимодействия. Ребята погружаются в некую историю вместе с педагогом, участвуют в ней, а не просто слушают рассказ.
Но при этом я бы не стала совсем отвергать или упразднять классические занятия, организованные по принципу уроков. Еще Лев Выготский писал о работе в зоне ближайшего развития, которая основана на подражании ребенка взрослому. Он в том числе говорил, что взрослый должен передавать детям определенные культурные образцы. И вот все, что касается освоения азов математики, русского или иностранного языка, музыки, физкультуры, все-таки предполагает такое наставничество.
Кроме того, экономически наша система образования не может увеличить количество педагогов, одновременно работающих с детьми в одной группе, то есть сделать образование более индивидуализированным. И тут тоже спасает система занятий, организованная по принципу уроков. Другое дело, что они не должны занимать все свободное время детей. Их важно организовать так, чтобы детям было интересно, а не чтобы они отбывали это время как наказание.
Наши педагоги в большинстве своем самоотверженные и высокопрофессиональные люди, готовые работать с интересом, с творческим огоньком. Выгорание возникает в том случае, когда на них сваливается довольно много отчетности, бюрократических требований, связанных с проверками, выполнением всевозможных установок, которые не имеют прямого отношения к работе с детьми.
Плюс, еще раз — важна коммуникация с родителями, работа не вопреки, а сообща. А это тоже происходит не всегда. Идея, что образование — это услуга, меняет отношения между педагогами и родителями, получается, что они становятся по разные стороны, как в футбольном матче. Есть зрители, а есть те, кто играет на поле. И вот зрители, они оценивают: «Ага, вы играете плохо, мы не для этого пришли на матч и так далее». А ведь еще Василий Васильевич Давыдов говорил, что образование — это форма развития, поэтому здесь одинаково важны и педагоги, и родители. И те, и другие должны быть заинтересованы в развитии ребенка.
Пока общество считает, что педагог — обслуживающий персонал, мы будем с него спрашивать, а не работать вместе!