Сентябова Татьяна
Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в старшей группе
Своё выступление я приготовила на основании своего опыта и опыта коллег нашего детского сада. Приоритетной задачей является позитивная социализация, поэтому мы стараемся сформировать позитивные установки к различным видам труда и создаем необходимые условия. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов достигнутых ребенком в труде.
Публикация «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в старшей группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
. Согласно ФГОС развитие трудовой деятельности детей дошкольного возраста происходит в четырех направлениях: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.
Трудовая деятельность дошкольников реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды с соответствующим наполнением.
я объединила оборудование по видам труда :
- в природном уголке – лейки, пульверизаторы, палочки для рыхления;
в месте, отведенном для ручного труда – ножницы, ,разные виды тканей для ремонта и оклеивания пособий;
- для хозяйственно – бытового труда - щеточки и совки, фартуки, тазики, подносы;
- для дежурных по столовой – фартук, колпаки.
Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей, а орудия труда детей абсолютно безопасны. Я так же считаю, что использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда, поэтому нужно приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда должно содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находится под руками.
Я глубоко убеждена, что только творческий подход позволит достичь хороших результатов в формировании у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях. (демонстрация пословиц и речёвок в нашей группе)
Трудовое воспитание начинается с самообслуживания. В старшей группе сформированные навыки и умения совершенствуются, а так же приобретаются новые навыки самообслуживания. Нужно стараться на конкретных примерах формировать у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников, разъяснять, как надо поступать, учитывая нужды других (примеры поведения в нашей группе) :
- посторониться в раздевальной комнате, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся;
- при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям,
- не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя,
- попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо.
Известно, что игра является ведущей деятельностью детей, поэтому кроме примеров в своей работе можно использовать различные игры: «Путешествие в страну чистоты», «Порядок в шкафу», дидактические игры («Завяжи шнурки», «Одень куклу на прогулку», игровое упражнение «Всё делаем по порядку», беседы «Чистота тела», «Культура поведения во время приёма пищи» и др.)
В нашем детском саду мы не превращаем детей в созерцателей трудовой деятельности взрослых, поэтому проводится «Трудовой Десант»-1-2 в месяц. Здесь важно добиться понимания детьми полезности дел, за которые они берутся, обращать внимание на то, какое значение имеет их трудовая деятельность для окружающих. Достичь этого можно разными приемами. Например, нарисовать детям картину радости людей, которые получат от них помощь. (у нас эту функцию выполняют оценочные смайлики) Это активизирует деятельность ребят, вызывает у них желание выполнять работу более тщательно, добиваться лучшего результата. Оценивая трудовую деятельность ребят приходят дети из параллельных групп,что дает детям вожможность почувствовать себя значимыми, выполняя функцию взрослых. С помощью «Трудового десанта» дети учатся трудиться в коллективе,выполняя общее дело. Награда Вымпел. Разрабатывается новая форма работы с детьми «Волонтерские отряды».
Через коллективную трудовую деятельность общественно значимого содержания и через выполнение поручений, обязанностей дежурных, дел полезных окружающим формируются представления о содержании хозяйственно-бытового труда. Например, у нас в группе часто проводится игра-соревнование «Самый лучший дежурный по столовой», которая учит самостоятельно, выполнять обязанности дежурного; планировать свою деятельность в паре или предлагаю навести порядок в кукольном доме, сложить лего, стереть пыль,. Для поддержания интереса детей к хозяйственно-бытовому труду можно использовать такие методы как: проблемное обучение, игровые и образовательные ситуации. Игровые ситуации: «Служба быта», «Детский сад - наш дом», а так же специальные экскурсии по ознакомлению с трудом дворника, повара, завхоза, включая в сетку занятий. Такие приемы педагогического руководства к моменту перехода ребенка в школу помогают сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную направленность личности ребенка, его трудовой деятельности. (нужно обращать их внимание на то, как хорошо поступил один из них, выполнил просьбу - навел порядок в шкафу с игрушками, хотя это не входило в круг его основных обязанностей. (пример про шапки и варежки)
Неизменным в трудовой деятельности является ранняя (детская) профориентация, или другими словами знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше. Преимущественно она носит информационный характер (у на в группе общее знакомство с миром профессий, через дидактические и сюжетно-ролевые игры, бесед и просмотр иллюстраций,чтение книг, а также совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности,показ видео роликов «Мир профессий»
Мы стараемся воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру.
Воспитывая у детей желание и умение ухаживать за комнатными растениями, может быть создан экологический паспорт растений с условными обозначениями, таким образом, дети принимают активное участие в уходе за цветами.
Также каждый год обычно в феврале можно начинать наблюдать за огородом на окне и луковицами. В совместной деятельности можно высаживать огурцы, помидоры, перец и высевать семена цветов. (Мы запланировали высадку микрозелени и томатов.) Обязательно заполнять дневник наблюдений. Затем подросшую, окрепшую рассаду высадим на огород на участке и получим результат.
Практическое ознакомление и уход за животными может проходить в группе через реализацию семейных экологических проектов и участие в экологических акциях. В зимний период группа может принимать участие в конкурсе кормушек для птиц. Также можно активно привлекать родителей и организовывать совместные экологические акции (мы планируем акцию «Ландшафтный дизайн своими руками»на участке нашей группы.
Дети с большой радостью откликаются на призыв сделать что-нибудь необычное, будь-то альбом или поделка: «Чудеса с грядки» (поделки из природного материала - с родителями, «Укрась новогоднюю игрушку» (с воспитателем, «Букет для мамы» (из цветной бумаги - с воспитателями, «Танк для дедушки» (Композиция из пластилина - с воспитателями). Такая трудовая деятельность дошкольников нацелена на развитие у них творчества и воображения, фантазии, конструктивных способностей. Они расширяют свой кругозор, знакомясь с различными материалами, их свойствами. Очень важно и развитие мелкой моторики рук в процессе работы над небольшими деталями поделки. Еще один аспект – привитие усидчивости, опрятности, терпения. Средствами ручного труда прививается чувство эстетики, ведь подарки и поделки, которые ребята вручат своим родителям, должны выглядеть красиво и аккуратно. Так же проводятся игры – соревнования «Лучшее рабочее место» (учить самостоятельно, готовить рабочие место и убирать материалы после занятия)
Так же мы стараемся мотивировать детей, дети победители в трудовых конкурсах или дети выполнившие трудовые действия,которые не входили в их обязанности, ставят кружочки в книгу добрых дел.
В. А. Сухомлинский сказал: «Трудовое воспитание – это образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитать».
Подводя итог, хочу сказать, что трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, творческим мышление, а так же опрятностью, умением себя обслужить.