Кузнецова Ольга Александровна
Современные педагогические технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать
«Чтобы воспитать человека думающим и
чувствующим, его следует, прежде всего,
воспитать эстетически»
Фридрих Шиллер
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, фиксируется в сознании.
Публикация «Современные педагогические технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
В широком смысле под художественно-эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его отношения к действительности. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент всестороннего, гармоничного развития ребенка. Ребенок, как некий сосуд, чем его наполнишь, такое будет и его содержание. Мы, как педагоги детских садов просто обязаны вносить яркость, насыщенность в обычную жизнь детей, через творчество…. А какую струнку этого творчества разбудить ребенок через разнообразие деятельности подскажет нам сам. В моей практике более близка стала такая деятельность, как аппликация и нетрадиционное рисование.
В настоящее время развитие детского творчества является актуальной проблемой в образовательном пространстве. ДОУ особое внимание уделяет художественно-эстетическому развитию дошкольников. Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.
Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Без изменений педагогических технологий, без переориентации ее на эстетическое и духовное развитие ребенка любые усилия останутся бесплодными.
Цель моей работы, это создание условии самореализации ребенка,раскрытие его творческого потенциала по средствам художественно-эстетического воспитания.
В данном случае это работа с рисование нетрадиционными способами, аппликация с элементами рисования.
Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:
• Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
• Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
• Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
• обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
• создание условий для художественно-эстетического воспитания (создание предметно - развивающей среды);
• организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:
• организованная деятельность (НОД, развлечения, индивидуальная работа, игры);
• совместная деятельность педагогов и детей;
• самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
К художественно-эстетической деятельности относится:
• Изобразительная деятельность;
• Музыкальная деятельность;
• Восприятие художественной литературы ;
• Театрализованная деятельность.
В своей работе я применяю интеграцию этих областей, для достижения поставленных мною целей.
Цели художественно-эстетического воспитания : развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.
Задачи художественно-эстетического воспитания находятся в неразрывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка.
Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя :
• изучение элементов теории эстетики;
• систематическое общение с художественной культурой;
• организованное участие в художественном творчестве.
Важно учитывать при работе- развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые проявляются при выборе темы и приёмов изображения. Ребятам предоставляется возможность познакомиться с произведениями знаменитых художников, с жанрами живописи, изучить такие понятия - как портрет, натюрморт, пейзаж, познакомиться со скульптурными произведениями великих мастеров.
Виды инновационных технологий в художественно-эстетическом развитии :
Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста :
• рисование пальчиками
• рисование ладошками
• рисование ватными палочками
• оттиск печатками из овощей
• тычок жёсткой сухой кистью, тычок ластиком карандаша
• печать поролоном, спаржей
• пластилинография (представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.)
• набрызг (заключается в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка или кисть. Зубной щеткой в руке набираем немного краски, а стекой (или кистью) проводим по поверхности щетки движениями по направлению к себе. Брызги летят на бумагу.)
• рисование на манке, песке, горохе
• рисование мятой бумагой (занятная техника рисования, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам. Увлекательным является даже процесс подготовки к занятию. Бумажные комочки, которыми собственно и будет выполняться работа, дети с удовольствием могут намять сами.)
• ниткография (В этой технике линии образуются после приклеивания нитей. На основу наноситься клей и выбранное изображение шаг за шагом заполняется слоями ниточек.)
• граттаж (пособ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография.)
• кляксография (разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы. Рисунок в этой технике исполняется : тушью, чернилами, акварелью, гуашью.)
• рисование солью
• монотипия (графическая техника. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность.)
• мраморная бумага (нетрадиционная техника рисования с помощью смешивания пены для бритья и красок.)
• фроттаж (техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приемом натирающих движений не заточенного карандаша.)
Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывания стихов, пение, рисование, лепка.
Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира.
В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, песни, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.
Главное понять, что обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.
Новизна творческой работы с детьми заключается в том, что сам процесс создания художественной работы является развивающим актом. На практических занятиях дети создают творческие работы, используя инновационные технологии изобразительной деятельности. К ним относится многообразие художественных материалов, использование нетрадиционных инструментов, художественные техники в живописи, графике, печати. Например, создавая художественную работу при помощи трубочки, палочки, распылителя, мы играем. На первый взгляд все происходит произвольно. Это психологически раскрепощает ребенка в художественном процессе. Результат игрового занятия демонстрирует возможности цвета, линии, точки. Показывает разницу между ровной линией и другой между плоским цветом и объемным. Учит рисовать живыми линиями и живым цветом, создавая живописные работы. Рисуя дерево на компьютере, пользуемся черным, синим, желтым, фиолетовым, оранжевым цветами такие цвета составляют цветовую гамму настоящего дерева. Рисуя цветы, деревья, самолеты… пользуемся специальной разработанной программой. Наша совместная работа стимулирует, облагораживает, знакомит, дает возможность работать за компьютером. Умение работать, творить, любить это и есть настоящие умения, знания – дающие настоящую путевку в жизнь.
Использование традиционных и нетрадиционных методов, материалов и инструментов снимает психологическую нагрузку с детей, дает возможность расширить границы изобразительной деятельности. Позволяет увидеть изобразительные материалы вокруг себя, расширив возможности для творчества. Комком бумаги можно передать шершавую фактуру коры дерева, опавшие листья, цветущие розы, снеговика, сугробы. При помощи ватных палочек, своих пальчиков узор становится доступным даже для самых маленьких «каракулят», для тех, кому трудно регулировать нажим кисти. Нетрадиционные материалы дают возможность интегрировать творческий процесс в повседневные занятия, игры жизнь ребенка. Внедрение инновационных форм семейного творчества дает возможность сформировать культуру взаимодействия с семьей ребенка, что позволяет укреплять
духовные связи внутри семьи, вносить творчество в повседневную жизнь ребенка.
Активное творческое взаимодействие педагогов, родителей и детей происходит на выставках семейного творчества. Школьные выставки расширяют кругозор, интерес родителей и детей. Родители демонстрируют свои увлечения, знания и умения, вовлекая детей в совместное творчество.