Аджиева Айгюн
Современные методы работы воспитателя с родителями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Установление взаимосвязи воспитателей и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления взаимоотношений нашей группы и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет интересно, безопасно, полезно и эмоционально комфортно.
Взаимоотношения с родителями должны строиться на основе добровольности и личной заинтересованности.
В ходе исследования было проведено анкетирование, которое включало в себя следующие вопросы:
Анкета удовлетворённости работой воспитателей группы «Зайчата»
Темочки:
МДОУ №1 «Красная шапочка» 2020/ 2021:
Довольны ли Вы работой воспитателя? Да Нет (что конкретно)
96% Не видим полной картины, следовательно, не можем оценить в полной мере
Развитие (Замечаете ли вы динамику в развитии своего ребенка) 93% Сами много занимаемся с ребенком
Достаточно ли получаемой информации о детях?
Получаете ли ответы на свои вопросы от воспитателя? 88% Не всегда
Удовлетворены вы тем, как одевают вашего ребенка? 86% Хочется, чтобы ребенку уделяли больше внимания в холодное время года
Ваши предложения по улучшению работы воспитателей группы 3 предложения от родителей по вопросам массовых мероприятий в условиях карантина
Как выяснилось, большинство родителей удовлетворены работой воспитателей. Однако есть определенная категория родителей, с которыми должна проводиться индивидуальная дополнительная работа, основанная на взаимопонимании и заинтересованности родителей. Сейчас в этот несложный период эпидемии воспитателями должны активно использоваться современные методы общения с родителями. Поскольку наложилось много ограничений на массовые мероприятия и, вообще доступ в детский сад, нужно понимать, что родителям может не хватать информации для полной оценки работы воспитателей. Поэтому нужно максимально использовать всевозможные инструменты поддержания общения:
- анкетирование;
- опросы;
- разные социальные сети;
- использование всевозможных онлайн-утренников, конкурсов и развлечений с участием родителей (ведь многим хочется уловить реальные эмоции своего ребенка).
Важно, как можно чаще поддерживать контакт с каждым родителем для выявления именно его потребностей касаемо работы детского сада, активно проводить фото и видеосъёмку и выставлять в родительскую группу.
Современный детский сад помогает семье. Дошкольное образование имеет большое значение для общества, возможно, даже большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.
Работа с семьей дошкольника – это большой труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Поэтому важно учитывать все факторы, влияющие на поддержание здорового общения людей.
Давайте представим себе стандартный день:
С утра приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят.
Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются.
А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой.
Мало кто из родителей стремиться получить от воспитателя больше информации о своем ребенке. Все постоянно куда-то торопятся. Да. Современный ритм жизни достаточно интенсивен, но дети растут слишком быстро, чтобы откладывать, проблемы, связанные с ним на потом. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг у воспитателя возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование, и мы там обо всем рассказали. Считаю, что это в корне неправильно. И родители должны интересоваться днем своего ребенка в саду больше и воспитатели, в свою очередь должны стремиться заинтересовать родителей к общению. Есть такая отдельная категория родителей, которая напротив, слишком придирчива и уделяет слишком много внимания не тем вопросам и проблемам своего ребенка. Что тоже не несет в себе ничего хорошего. Отношения родителя и воспитателя становятся напряженными, возникает негатив и некая личная неприязнь, что тоже крайне недопустимо. В конце концов у педагогов и родителей одни и те же задачи. В целом надо делать все, для того чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным.
С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Воспитателю важно :
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении;
- Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей;
- Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе;
- Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их;
- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта;
- В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Постановка психологической цели.
– Что я хочу от родителей? (Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельность)
При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение воспитателя и семьи.
Проводить беседу с родителями стоит, если воспитатель хочет лучше узнать ребенка, понять причины его поведения, подобрать индивидуальный подход к нему, поделиться положительными фактами относительно ребенка и т. д., т. е. психологическая цель должна быть стимулом для дальнейшего общения с родителями.
Организация начала диалога.
Церемония приветствия.
Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия, представиться (если встречаетесь впервые, обратиться к ним по имени–отчеству.
Установление согласия на контакт. Это означает, что воспитатель обязательно обговаривает время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т. к. он все равно не будет усвоен.
Создание обстановки диалога заключается в том, что продумывает продумывает, где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы воспитатель сидел, а родитель стоял, или чтобы учитель сидел за своим столом, а родитель – на детском стульчике.
Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщить цель вызова, например: «Мне хотелось получше узнать (имя ребенка, чтобы подобрать к нему подход», «Нам нужно получше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща», «Я еще не очень хорошо знаю (имя ребенка, вижу в нем и положительные черты и не очень, мне нужна Ваша помощь, чтобы лучше понять его» и т. д.
Вызывая родителя для беседы, воспитатель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям дошкольника и дать возможность высказаться им.
Проведение беседы воспитателем по инициативе воспитателя.
Проведение диалога. Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший мальчик, но… (дальше идет отрицательная информация на 10 минут», а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.
Факты о поведении, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не» : «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т. д.».
Также не следует после положительной информации об ученике продолжать рассказ о негативных фактах через союз «но» : «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный».
Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю Костю, не могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта) или «Я не могу понять…», «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за этим…».
При сообщении негативных фактов рекомендуется делать акцент не на них, а на пути преодоления нежелательных проявлений.
Воспитатель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын», т. е. противопоставлять себя и родителей.
Рекомендуется чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени–отчеству к родителю как можно чаще.
Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом.
От воспитателя требуется умение слушать. После того как воспитатель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушания, может узнать много важного и необходимого о воспитаннике и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя.
Свое участие в диалоге можно выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя : «Я рад тому, что у нас единые взгляды на…», «Меня удивило…», «Я огорчена…» и т. д. Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон.
Конкретные советы должны даваться воспитатель только в том случае, если родитель просит у него совета.
Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения.
Завершение диалога. Воспитателю рекомендуется подвести итог беседы на основе приема рефлексивного слушания-«резюмирования» : «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.
Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания.
Прощаясь с родителем, воспитателю следует, обращаясь к нему по имени–отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.
Проведение беседы воспитателем по инициативе родителей.
Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают время его протекания.)
Представьте ситуацию: Визит мамы стал неожиданным для Вас. У Вас нет времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?
Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, воспитателю вместо избежания диалога следует сообщить ей, что он не знал о ее приходе и запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает временем в… минут, если маму это устраивает, то можно поговорить, если нет, то он выслушает ее в любое удобное ей время.
Таким образом, педагог дает понять о своем желании диалога, несмотря на неблагополучные обстоятельства.
1. Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что на самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ, сложившийся у родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за беседой как бы со стороны, стараться понять, что же кроется за агрессией, что волнует родителя? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т. к. иначе ситуация может стать неуправляемой.
Следите за своей позой!
Выражение воспитателем сочувствия, понимания переживаний родителей : «Я вижу, Вы обеспокоены поведением (имя ребенка) «Постараюсь понять Вас…», «Давайте вместе разберемся» – придадут беседе конструктивный характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к учителю.
Воспитателю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными фактами. Задача учителя состоит в том, чтобы определить степень обоснованности этих фактов.
Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью убедительных аргументов. Умение воспитателя использовать объективные, хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах родителей.
Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу беседы на деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых точек» родителя в области воспитания и развития его ребенка.
Закончить беседу следует также по инициативе воспитателя.
Подводя итог, хочется вспомнить японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение.
При подготовку использовалась литература:
1. «Общение педагога с родителями в ДОУ : методический аспект» Авторы: Зверева О. Л., Кротова Т. В.
2. «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей» Автор: Н. В. Микляева