Алена Лобанова
Современные методы и приемы сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Вступая в процесс экономической социализации ребенка в семье, мы как педагоги, выполняем особую роль. Необходимо убедить родителей и показать необходимость погружения ребенка в социально значимую сферу экономики, уже с раннего возраста.
Экономика – такая область знаний, в которой многие из родителей не чувствуют себя достаточно компетентными. Ряд родителей считают, что дошкольники и экономика не совместимы и им рано ее изучать.
Публикация «Современные методы и приемы сотрудничества с семьями воспитанников по формированию основ финансовой грамотности» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Экономическое воспитание в семье не заменяет и не дублирует работу детского сада. В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей по вопросу экономического воспитания детей.
С этой целью необходимо обеспечить открытость дошкольного образовательного учреждения для родителей, предоставить им полную информацию об образовательной деятельности, о ходе её реализации, о специфике образовательного процесса, поддерживать образовательные инициативы родителей.
Стройная система педагогической помощи и поддержки семьи, включает ряд направлений.
1. Работа по формированию базовой экономической грамотности, и экономической культуры родителей. (Родители должны понимат о чем они будут рассказывать детям)
Для формирования экономической грамотности, мы рекомендуем родителям пользоваться внешними ресурсами. Знакомим родителей с интернет –ресурсами, например, с различными Интернет-ресурсами для повышения личной финансовой грамотности родителей.
2. Содействие повышению педагогической компетентности родителей в сфере формирования экономического воспитания. Как экономическое воспитание детей вовремя и правильно продуктивно внести в их жизнь. Деятельность по развитию компетентности выстраивается в продуктивном диалоге с родителями по основным вопросам : экономическое воспитание : что, где, когда, как?.
Помощь педагога в формировании родительской компетентности неоценима. Но при этом прямая помощь в качестве научения неприемлема. Поэтому следует говорить о взаимодействии, Основными принципами которого являются:
1. Принцип преемственности согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности целей, позиций двух сторон, основанных на уважении, единстве требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности.
2. Принцип открытости. С целью привлечения родителей к плодотворному взаимодействию дошкольное образовательное учреждение максимально «открыто» :
- мы предоставили родителями информацию о программе «Экономическое воспитание дошкольников»;
- разъяснили специфику образовательной деятельности по данному направлению;
- регулярно информируем их о ходе реализации данного направления;
- предоставляем возможность обсуждать вопросы, связанные с реализацией программы;
- разъясняем необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы дома.
3. Принцип индивидуального подхода. Педагоги учитывают социальное положение, традиции, опыт семей.
4. Принцип доброжелательного стиля общения. Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями.
5. Принцип динамичности. Детский сад находится в режиме развития, представляет собой мобильную систему, реагирует на образовательные потребности и запросы родителей.
6. Принцип научности. Все содержание должно быть выверенным. Взаимодействие с семьями воспитанников должно быть таким, чтобы оно позволило стать родителям субъектами целостного образовательного процесса, посредством организованной совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Основные направления сотрудничества по взаимодействию педагогов с семьями воспитанников.
1. Педагогический мониторинг, организация диагностической работы по изучению семьи,
2. Педагогическая поддержка. накопление родителями позитивного воспитательного опыта.
3. Педагогическое образование родителей, развитие активной, компетентной позиции родителя
4. Совместная деятельность педагогов и родителей.
Этапы совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.
1. Мотивационный этап (ознакомительный).
Задачи: Убедить в значимости и необходимости экономического воспитания для ребенка с раннего возраста. Заинтересовать и побудить родителей включиться в образовательный процесс по экономическому воспитанию детей. Мотивировать родителей к совместной деятельности. Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.
2. Просветительский этап
Задачи: Развитие компетентностей родителей по вопросам экономического воспитания детей. Педагоги и родители должны войти в общее информационное поле и пространство. Родителям важно знать основные темы, содержание и методы воспитания, направленные на формирование экономического воспитания у детей. Помогаем родителям овладеть методами организации детской деятельности.
3. Этап совместной деятельность педагога, родителя и ребенок. Эти виды деятельности определены в п. 2.7 ФГОС ДО (общении, игра, познавательно-исследовательская деятельность ит. д.) Формы совместной деятельности, объединяющие родителей и детей и педагогов, мы рассмотрели выше. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
(Эти виды деятельности определены в ФГОС ДО (п. 2.7) : «Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-
Прохождение всех трех этапов работы дает реальный результат работы с родителями.
1. Выстроенный процесс взаимодействия Семьи и детского сада
2. Педагоги работают в диалоге и видят и ребенка семью как полноправных участника образовательной деятельности.
Направления сотрудничества с родителями решаются через, Формы работы по развитию родительской компетентности у родителей.
Их условно можно разделить на четыре группы: информационно – аналитические, познавательные, наглядно – информационные, досуговые.
Основные направления и формы работы с родителями (законными представителями)
В содержание работы с родителями входят:
Информационно-аналитические методы :
Анкетирование, опросы, тестирование, личные беседы, родительская почта. Всё это позволяет воспитателю получить необходимую информацию для размышления.
Для работы с семьей эффективно использование папок-передвижек. Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В папках-передвижках должен быть представлен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, даны рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения, тематические стенды, памятки, информационные альбомы, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, например: «Торговые предприятия», «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др. Можно создать страничку на сайте дошкольной образовательной организации, организовать библиотеку, провести родительский лекторий, консультации.
Все эти методы направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Познавательные методы :
• общие родительские собрания; ( Например: Родительский час «Финансовая грамотность дошкольников», «Уроки финансовой грамотности», «Что такое семейный бюджет
• мастер классы, консультации и индивидуальные беседы; ( Например: «Полезные экономические навыки» «Формы работы с детьми по финансовой грамотности»;
Консультация «Формирование экономических навыков в семье»)
• Создание предметно-пространственной среды, ( Например: «Леп-бук в работе с детьми по формированию экономической и финансовой грамотности».
• семейные проекты. ( Например: «Бюджет семьи», Создание альбома «Семейные профессии»
Данные методы и приемы работы направлены на ознакомление родителей с особенностями экономического воспитания детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Наглядно-информационные методы :
Данное направление включает:
• Тематические стенды, папки-передвижки. ( Например: Брошюра «Карманные деньги», «В магазин с ребенком»;
• Буклеты ( Например: «Перечнем рекомендованных к просмотру детьми мультфильмов по экономическому воспитанию», «Как научить ребенка считать деньги».
• Памятка для детей и родителей «Как можно сэкономить деньги в семье».
• Фотовыставки; Изготовление газет: «Мамин помощник», «Что я экономлю, берегу дома».
• Проведение маршрутов выходного дня:
Поход в банк, торговый центр, музей… Организация совместных мероприятий – достойная замена проведению времени у компьютеров и телевизоров. Это одна из лучших форм организации как досуга дошкольников, так и их образования. Через прохождение «образовательных маршрутов» наиболее эффективно приобретаются и усваиваются новые финансовые знания и умения. Прогулка принесет только пользу – и смена впечатлений, и свежий воздух, и развитие общего кругозора, и общение родителей, детей и воспитателей. Важно, чтобы ребёнок извлёк из прогулок и экскурсий как можно больше. Именно поэтому требуется специальная подготовка и участие со стороны родителей.
• Проведение встречи с интересными людьми:
Финансисты, представители страховой компании, бизнесмены… Изучение проблемы ознакомления детей с явлениями социальной действительности в теории и практике показало, что труд взрослых дома и в детском учреждении в изменившихся социально-экономических условиях не всегда ими осознается, не всегда интересен и понятен детям (труд менеджера, банкира и др.)
Целью данных методов является – знакомство родителей с условиями, содержанием и методами экономического воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания.
Досуговые:
Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
По данному направлению можно организовать:
• Праздники, развлечения, акции,
• Выставки, ярмарки, экскурсии,
• Участие в экономическом аукционе, в игре «День предпринимателя», в викторинах и т. д.
• Детско-родительские проекты: «Магазин моей мечты», «Как мы экономили бюджет», «Как мы копили деньги».
• «Брейн-ринг». В игре принимают участие две команды. После того как ведущий задает вопрос, начинается обсуждение (20 сек). Если у команды есть версия ответа, то игрок нажимает на кнопку и предлагает версию
• Образовательный веб-квест (интернет-проект) – это созданный педагогом сайт в Интернете, который содержит проблемное задание с элементами ролевой игры. Для выполнения задания требуются ресурсы Интернета. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в образовательную деятельность. В процессе прохождения веб-квеста дети и родители смогут проверить свои знания в области экономики и финансов путём выполнения заданий различных типов.
• Семейный финансовый фестиваль – популярный сегодня стиль городского мероприятия, собирающего активную, продвинутую и заинтересованную в новых впечатлениях и знаниях аудиторию. Азы финансовой грамотности доносятся до участников через совместное творчество родителей и детей, предусмотрены разнообразные квесты и настольные игры, где каждый может применить полученные знания на практике и показать себя настоящим магистром семейного бюджета. Участие в фестивале позволяет юным участникам научиться правильно распоряжаться деньгами и избежать финансовых ошибок в будущем, а взрослым – улучшить собственные знания в сфере личных и семейных финансов и наладить коммуникацию с детьми через совместное творчество.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
Объединение двух форм экономического воспитания : семейного и дошкольного, двух аспектов поведения детей – условного и реального, дает положительный результат в области экономического воспитания и развития детей.