Диана Петрова
Современные аспекты подготовки и переподготовки специалистов для работы в условиях специального инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными возможностями, способными обучаться по общей для всех программе и показывать результаты успеваемости, нормальные для всех. В результате нередко получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Эту и множество других проблем в современной школе призвано решить инклюзивное образование.
Публикация «Современные аспекты подготовки и переподготовки специалистов для работы в условиях специального инклюзивного образования» размещена в разделах
Инклюзивное образование (французский вариант «inclusif» – включающий в себя; от латинского слова «include» – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования заложена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и обеспечивающая отношение ко всем людям как к равным, но и при этом создает необходимые условия для детей, которые имеют особые образовательные потребности [3, с. 77].
Профессиональная неготовность кадров является основной проблемой развития инклюзии в образовании сегодня и требует развития определенной системы, ориентированной на изучение и распространение успешного опыта. Решение данной проблемы – в подготовке нового учителя, владеющего необходимыми компетенциями в области педагогики и психологии «включающего» образования, образования, доступного для всех, ориентированного на образовательные потребности разных детей и их индивидуальные особенности.
Учитывая, что в основе инклюзивного образования заложена идея принятия индивидуальности каждого ребенка, с одной стороны, и обеспечение особых образовательных потребностей детей с учетом имеющихся у них проблем, с другой стороны, могут быть выделены ключевые компетенции педагога инклюзивного образования^
1. Понимает и принимает ценности инклюзивного образования, его этические и философские основания, готов на практике реализовывать идею равных возможностей всех детей независимо от их пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и других особенностей.
2. Владеет методами психолого-педагогической диагностики; способен организовывать и провести психолого-педагогическое обследование ребенка, осуществить анализ результатов обследования с целью выбора и уточнения индивидуальной образовательной траектории.
3. Способен предвидеть основные риски и угрозы социального развития детей с особыми образовательными потребностями и способен решать проблемы их социализации.
4. Знает специфику образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями, владеет методиками и технологиями обучения таких детей в условиях массового обучения и готов творчески реализовывать новые технологии обучения в практике инклюзивного образования.
5. Готов к взаимодействию с субъектами инклюзивного образования как в самом образовательном учреждении, так и с окружающим социумом.
6. Ориентирован на саморазвитие в профессиональной деятельности, способен к рефлексии своих профессиональных навыков и умений, готов осуществлять шаги для достижения высоких результатов в своей профессиональной деятельности в сфере инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями [1, с. 41].
Компетентностный подход, таким образом, полагает построение такой профессиональной подготовки, которая: выступает проводником педагогической культуры и педагогической направленности в содержание обучения, осуществляет личностно-развивающую функцию в методике и технологии обучения, реализует функцию погружения в сферу инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями.
Следует признать, что в нашей стране целенаправленная подготовка педагогов инклюзивного образования начала проводится совсем недавно. Решение широкого круга новых задач инклюзивного образования требует перестройки всей системы подготовки специалистов для сферы образования. В частности, в программы подготовки и переподготовки необходимо включить новые модули, которые состоят из специальных дисциплин, обеспечивающих готовность педагогов к широкому партнерскому взаимодействию и творческому сотрудничеству не только в профессиональном сообществе, но и во всей образовательной среде [2].
Стоит отметить, что на сегодняшний день также имеется острая потребность в материалах теоретического, прикладного, технологического, методического характера, обеспечивающего развитие инклюзивного процесса в общем образовании. Необходима дальнейшая разработка и распространение научно-методического обеспечения основной профессиональной программы «Психология и педагогика инклюзивного образования», программы повышения квалификации и переподготовки, а именно: издание учебников, методических и учебных пособий и рекомендаций по дисциплинам, включенных в учебный план.
Специалисты отмечают следующие актуальные проблемы.
1. Кадровые: отсутствие у отдельных штатных преподавателей вузов обязательной профессиональной подготовки в сфере инклюзивного образования и опыта практической деятельности в инклюзивном образовании.
2. Организационные: нескоординированность различных ведомственных учреждений, занимающихся вопросами развития инклюзивного образования, следствие чего – разрозненность в содержании и направлениях деятельности, а также разрешение схожих проблем с различных позиций.
3. Научно-методические: значительные трудности в обеспечении теоретической подготовки студентов в силу отсутствия учебников и учебных пособий по дисциплинам профильной подготовки.
Подводя итоги, следует отметить, что развитие инклюзивного образования в России во многом зависит от активности и компетентности позиций высших учебных заведений, от единой политики в области подготовки необходимых педагогических кадров, от реальной интеграции научной и методической деятельности специалистов общего и специального образования.
Литература:
1. Денисова О. А., Поникарова В. Н., Леханова О. Л. Подготовка педагогических кадров к осуществлению инклюзивного образования // Вестн. Череповец. Гос. ун-та. – 2012. – №1 (42). – С. 40-44.
2. Котова С. А. Проблемы инклюзивного образования [Электронный ресурс]. – URL : https://www.problemy_inkluzivnogo_obrazovania (дата обращения : 31.10.18).
3. Михальченко, К. А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения // Теория и практика образования в современном мире : мат. Междунар. науч. конф. — СПб. : Реноме, 2012. — С. 77-79.