татьяна симачкова
Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста
Современный ритм жизни, новые программы и технологии обучения приводят к росту требований по подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Современная начальная школа требует от будущих первоклассников наличие развитого фонематического слуха, умение осуществлять звуковой и слоговой анализ слов, предложений, читать слова, несложные предложения и тексты. Обучение элементов грамоты происходит на основе развития устной речи детей (звуковая культура, словарная работа, формирование грамматически правильной речи, обучение рассказывания и др.).
Публикация «Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей. Анализируя опыт педагогов, многие ученые приходят к выводу, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошкольниками. Новые технологии предусматривают широкое применение интеграции в различных образовательных областях.
Формирование навыков речевого взаимодействия со сверстниками приобретает в старшем дошкольном возрасте немалое значение. Ведь именно коммуникативно-речевое развитие приводит способность старших дошкольников, решая определенные задачи при познавательной, изобразительной, трудовой деятельности, планировать свои действия, согласовывать их с партнерами и договариваться с ними о совместных действиях для достижения желаемого результата. Высокий уровень речевых достижений дает ребенку возможность реализовать как социальную, так и интеллектуальную активность в кругу сверстников. Направленность на коммуникацию, потребность и стремление понять других и быть понятым им заставляют дошкольника строить и перестраивать речевые высказывания в таких полных формах, обеспечивающих взаимопонимание.
Исследователи выделяют разное количество этапов становления речи детей, по-разному называют их, указывают возрастные границы каждого. В исследованиях А. Н. Гвоздева прослеживается последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений. А. А. Леонтьев выделяет 4 этапа становления речи детей :
подготовительный – до 1 года;
преддошкольный этап первоначального овладения языком – до 3 лет;
дошкольный – с 3 до 7 лет;
школьный.
В других исследованиях выделяют стадии довербального и вербального развития ребенка.
Обобщая данные исследований, при различных подходах к периодизации развития речи ребенка, выделяют следующие периоды:
I период – период предложений, который имеет два этапа:
1) этап однословного предложения;
2) этап предложения из нескольких слов;
II период – период усвоения грамматической структуры предложений, имеет 3 этапа:
1) этап формирования первых форм;
2) этап использования флексийных систем языка для выражения синтаксических связей слов;
3) этап усвоения служебных слов;
III период – усвоение морфологической системы родного языка.
Речевые умения – это речевые действия, реализуемых на основе языковых знаний и способов деятельности при выборе и сочетание речевых операций в зависимости от цели, ситуации общения и собеседника, с которым происходит коммуникация. Овладеть такими умениями значит научиться правильно выбирать стиль речи, подчинить форму речевого высказывания задачам общения, употреблять самые эффективные для поставленной цели и соответствующих условий речевые средства общения (вербальные и невербальные).
Речевые навыки – это автоматизированные в соответствии с определенной языковой нормой речевые операции, которые осуществляются бессознательно и служат для выражения мыслей, намерений, переживаний. Сформировать навык – значит обеспечить правильное построение и реализацию высказывания. Эти операции неосознанные, поэтому возникает потребность в создании условий для их формирования и реализации.
Речевое взаимодействие – это объединение, координация и взаимообогащение усилий участников общения для определения, приближения и достижения коммуникативной цели речевыми средствами. Речевая взаимодействие является важным условием эффективной организации учебной деятельности дошкольников в процессе занятий. Активизируя речевую деятельность детей, можно рационально использовать время занятия.
По мнению Л. В. Скитской, речевая взаимодействие между старшими дошкольниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих ее от речевого взаимодействия детей со взрослыми. Разговаривая со взрослыми, дети придерживаются определенных норм высказываний, стараются употреблять общепринятые фразы и речевые обороты. Они более или менее внимательно слушают рассказ или сообщение взрослого, пытаются отвечать на его вопросы, продолжать начатую с ним разговор.
Речевое взаимодействие детей, прежде всего, отличается яркой эмоциональностью. Во время такого общения можно наблюдать почти в десять раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении со взрослыми. Общение детей отличается нестандартностью, отсутствием жестких правил и норм. Со сверстниками дети используют неожиданные, непредсказуемые фразы, слова, сочетания слов и звуков. Им важнее высказаться самим, чем выслушать товарища, они перебивают друг друга, каждый рассказывает о своем, ответы и высказывания собеседника не всегда принимаются во внимание.
Во время общения со сверстниками ребенок учится выражать себя, свои желания, настроение, управлять другими, налаживать отношения. В ходе такого взаимодействия у ребенка складывается образ мира и образ собственного Я. Поэтому очень важны эффективная организация и руководство таким взаимодействием со стороны воспитателя.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников - иллюстраторов.
Вариативность использования интегрированного метода весьма разнообразна:
• полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, с музыкальным воспитанием, физическим развитием);
• частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изобразительного искусства);
• интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Интегрированный метод включает в себя проектную деятельность. Исследовательская деятельность интересная, сложная и невозможна без развития речи. Задачи исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте :
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Работая над проектом, дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению со взрослыми и сверстниками.
Обучение родному языку дает возможность не только исправлять речевые ошибки, но и своевременно предотвращать их. Следовательно, обязанность педагога - исправлять и обогащать словарный запас ребенка в соответствии с литературной нормой родного языка (за К. Д Ушинским).
Грамматически правильную речь воспитывается в раннем возрасте во время учебы, когда ребенок имеет активную речевую практику, контролируется педагогом. Ушинский видел в обучении детей языка (точнее грамматики) одно из средств развития самосознания. По его мнению, обучение формирует у ребенка умение замечать свои речевые ошибки и недостатки. Оно имеет «следовать для ребенка с его собственных наблюдений за тем, как она говорит, и самостоятельными будут эти наблюдения, тем лучше».
Формированию лингвистического отношения к языку способствуют оценочно-контрольные действия, а именно: а) умение оценивать и контролировать деятельность сверстников, то есть взаимооценка и взаимоконтроль; б) умение оценивать и контролировать свою деятельность, то есть самооценка и самоконтроль.
В учебно-речевой деятельности оценочно-контрольные действия выполняют двойную функцию; во-первых, они являются необходимым условием и средством усвоения элементарных лингвистических знаний, формирование соответствующих речевых умений и навыков; во-вторых - важным условием использования усвоенных знаний, сформированных речевых умений и навыков в речевой практике ребенка.
Наблюдения показывают, что ребенок во время говорения и слушания прежде всего обращает внимание на содержание и контролирует правильность построения высказывания, фразы, слова. Чтобы речевые ошибки были осознанными, они должны занять структурное место цели во время выполнения речевого задания. Внимание ребенка должно направляться на речевые ошибки, «неправильности» в построении фраз и предложений.
Содержание игр строится на основе уже усвоенных детьми в предыдущих группах правильных форм вещания, а также на основе овладения действиями звукового анализа. Обучение происходит поэтапно. На первом этапе ребенка учат: ориентировочной основе действия (образец ответа, речи, рассказы) и правильному образу ее выполнения; сознательных языковых операций при наличии внешних ориентиров: звуковому анализу слов и предложений по образцу воспитателя (выделить нужный звук в слове, правильно его произнести, определить его место в слове, слова в предложении, выложить из квадратиков количество звуков или слов в схеме слова, предложения) ; умению замечать фонетические нарушения грамматических норм (удвоение звуков, неправильное ударение) в отдельных словах и словосочетаниях; составлять связные рассказы по готовому плану, сравнивать результаты (рассказ) с предложенным планом.
На втором этапе детей учат внешним воздействиям контроля и оценки с помощью фишек и схем. Для этого используют дидактические игры, которые предусматривают преднамеренное акцентирование внимания на ошибках в «речи» нейтрального персонажа – например, куклы (игры типа «Учим куклу разговаривать», «Говорят наши куклы»,
На третьем этапе работа с фишками и схемами заменяется произношением ошибки вслух и ее фиксированием на полоске бумаги. Каждую услышанную ошибку, ребенок обозначает черточкой на полоске бумаги. Затем воспитатель предлагает ребенку проанализировать слово, предложение и исправить ошибки.
Четвертый этап – формирование оценочно-контрольных действий во время восприятия связного текста. На этом этапе действующими лицами выступают сами дети
Обучение осуществляется в определенной последовательности: сначала детям предлагают готовый план, по которому они должны составить рассказ, проанализировать ее (соответствует составлена рассказ плана). Постепенно дети переходят к самостоятельному планированию дальнейшей деятельности и оценки ее результатов в соответствии с составленным планом.
Очень часто для запоминания незнакомых слов, текстов, разучивание стихов педагоги в своей практике используют мнемонику.
Мнемоника, или мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.
Особенности методики применения не изображение предметов, а символов опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к языковому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом.
Это новая образовательная технология, которая помогает каждому ребенку комфортно и легко получать знания в любом возрасте. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Мнемотехника помогает решить следующие основные учебные и воспитательные задачи:
расширяются творческие возможности ребенка, благодаря гармоничной работе левого (логика) и правого (творчество, образное мышление) полушария головного мозга;
формируется умение эффективно и самостоятельно учиться;
повышается самооценка ребенка благодаря результативности в обучении;
уменьшаются стрессы от обучения;
увеличивается учебная мотивация, а с ней успехи;
освобождается время запоминания для продуктивной и творческой работы;
развитие образной памяти помогает воспринимать окружающий мир во всей красе;
человек становится более самостоятельным в интеллектуальной и практической работе, а это повышает его адаптацию в социуме;
активизация внутренних механизмов средствами мнемотехнологии.
Приемы мнемотехники облегчают запоминание детьми новой информации и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако, по-прежнему, суть их одна – сначала запоминается какой-нибудь опорный ряд (фон, к которому подобраны ассоциации. Ассоциация – мысленный связь между двумя предметами, фон – это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо. Увеличение количества информации вокруг нас и необходимость запоминать много и надолго возродили интерес к этой области практической психологии.
Хорошо известно, что речь мозга – это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и кодироваться телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.
Работа по развитию речи детей ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению перевода и придумывание рассказов, разучивание стихов, отгадывание загадок.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти говорит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;
• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Работа по формированию речи у дошкольников проводится комплексно, по следующим направлениям:
коррекция звукопроизношения;
формирование навыков звукового анализа и синтеза слов, а также представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);
формирование лексико-грамматических категорий;
формирование связной речи.
При нормальном ходе речевого развития дошкольник спонтанно усваивает многие словообразовательные модели, одновременно существующие в языке и работающие в пределах определенной лексической темы.
Многим детям нужно специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, уразнообразить его и сделать более интересным для ребенка поможет метод наглядного моделирования.
Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формирование языкового чутья.
Каждый педагог в своей деятельности преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Необходимо отметить, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем играет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, поскольку она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.
В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при их спонтанном развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно специально обучать.
Перевод – более легкий вид монологической речи, потому что он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовы речевые формы и приемы. Это в какой-то степени отраженная речь с определенной долей самостоятельности. Живописно-графический план выступает здесь как средство мнемотехники.
С помощью графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок, дети пересказывают тексты, учат загадки и т. д. При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значение моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного подбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка. Дети испытывают трудности в построении сюжета, здесь им на помощь приходит графический план. Он служит моделью рассказа, и ребенку при наличии наглядной опоры остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложение.
Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, необходимо подготовительная работа: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и т. д. Часто при составлении рассказа дети теряют диалоги героев, слова-признаки, характеризующие и описывают персонажей. В графическом плане акцентируется внимание дошкольников именно на это. Если необходимо передать настроение героя – нужно использовать пиктограммы. Пиктограммы выставляются при рассмотрении каждой картинки из серии, чтобы акцентировать внимание детей на определенной признаку или действия героя.
Для рассказа по сюжетной картинке графический план просто необходим. Ребенку трудно сконструировать ситуацию, изображенную на картинке, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, то есть оформить языковым материалом схему построения высказывания.
При составлении повествовательного рассказа по этой картинке воспитатель раздает детям карточки с фрагментами картинки и предлагает им составить предложения. Затем выставляется большая картинка, дети находят на ней свои фрагменты. Опережая появление графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображены на картине действия.
Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: метод наглядного моделирования и проектный метод можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.
Интерактивные методы – это способы целенаправленного межсубъектного взаимодействия, обеспечивающие оптимальные условия развития детей. Существует ряд интерактивных методов (таблица 1, направленных на формирование навыков речевого взаимодействия.
Таблица 1
Интерактивные методы работы с дошкольниками
№ Название метода Содержание метода
1 Микрофон Дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, выражают свои мысли на заданную тему - предложенные к рассмотрению вопроса или проблемы.
Высказывания не обсуждаются.
2 Дебаты Дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, выражают свои мысли на заданную тему - предложенные к обсуждению вопроса или проблемы. Высказывания обсуждаются: дети задают друг другу вопрос, отвечают на них, ища способ решения проблемы.
3 Вдвоем Дети образуют рабочие пары и выполняют предложенное задание.
4 Цепочка Дети образуют рабочие пары, обсуждают задачи и вносят свои предложения в имитированную цепочку - скажем, в таблицу, где представлен ход сказки в рисунках или условных обозначениях, или сами создают «цепочку действий», «поезд» и др.
5 Снежный ком Дети объединяются в малые группы и обсуждают проблемный вопрос, ситуацию или выполняют общую задачу, договорившись о четкую последовательность действий каждого члена группы.
6 Синтез мыслей Дети объединяются в малые группы, выполняют определенную задачу, например, рисунок на листе бумаги, и передают его в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание.
7 Круг идей Каждый участник или каждая группа выполняет одинаковое задание - обдумывает определенный вопрос, а затем вносит свои предложения, идеи и т.
8 Общий проект Дети объединяются в несколько групп. Группы получают различные задания, каждое из которых направлено на решение определенного аспекта одной проблемы. А потом каждая группа представляет свой вариант решения этой проблемы.
9 Ассоциативный цветок Дети объединяются в несколько групп. На доске закрепляют «середину» цветка с изображением определенного понятия. Каждая группа выбирает слова-ассоциации, картинки-ассоциации к этому понятию.
Характерными особенностями этих методов являются:
оптимальная активизация детей;
совместная деятельность воспитателя и детей в режиме равноправного общения;
создание условий для переживания успеха каждым участником педагогического взаимодействия;
обязательно рефлексия процесса обучения и воспитания – осмысление целесообразности выбранных задач, форм работы, способов деятельности, причин неудач или достижения целей и тому подобное