Ирина Власова
Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад — семья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание единого образовательного пространства
развития ребенка «Детский сад - семья».
Актуальность и новизна:
Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В содержательном разделе образовательной программы дошкольного образования должны быть представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. В образовательной среде детского сада должны быть созданы условия для участия родителей в образовательной деятельности.
Публикация «Создание единого образовательного пространства развития ребенка „Детский сад — семья“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
В новом веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему : с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.
Социальное партнерство включает развитие проектной культуры, разделяемой партнерами, как среды для разделения задач (ответственности). Оно включает процесс поиска новых (альтернативных) решений, относящихся к специфическим группам уязвимых людей, куда партнеры вовлекают друг друга. Оно содержит контрактные обязательства и систему улучшения качества (услуг, которую все партнеры должны изучать и развивать.
Устойчивый позитивный имидж дошкольного учреждения можно рассматривать как важный современный компонент и ресурс образовательного учреждения.
Социальное партнерство создает благоприятные условия для творческого саморазвития участников образовательного процесса.
Государство начинается с семьи. Значит, в центре сферы образования должны стать ответ на вопрос «Кто я такой?» и тема «Моя семья». И главными они должны быть на только для детей, а для всех членов семьи, чтобы в первую очередь родители понимали, для чего привели в этот мир ребенка, почувствовали всеми гранями души и осознали, что от них зависит. Станет ли малыш в будущем хозяином своей судьбы, своей мечты, своей семьи.
Из всех видов взаимодействия детского сада и семьи на наш взгляд, сегодня наиболее актуально социально-педагогическое партнерство, предполагающее равные права обоих субъектов, которые в одинаковой степени отвечают за качество результатов.
Цель:
Создание единого образовательного пространства развития ребенка «детский сад- семья».
Достижение цели решается через:
1. установление партнерских отношений с семьями воспитанников, включение всх субъектов образовательного процесса, в том числе родителей дошкольников, в режим непрерывного саморазвития, в результате которого они становятся активными участниками преобразования окружающего макросоциума;
2. опыт продуктивной деятельности и конструктивного взаимодействия с различными государственными субъектами по вопросам образования дошкольников, в том числе создание социально значимого продукта, - яркого события в жизни воспитанника и его окружения;
3. создание предметно-развивающей среды для развития личности ребенка.
Образовательный процесс в нашем учреждении открытый, в нем всячески поощряется участие членов семей воспитанников. Социально-педагогическое партнерство благоприятно влияет на образовательный процесс детского сада.
В нашем детском саду сложилась своя система взаимодействия с родителями воспитанников. В соответствии с результатами изучения родительского контингента работа проводится по следующим направлениям:
анализ уровня психолого-педагогической культуры родителей (анкетирование, метод социометрии, наблюдения и анализ взаимодействия ребенка с родителями).
популяризация современных психолого-педагогических идей, предоставление родителям необходимой теоретической и практической информации (дни открытых дверей, родительские собрания (групповые, общие, конференция в конце учебного года, различные формы наглядной информации в уголке для родителей: буклеты, рекомендации, консультации, почтовый ящик для вопросов, «повторите с ребенком», «приготовьте ребенку», «изготовьте с ребенком» и т. п.) Для малышей, не посещающих дошкольные учреждения, организована группа кратковременного пребывания детей 2-3 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю по два часа весь учебный год. С детьми и родителями работают узкие специалисты: педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, логопед.
использование нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников – семейные встречи: мастер-классы по изготовлению продукта художественно-эстетической деятельности, игры-тренинги «Когда ты был маленьким», создание совместных проектов «Космос», «Бытовая техника», «Повар», «Продавец», «Домашние животные», «Компьютер», «Как построить дом» и другие, праздники «Русская песня –русская душа», «День семьи», «Олимпиада», «Защитники Отечества», «День здоровья», «Дегустация блюд».
донесение до родителей интересной и полезной информации, связанной с жизнедеятельностью детей в детском саду : советы специалистов, музыкально-поэтический уголок; уголок «Неболейка», выставка «Сделай вместе с детьми», фотовыставка «Мир вокруг меня», Радуга успехов, «Сегодня мы занимались…», «Искренне благодарим», «В кругу семьи», Уголок творчества детей, «Живем-поживаем».
индивидуальная направленность в работе с родителями (дифференцированный учет воспитательных воздействий в условиях семьи, включение родителей в педагогический процесс с учетом их индивидуальных интересов и способностей);
привлечение родителей к руководству детским садом через участие в работе Конференции, родительского комитета, Совета педагогов.
С каждым годом родители активнее включаются в образовательный процесс. Родители участвуют в обновлении предметно-развивающей среды группы : в 1 младшей группе изготовили маркер игрового пространства – машину, в подготовительной - маркер «Корабль», «Дом», «Заборчики» для обыгрывания сюжетно-ролевой игры. Вместе с педагогами участвуют в приобретении дидактических игр, игрушек, инвентаря. Родители средней группы разрисовали стену веранды. Систематически родители участвуют в подготовке детей к праздникам: шьют костюмы, изготавливают атрибуты, оформляют групповое помещение, участвуют в утренниках и развлечениях. Силами и средствами родителей были отремонтированы: групповое и спальное помещение средней группы «Рыбки», прихожие во 2 младшей группе «Пчелки», в средней группе «Белочки», в подготовительной группе «Медвежата». Родители старшей логопедической группы «Муравьишки» подарили компьютер, принтер для педагогов группы. В зимние время родители участвуют в создании горки для катания, ледяных построек для развития основных движений. В логопедических группах родители охотно выполняют поручения воспитателей и учителя-логопеда по коррекции речи дошкольника.
Анализируя результаты работы за последних три года мы отметили положительную динамику в развитии социально-педагогических отношений. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только вместе они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир