МААМ-картинки

Создание единого информационно-образовательного пространства ДОУ как необходимое условие реализации ФГОС ДО

Надежда Перликова
Создание единого информационно-образовательного пространства ДОУ как необходимое условие реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий во все сферы жизни. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.

Все шире роль информационных технологий проявляется не только в системе школьного, но и дошкольного образования. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому.

Публикация «Создание единого информационно-образовательного пространства ДОУ как необходимое условие реализации ФГОС до» размещена в разделах

Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоёмкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ, и родители. Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ, и использование информационных технологий в образовательном процессе, и активное использование сети Интернет в образовании.

Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере воспитания и обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников, тем самым решить одну из самых актуальных на сегодняшний день задач, на решение которой направлен и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - "обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей".

Однако внедрение ИКТ в образовательный процесс ДОУ сопровождается рядом проблем. Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов по данному вопросу. При внедрении компьютерных технологий обучения возникают трудности экономического характера: дефицит бюджета, не хватает средств на техническое оснащение помещений, приобретения лицензионного обеспечения.

Для решения данных проблем в ДОУ был разработан долгосрочный проект по созданию единого информационного пространства ДОУ. Цель проекта: создание условий для внедрения ИКТ в ДОУ, повышения информационной компетентности педагогов и всех участников образовательного процесса. Цель проекта определила основные задачи:

1. Организовать работу по повышению квалификации и методической поддержке педагогов в области использования информационных технологий.

2. Расширить область применения ИКТ в ДОУ.

3. Скоординировать информационное взаимодействие (сайт, электронная почта) с родителями, другими учреждениями.

4. Совершенствовать материально-техническое оснащение ДОУ.

5. Создать банк информационно-образовательных ресурсов, дидактических и методических материалов по использованию ИКТ в работе ДОУ.

С целью оценки эффективности проекта, были разработаны показатели, позволяющие оценить ход реализации проекта :

• повышение ИКТ-компетентности педагогов;

• организация консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;

• активное использование ИКТ и цифровых образовательных ресурсов педагогами и как следствие повышение качества и эффективности образовательного процесса;

• повышение уровня освоения воспитанниками программного содержания, познавательной активности;

• улучшение материально-технической базы;

• автоматизация процессов мониторинга результатов образовательной деятельности, создание электронной базы данных педагогов, воспитанников;

создание банка мультимедийных презентаций, компьютерных обучающих программ для детей, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

• вовлечение родителей в единое информационное пространство ДОУ.

Были определены:

- сроки реализации проекта : 2012 -2017 гг. ;

- этапы проекта: подготовительный (2012 – 2013 уч. г., основной (2013 – 2014 уч. г., 2014 – 2015 уч. г., 2015-2016 уч. г., заключительный (2016-2017 уч. г.) .

Начиная работать в данном направлении, мы понимали, что существуют некоторые риски, которые нужно было предусмотреть. Например, недостаточное оснащение материально-технической базы информационными ресурсами. В этом случае было решено использовать универсальное мобильное оборудование (переносные ноутбуки, которое может быть приобретено на внебюджетные средства. Другим немаловажным риском и его предупреждение было нехватка заинтересованных, инициативных педагогов для работы в данном направлении. Было решено разработать план повышения квалификации педагогов, и организовать консультативную методической поддержку в области повышения информационной компетентности педагогов, а также использовать моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов.

На подготовительном этапе с целью определения степени использования ИКТ педагогами было предложено заполнить анкету и диагностическую карту. Результаты показали, что только 20% использовали ИКТ для обучения в ВУЗе. В педагогической деятельности эти педагоги использовали ИКТ очень редко.

Также на подготовительном этапе было проанализировано ресурсное обеспечение. Нормативно-правовое обеспечение отсутствовало. Кадровое обеспечение было на низком уровне, так как всего лишь один педагог имел курсы повышения квалификации на тему «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения». Материально-техническое обеспечение было недостаточным.

По результатам анализа были разработаны планы мероприятий:

- план курсовой подготовки по повышению квалификации на тему «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения»;

- план по повышению ИКТ - компетентности педагогов внутри ДОУ;

- план мероприятий по оснащению образовательного пространства средствами ИКТ;

- план мероприятий, направленных на применение ИКТ в образовательном процессе;

В настоящее время в МБДОУ №92 реализуется основной этап проекта, который длится три года. Работа выстроена согласно разработанным планам. Каждый год мы оцениваем эффективность реализуемого проекта согласно разработанным показателям. В настоящее время данный проект эффективен:

- сформирована нормативно-правовая база, регулирующая реализацию проекта;

- повысился уровень технического оснащения: приобретены Wi-Fi ADSL модем, видиокамера, мультимедийное оборудование, ноутбуки;

- повысился уровень ИКТ - компетентности педагогов: если в начале проекта всего 20% педагогов имели курсы повышения квалификации на тему «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения», то в настоящее время 67%;

- повысился уровень возможностей использования ИКТ педагогами ДОУ. Если сравнить количество мероприятий проведенных с использованием ИКТ, то наблюдается динамика каждый год. Очень популярными среди педагогов стали детские интернет конкурсы, например, конкурсы рисунков, интеллектуальные конкурсы;

- разработан сайт ДОУ, личные странички педагогов в сети Интернет.

Анализируя эффективность проекта, мы пришли к выводу, что создание информационно – образовательного пространства ДОУ необходимое условие реализации ФГОС ДО. Одной из целей ФГОС является «повышение социального статуса дошкольного образования», сайт детского сада дает возможность «рекламировать» свою деятельность. Одной из задач ФГОС является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей», именно ИКТ позволяют педагогам подготовить презентации для родителей, видеоролики, видеовильмы для решения данной задачи.

В целях эффективной реализации Программы ДОУ должны быть созданы условия для «профессионального развития педагогических и руководящих работников», именно ИКТ предоставляет такие возможности в современном обществе – это вебинары, дистанционные курсы повышения квалификации, педагогические сообщества, сайты. В детском саду должна быть создана такая образовательная среда, которая способствует профессиональному развитию педагогических работников, обеспечивает открытость дошкольного образования, создает условия для участия родителей в образовательной деятельности.

Информатизация дошкольного образования открывет педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательного образовательного процесса. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения ИКТ в практическую деятельность, быть для ребенка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры личности. Задача руководителей организовать работу по созданию информационно-образовательного пространства ДОУ как необходимого условия реализации ФГОС ДО.

Список использованной литературы

1. Гендина, Н. И. Дидактические основы формирования информационной культуры [Текст]/Н. И. Гендина// Школьная библиотека. - 2002.- №7. - С. 34-38.

2. Горвиц, Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] : методическое пособие/ Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 328 с.

3. Панина, Т. С., Дочкин, С. А., Клецов, Ю. В. Уровни информационно-коммуникационной компетентности педагогических работников// [Электронный ресурс] https://www.belpc.ru/krirpo/index.php

4. Сайков, Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения [Текст] : практическое руководство. / Б. П. Сайков. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.

Публикации по теме:

«Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства» Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачёва).

Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад — семья» «Создание единого образовательного пространства развития ребенка «Детский сад - семья». Актуальность и новизна: Федеральный образовательный.

Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространстваИспользование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства Цель: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Задачи: Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

Взаимодействие ДОУ с социопартнёрами как условие реализации ФГОС доВзаимодействие ДОУ с социопартнёрами как условие реализации ФГОС до Участники: -заведующая городской детской библиотекой №30 Хайретдинова Р. Ш. - завуч начальных классов МБОУ СОШ№28 Власик Н. Л. Учителя начальных.

Организация социального партнерства в ДОУ по реализации системы создания единого образовательного пространстваОрганизация социального партнерства в ДОУ по реализации системы создания единого образовательного пространства Педагогический проект Организация социального партнерства в ДОУ по реализации системы создания единого образовательного пространства «детский.

Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО комбинированного вида В последние годы в российской системе образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания.

Индивидуальные маршруты сопровождения детей дошкольного возраста как условие их успешного развития при реализации ФГОС В соответствии с федеральными государственными требованиями дошкольного образования педагогами должны учитываться индивидуальные потребности.

Создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей Для повышения качества деятельности ДОУ необходимо создать эффективное сотрудничество с родителями дошкольников - основными социальными.

Создание коррекционно-образовательного пространства в группе.Создание коррекционно-образовательного пространства в группе. Я работаю в коррекционном ДОУ (для детей с ОНР, в качестве знакомства предлагаю совершить путешествие по моей любимой группе. Цель.

Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС до Взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи как условие реализации ФГОС ДО «… дошкольник не эстафета, которую передаёт.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Создание единого информационно-образовательного пространства ДОУ как необходимое условие реализации ФГОС ДО
Опубликовано: 23 июня 2015 в 08:43
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание единого информационно-образовательного пространства ДОУ как необходимое условие реализации ФГОС ДО» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Перликова (УИ 201247) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД