Татьяна Щербинина
Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО комбинированного вида
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в российской системе образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольная ступень получила статус уровня системы российского образования.
Специфика дошкольной ступени уникальна, по-своему исключительна, поскольку дошкольное детство – единственный период, когда освоение основ человеческой культуры протекает вне учебной деятельности, требует совсем иной «дидактики», иного образа жизни в образовательном учреждении.
Публикация «Создание инклюзивного образовательного пространства в ДОО комбинированного вида» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.
Одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики является реализация инклюзивного образования. Согласно Закону «Об образовании в РФ», инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Реализация инклюзивного образования в ДОО обеспечивает коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
В нашем детском саду функционирует 9 групп, 3 из которых посещают дети, имеющие тяжелые нарушения речи, одну - дети с нарушением интеллекта. Многолетний опыт позволяет нам высказать предположение, что именно в дошкольном учреждении комбинированного вида имеется возможность для создания развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития является создание оптимальных условий для социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в единое образовательное пространство.
Психолого-педагогическое воздействие носит комплексный характер и включает в себя несколько взаимосвязанных направлений.
I направление: наблюдение-сопровождение ребенка. Это направление включает в себя проведение психолого-педагогического, логопедического обследования, которое позволяет выявить актуальный уровень основных линий развития и потенциальных возможностей ребенка к обучению, а также дальнейшее наблюдение за ходом его развития. Возможность обеспечения более раннего выявления отклонений в развитии и осуществления коррекционной помощи доступно благодаря наличию квалифицированных специалистов, которые в составе психолого-медико-педагогического консилиума проводят мониторинг развития детей раннего возраста и на основе результатов готовят рекомендации педагогам и родителям.
II направление: на основе результатов психолого-педагогического, логопедического обследования разрабатывается коррекционно-образовательная траектория в виде индивидуальной программы развития.
В индивидуальных программах отражено содержание коррекционной работы, направленной на формирование возрастных психологических новообразований. Составляются программы под руководством педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога совместно всеми специалистами, участвующими в коррекционно-образовательном процессе.
Педагоги групп кроме обязательной части Программы реализуют вариативные образовательные программы, методики по разным направлениям: «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные формы рисования», «Логоритмика как средство коррекции речи», «Исследовательская деятельность дошкольников», «Фитбол».
В системе коррекционно-воспитательной работы с «особыми» детьми проводятся музыкальные и физкультурные занятия, как фронтальные, так и индивидуальные. Для обеспечения комплексной реабилитации в детском саду приобретено специальное оборудование: сухие бассейны, напольные сенсорные дорожки, мягкие модули, силовые тренажеры, массажные мячи и т. д. Физкультурные занятия направлены на оздоровление детей и проводятся с учетом рекомендаций невролога, ортопеда. Таким образом, одним из приоритетных направлений коррекционно-образовательной деятельности является создание здоровьесберегающих условий в ДОУ.
III направление: оказание психолого-педагогической поддержки семьям воспитанников. Особое внимание уделяется формированию у родителей активной позиции к воспитанию ребенка в семье.
Система работы с семьей предполагает непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность:
• подготовка педагогов детского сада к взаимодействию с родителями;
• ознакомление родителей с результатами мониторинга развития, с содержанием образовательной программы дошкольного образования, индивидуальных программ;
• обучение родителей конкретным методам и приемам коррекционной работы с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним;
• активное привлечение родителей к организации и проведению традиционных событий (неделей здоровья, семьи, театра, праздников, досугов, экскурсий, походов и т. д;
• повышение педагогической компетенции родителей.
Во взаимодействии с родителями используются различные формы:
• информационные стенды;
• «Дни открытых дверей»;
• индивидуальные и групповые консультации;
• круглые столы;
• психологические тренинги;
• совместные занятия.
В результате этой работы у родителей формируется активная позиция к процессу воспитания ребенка.
IV направление: обеспечение интеграции детей с ОВЗ в единое образовательное пространство. Такой подход предполагает, кроме подготовки детей с ОВЗ к вхождению в общество, также и подготовку самого общества к принятию этих детей. Моделью работы детского сада выбрана временная интеграция, которая предполагает включение детей с ОВЗ во все мероприятия детского сада. Процесс взаимодействия с обычно развивающимися сверстниками происходит через совместные досуги и праздники, экскурсии, походы, конкурсы, режимные моменты, игровую деятельность, общественные дела детского сада (субботники, подготовка к утренникам).
Наш детский сад с 2009 года реализует метод проектов, который, по нашему мнению, является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
За 5 лет дети групп компенсирующей направленности с педагогами и родителями разработали и реализовали достаточно большое количество интересных проектов: «Мой друг – карандашик», «Лучок на подоконнике», «Мой домашний питомец», «Игрушки: польза или вред» и другие.
В 2013 - 2014 году дети групп с тяжелыми нарушениями речи, а также группы с нарушением интеллекта участвовали в Муниципальном этапе Регионального конкурса «Я – исследователь» и заняли первое и второе призовые места. Второе место заняла девочка в конкурсе творческих проектов «Волшебница бумага». Первое место среди исследовательских проектов мальчик с темой «Морковку любят все на свете: зверушки, взрослые и дети». На региональном конкурсе этот проект занял почетное 3 место.
Участие детей в творческих проектах в виде музыкально-речевых праздников тоже является, по-нашему мнению, положительным результатом работы:
- 2010 год, Муниципальный конкурс «Мой край благословенный», творческий проект «Богословские посиделки», 3 место;
- 2011 год, «Праздник правильной речи», музыкально-литературное представление «Путешествие по планете Знаний»;
- 2012 год, мероприятие, посвященное 30-летию открытия детского сада, музыкально-литературная сказка «Лесной детский сад».
- 2014 год, экологический праздник «Планета наша – общий дом».
Результаты реализации данных направлений:
1. Скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса.
2. Психолого-педагогическое сопровождение семей.
3. Позитивная социализация и индивидуализация развития ребенка.
4. Толерантное отношение к детям с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ.
Основной контингент выпускников групп с тяжелыми нарушениями речи довольно успешно обучается в общеобразовательных школах.
На данном этапе при организации психолого-педагогического сопровождения возникает ряд проблем, которые необходимо решать в настоящее время:
- недостаточность научных, методических материалов, обеспечивающих процесс внедрения инклюзивного образования;
- необходимость прохождения педагогами курсов повышения квалификации по вопросам инклюзивного воспитания.
Таким образом, все выше сказанное позволяет предположить, что, наш детский сад делает первые шаги в сторону инклюзивного образования и воспитания.