Татьяна Зиновкина
Организация социального партнерства в ДОУ по реализации системы создания единого образовательного пространства
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Организация социального партнерства в ДОУ по реализации системы создания единого образовательного пространства «детский сад - семья» на тему: "Моя семья – моя крепость"
Обоснование и актуальность темы
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Публикация «Организация социального партнерства в ДОУ по реализации системы создания единого образовательного пространства» размещена в разделах
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации дошкольников. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях существует проблема взаимодействия всех участников образовательного процесса. ФГОС дошкольного образования предъявляют особые требования к взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников. Социальное партнерство семьи и ДОУ необходимо рассматривать как ресурс социо-культурного развития ребенка. Актуальность данного направления обусловлена тем, что реализация первой ступени образования современным ребенком - дошкольником возможна только в случае разработки организационно - методических условий построения образовательного процесса в ДОУ.
Цели проекта
Составленный мной проект взаимодействия участников воспитательного процесса предусматривает параллельное просвещение родителей и развитие, и взаимодействие с детьми в ДОУ в соответствии с образовательными областями, который предусматривает следующие цели
1. создание единого образовательного пространства «детский сад - семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства.
2. привнесение в сознание родителей идеи развития детско-родительских отношений, понимание потребностей и интересов ребенка и своих родительских обязанностей.
Основные задачи:
формирование у детей и взрослых способов межличностного взаимодействия, обогащение социального опыта;
формирование ценностного отношения членов семьи друг к другу и окружающим;
создание условий для осознания каждым ребенком своей индивидуальности, самоценности;
расширение педагогического кругозора родителей за счет пополнения средств и методов взаимодействия с детьми;
изменение позиции родителей по отношению к деятельности ДОУ, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада;
изучение особенностей взаимоотношений в семьях воспитанников;
обеспечение пространства для личного роста участников, создания творческой атмосферы.
Участники проекта: педагог-психолог Зиновкина Т. Н., воспитатель Морозова Е. М., дети старшей группы № 2 и их родители.
Форма проекта: совместная деятельность участников воспитательного процесса.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
- индивидуальный подход (и к родителям и ребенку).
- сотрудничество, а не наставничество.
- динамичность воспитательного процесса.
Основные принципы:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ.
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.
- психолого - педагогическое просвещение родителей.
- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- помощь отдельным семьям в воспитании детей.
Метод проекта: семейный коллаж – совместный творческий рассказ о ребенке и его семье, проиллюстрированный авторскими рисунками, аппликацией и оформление в виде газеты.
Поэтапный алгоритм действий по реализации проекта
1 этап - погружение в проект.
2 этап - организация деятельности:
оставление памятки по созданию коллажа (руководители);
под-групповая консультация с родителями для ознакомления с целями проекта, формирование заинтересованности в предлагаемой работе (руководители);
составление сценария группового праздника “День семьи”.
Материалы для работы по проекту: гуашь (12 цветов) на каждую семью;, стакан для воды на каждую семью; кисти 2-й, 3-й, 9-й, 10-й номера; палитра на каждую семью; простые карандаши, ластики, точилки, фломастеры; ножницы, цветная бумага; клей, кисточки для клея; ватман, ручки, фото из личного архива семьи, журналы, открытки.
3 этап - осуществление деятельности:
совместная творческая деятельность по оформлению семейных коллажей (дети и родители);
индивидуальные консультации с родителями по оказанию информационной помощи, психологической поддержки, стимуляции раскрытия творческих возможностей семьи (руководители);
оформление открытки – приглашения для родителей, а семейный праздник (дети и воспитатели);
организации выставки семейных коллажей в помещении группы для ознакомления всех членов детско-родительского коллектива, обмен впечатлениями;
подготовка группового праздника «День семьи» (педагог-психолог, воспитатели, дети, родители).
4 этап - пре
ентация проекта:
проведение группового праздника «День семьи»;
презентация коллажей авторами (дети, родители);
совместные игры-развлечения;
совместные фотографии;
чаепитие.
5 этап - подведение итогов проекта:
обмен впечатлениями о проекте, отзывы родителей.
Ожидаемые результаты проекта
сближение членов семьи, развитие тесных дружеских отношений;
понимание родителями своей активной роли в сотрудничестве, являющемся условием успешного развития ребенка;
формирование родительского авторитета;
развитие детско-родительского коллектива, создание позитивного психологического микроклимата;
дальнейшее развитие доброжелательных партнерских отношений между педагогами и родителями, увеличение родительских обращений за консультативной помощью по воспитанию и развитию детей;
сформированность представлений родителей о сфере деятельности педагогов и специалистов ДОУ.
Самоанализ результата продукта проектной деятельности: анализируя результаты проекта данного направления можно сделать вывод, что через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, рождается чувство сопричастности к миру прекрасного, открываются пути освоения мира через его преображение, сближаются все участник проекта, учатся понимать друг друга. Проект, в данном случае семейный проект, помогает взрослым понять мир детей и наоборот, детям увидеть взрослых рядом с собой в новом свете. Дети, находясь рядом с родителями, чувствуют себя более защищенными и легче идут на контакт, как с педагогами, так и с детьми и родителями группы. А групповое взаимодействие рождает новый, более высокий уровень отношений: и родители, и дети, и педагоги становятся более открытыми для общения, доверия, уважения, готовы к проведению новых проектов. Семейный проект как раскрывает индивидуальность каждого, так и дает возможность понять, принять взгляды и традиции рядом живущих людей. Процесс и результат художественно - творческой деятельности становится не столько целью, сколько способом познания мира и средством глубоко эмоционального выражения чувств самого юного созидателя. Интегративный аспект проекта позволяет реализовывать художественно - творческую деятельность в тесной связи с другими видами искусств.
Заключение
Семейный проект - одна из эффективных форм работы в ДОУ. Он позволяет организовать образовательную деятельность в детском саду в соответствии с требованиями ФГОС, а именно, обогащают детское развитие, удовлетворяют индивидуальные потребности, как ребенка, так и семьи, содействует сотрудничеству взрослых и детей, за ребенком признается его полноценность в образовательных отношениях. В данном проекте реализуется принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Таким образом, результатами проекта являются: повышение правовой и педагогической культуры родителей и вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. Благодаря всей этой работе родители становятся непосредственными творцами интересной жизни детей и в детском саду и дома. Интерес и доверие друг к другу позволяют родителям наших воспитанников узнать о культурных традициях других семей, о различных подходах к воспитанию, что помогает в дальнейшем избежать проблем в детско-родительских отношениях и быстрее находить верный выход из трудной ситуации.
Используемая литература
1. Балалиева О. В. Социальное партнерство как организационная инновация дошкольного образовательного учреждения // Научные исследования в образовании. - 2009. - № 5. - С. 16-19.
2. Буева И. Социальное партнерство: детский сад и дополнительное образование // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 7. - С. 30-31.
3. Быкадорова Н. К. Детская библиотека и дошкольные образовательные учреждения: социальное партнерство в интересах детей: воспитание дошкольников // Новая библиотека. – 2007. - N 3. - С. 21-23.
4. Гавриченко Г. С кем дружит ДОУ? // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2007. - N 4. - С. 3-8.
5. Грибоедова Т. П. Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения: проблемы и опыт реализации // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - N 3. - С. 3-6.