Елена Пономарёва
Составление синквейна «Шагает осень по планете»» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание деятельности.
Цель:развитие речи дошкольников с помощью технологии «синквейн».
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с технологией «синквейн» и моделью-алгоритмом;
- совершенствовать грамматический строй речи (использование прилагательных и глаголов);
- формировать умение самостоятельно составлять синквейн с опорой на алгоритм-модель.
Развивающие:
- развивать у детей умение выделять в информации самые главные признаки об осени;
Публикация «Составление синквейна „Шагает осень по планете““ в старшей группе» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
- уточнить, обобщить и активизировать словарь по теме «осень»;
- развивать внимание, логическое мышление, память, воображение.
Воспитательные:
-воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, не перебивать во время выполнения задания;
-воспитывать у детей навыки самоконтроля за речью.
Оборудование: готовые ладошки для работы на каждого ребёнка, цветные карандаши на каждого ребёнка, листья разных деревьев из цветного картона, жёлтый маленький листочек на каждого ребёнка.
Предварительная работа:дидактические игры для развития речи (цель:научить детей согласовывать слова в предложении; пользоваться понятиями: слово-предмет, слово-действие, слово-признак; правильно оформлять свою мысль в виде предложения)
Активизация словаря: синквейн, нерифмованное стихотворение
Этап деятельности, задачи, методы, указания Деятельность воспитателя Деятельность детей Планируемый результат
1 этап. Вводная беседа.
Мотивация.
(Заходят в группу, встают полукругом)
- Здравствуйте, мои дорогие друзья! Сегодня я пришла к Вам на занятие с просьбой и надеюсь, что вы мне в ней не откажите. Я очень долго ждала, когда - же наступит золотая осень, чтобы погулять по лесу и набрать букет из разноцветных листочков, и вот это чудное время настало. Но гулять одной не интересно, веселее, когда рядом с тобой друзья. Я хочу вас пригласить на прогулку в лес. Вы пойдёте со мной?
-Перед тем как нам отправиться на прогулку, необходимо решить в какой одежде нам пойти в лес. Давайте подойдём к окну и посмотрим, какая погода на улице.
Какая погода на дворе?
Тогда нам осталось выбрать одежду, в которой нам будет удобно гулять по лесу. Посмотрите, пожалуйста, на картинки и выберите подходящую одежду.
(предлагаюдетям картинки с изображением одежды)
- Ну, вот и хорошо, Вы правильно выполнили задание, можно отправляться. Теперь нам будет удобно гулять. Я предлагаю вам отправиться под звуки золотого саксофона. (Включаю музыкальную паузу:Осенний блюз. – Золотой саксофон (отрывок).
Посмотрите, кто-то раскидал листочки с разных деревьев. Кто же это сделал?
Правильно, осень. Возьмите в каждую руку по листочку и под музыку давайте покружимся. Если музыка становится тише, листочки падают, а вы приседаете, если громче, то опять взлетают вверх и вы кружитесь. (контролирую уровень громкости).
Ну вот мы с вами и в осеннем лесу.
-да
(Дети, глядя в окно, рассуждают о погоде).
-солнечная, тёплая, безветренная
(Выбирают одежду, рассуждают над выбором).
-осень?
-играют с листочками Вводная беседа настраивает детей к получению новых знаний и вызывает интерес к предстоящей деятельности.
Дети учатся рассуждать и делать выводы на заданную тему.
Развиваем внимание и слух, соотносим громкость музыки с движениями.
2. Этап.
Основной.
Дети садятся за столы.
Использование игрового приёма.
Ребята, скажите, как человек понимает, что наступила осень?
-А какая бывает осень?
Какая сейчас?
-Почему? (добиваюсь ответов полными предложениями)
-А как готовятся к зиме звери в лесу?
-А какому лесному животному не надо готовить припасы и почему?
- Осень, какое красивое время года! Листочки на деревьях желтеют, и лес одевается в яркие жёлто-красные наряды. Все чаще звенит дождик и начинает холодать, а в самом конце осени может пойти настоящий зимний снег.
Я сейчас вспомнила отрывок из стихотворения, который мы с вами учили. Хотите, прочту? А кто вспомнит - помогайте.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
-Кто написал это стихотворение?
Молодцы, ребята, как красиво вы его прочитали!
- Многие поэты и писатели писали об осени стихи и рассказы, многие художники писали картины об этом времени года
- А хотите прямо сейчас стать писателями?
Присаживайтесь на пенёчки (стульчики)и мы с вами тоже будем писателями: будем придумывать рассказ об осени. Я вам буду задавать вопросы, а вы будете подбирать к ним слова. А чтобы не забыть наше произведение, мы будем его зарисовывать на специальных листочках.
Так оно и есть - это ладошки, только не совсем обычные. Они нам понадобятся, чтобы зарисовать наше стихотворение. Откройте карандаши и возьмите каждый по ладошке.
-Какое время года на дворе?
- В серединку ладошкимы положим жёлтый листочек, а на большом пальце-напишем букву О.
- Какая она – осень? (слова - признаки).На указательном пальчике мы нарисуем две волнистые линии. Это значит надо придумать 2 слова.
-Что она делает?
На среднем пальчике мы нарисуем 3 треугольника на ножках. Это действие предмета, что он может делать. (подбираем слова-действия)
- А как вы думаете, зачем три треугольника на ножках? Правильно, Арина, надо подобрать три слова.
-Как вы относитесь к осени?
На безымянном пальчике мы нарисуем вот такой знак. Он обозначает, что надо сказать одним предложением своё отношение к осени. (отражает личное отношение к тому, о чём говорится)
\__ __.
-Что вы представляете себе, когда слышите слово ОСЕНЬ?
-А на мизинчике мы нарисуем ваше отношение к осени.
А теперь, давайте попробуем прочитать, что мы написали. Давайте начну я, а потом вы прочтёте своё стихотворение.
Осень.
Золотая, тёплая.
Наступает, радует, дарит.
Я люблю гулять осенью в лесу.
Листопад.
-А теперь ваша очередь.
Какие не обычные и красивые стихи у нас получились!
-Сколько строчек в нашем стихотворении? Правильно пять.
-Ребята, а знаете, как называется стихотворение, которое мы сочинили?
Оно называется-синквейн. Повторите, пожалуйста.
Синквейн – это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам. Можно назвать его-нескладушка, в нём нет рифмы и его не прочитать как обычное стихотворение. Ответы детей, перечисление признаков осени.
- ранняя, золотая, поздняя.
Ответы детей.
-готовят норки, запасают припасы.
-ёжику не надо готовить припасы на зиму, потому что он спит всю зиму.
-и медведю не надо, он тоже спит.
- Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят!
Должно быть, это
Улетает наше лето.
- Е. Трутнева
-да
-а листочки похожи на ладошки!
(выполняют задание)
-осень
Разные ответы (чудесная, прекрасная, красивая, золотистая, хмурая, дождливая)
-радует, сбрасывает с деревьев листья, отправляет птиц в теплые страны, дарит нам красивые листья.
(рисуют треугольники на ножках).
- три слова надо подобрать?
Ответы детей одним предложением.
- листопад, день рождения, красота…
(читают 2-3 ребёнка)
-пять
-осень?
-синквейн Уточнили и обобщили
признаки осени.
Дети учились рассуждать и делать выводы на заданную тему.
Развивали память и закрепляли умение читать стихотворение с выражением.
Закрепляли умение подбирать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, познакомились с моделью-алгоритмом, составления синквейна.
Развивали внимание, логическое мышление, память, воображение.
Совершенствали грамматический строй речи (использование прилагательных и глаголов);
Совершенствовали умение высказывать собственное отношение к предмету.
Формировали умение самостоятельно составлять синквейн с опорой на алгоритм-модель.
Воспитывали умение внимательно слушать рассказ товарищей, не перебивая во время выполнения задания.
3. Итог занятия.
Кто помнит, как называется нескладное стихотворение из 5 строк, которое мы с вами рисовали?
Нескладушка или синквейн. Давайте ещё раз повторим вместе.
Чьё стихотворение вам понравилось больше всего? Почему?
Что вы узнали нового сегодня?
Что было сложного для вас?
А что понравилось?
Я вижу, что вам понравилось составлять синквейн, в следующий раз, вы сами выберете, о чём хотели бы составить такуюнескладушку.
-нескладушка.
- синквейн.
-ответы детей. Развивали речь с помощью технологии «синквейн».