Михайловская Оксана
«Солнечная соль». Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость).
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
• закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности;
• развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать вывод
Публикация «„Солнечная соль“, Открытое занятие опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
-Развивать умение воспринимать знаковую информацию, проявлять смекалку и сообразительность в процессе экспериментирования.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» :
• воспитывать у детей умение слушать взрослых, побуждать к совместной деятельности;
• формировать у детей правила поведения при выполнении коллективной работы, развивать дружеские отношения, чувство взаимопомощи;
• воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, умение соблюдать правила техники безопасности, интерес и способность работать в группах, коллективе.
Образовательная область «Речевое развитие» :
• способствовать развитию у детей речевой активности, поощрять умение детей отвечать на вопросы воспитателя распространённым предложением;
• пополнить словарный запас детей словами-терминами: ученые, лаборатория, эксперимент, опыт, научный, свойства.
Образовательная область «Физическое развитие» :
• развивать координацию движений, мелкую моторику, снимать зрительное напряжение, используя здоровьесберегающие методы (подвижная игра).
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» :
• закреплять умение узнавать и правильно называть основные цвета;
Прогнозируемые результаты:
• дети знают и называют основные свойства соли;
• умеют самостоятельно по заданию воспитателя выполнять простейшие опыты;
• умеют строить простейшие причинно-следственные связи, делать выводы.
• умеют работать в коллективе, проявляют трудовые навыки, творческую инициативу
Предварительная работа:
- рассматривание картинок и иллюстраций в книгах;
- чтение художественной литературы о соли (чешская народная сказка «Соль», русская народная «Сказка о белой соли»);
- загадывание загадок, чтение пословиц и поговорок о соли
- проведение экспериментов «Как соль лёд топит»,
-подготовка цветного мела к эксперементу
Оборудование: тарелочки с солью, увеличительные стекла, ложечки, одноразовые стаканчики с водой, карточки-схемы на каждого ребенка, картинки схемы, мольберт, салфетки, мешочки с солью, колбы, воронки, бакал, таз с водой, губка.
Ход занятия:
дети входят в зал, в центре зала лежит посылка. Дети становятся в круг.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на электронную почту детского сада пришло видео послание. А утром почтальон принёс посылку. Она адресована вам. Вам интересно узнать от кого посылка и видео послание?
Дети: Да
Воспитатель: Предлагаю разместится поудобнее на ковре и прослушать видео послание.
(На экране появляется Хозяйка Медной горы)
- Здравствуйте, дорогие дети! Я, Хозяйка Медной горы – хранительница земных богатств, я слышала, что вы много знаете о них. Вот решила вам отправить посылку-загадку. А что там находится, отгадайте! Исследуйте….
Воспитатель: Интересно что внутри! Аня… помоги нам открыть посылку. Посмотрим, что там? Что это?
Дети: Разноцветные мешочки.
Воспитатель: Возьмите каждый себе по одному мешочку. Исследуйте его - потрогайте на ощупь, понюхайте. Как вы думаете, что находиться внутри мешочков? Предположите, что же это может быть?
(Дети исследуют мешочки с помощью тактильных ощущений, обоняния и высказывают свои предположения полным ответом)
Воспитатель: - Предлагаю открыть мешочки, высыпать их содержимое на разнос в соответствии с цветом фигур на нем. Красные мешочки высыпаем с той стороны, где наклеен красный квадрат, зеленые мешочки с той стороны где наклеен зеленый квадрат и т. д…
(Дети высыпают содержимое мешочков на разнос)
Воспитатель: Думаю, вы все уже догадались что это?
Дети: соль.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая разная у нас соль…. Давайте ее рассмотрим. Ваня, отличается она друг о друга? (да разный цвет, есть даже зеленая) А теперь, давайте ее исследуем на ощупь (потрогаем). Полина, ты потрогала - разную соль, отличается она друг от друга? (да, отличается - есть мелкая как порошок, есть крупная, а есть как маленькие камешки) Как вы думаете, что это за цветная крупная соль? (ответы детей).
Воспитатель: Это соль, которую используют как косметическое средство - это морская соль, её подкрашивают разными красителями и добавляют ароматизаторы, чтобы она вкусно пахла. Ее добавляют в ванну, чтобы кожа была гладкой, мягкой, нежной.
Воспитатель: А что вы ребята знаете про соль? Как вы думаете где её применяют?
Дети: соль употребляют в пищу, солят еду, добавляют в заготовки на зиму.
Воспитатель: Соль просто необходима для жизни человека, ее не только употребляют в пищу, но с ее помощью люди лечат различные заболевания. Как вы думаете, что можно лечить при помощи соли? (ответы детей). Правильно, если болит горло, его полощут солевым раствором, если болит ухо, то его греют теплой солью. Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди и дышат соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания.
(презентация где применяют соль)
Ребята, а еще соль незаменимый помощник зимой в гололед. Вспомните эксперимент, который мы проводили со льдом и солью. Какой из двух одинаковых кусочков льда растаял быстрее?
Дети: (тот, что мы посыпали солью).
Воспитатель: Ребята, а хотите узнать, как добывают соль, и как она появляется на прилавках магазинов.
Дети: Да
Воспитатель: В этом нам поможет видеозапись, которую нам прислала Хозяйка Медной горы!
Просмотр видеоролика «Добыча соли»
Воспитатель: А знаете что самое большое кол-во соли содержит. мертвое море…. Хотелось бы вам стать исследователями, самим узнать про свойства соли? (да). Тогда вставайте и мы отправимся в нашу исследовательскую лабораторию.
Воспитатель: А кто работает в лабораториях?
Дети: ученые, лаборанты.
Воспитатель: -Давайте оденем для работы в лаборатории халаты. Вы будете лаборантами, а я ваш научный руководитель.
(Дети и воспитатель одевают халаты).
Воспитатель: Пока мы с вами перевоплощаемся в ученых давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Какие главные правила мы назовём?
При работе с солью :
- Не трогать руками глаза
- Соблюдать тишину
- Не толкаться во время проведения опытов
- Внимательно слушать и выполнять задания научного руководителя.
Воспитатель: - Давайте пройдём с вами в первый корпус лаборатории «Исследуй»
Сегодня мы будем проводить эксперименты с обыкновенной солью, которую мы каждый день употребляем в пищу.
-Итак, ребята, мы с вами в первом корпусе лаборатории.
. Посмотрите на цифры на ваших халатах. Сейчас каждому нужно найти стол с соответствующей цифрой, подойти к нему и провести эксперимент.
- дорогие юные учёные, занимайте свои места.
Опыт №1. «Есть ли у соли цвет»
Воспитатель:–Перед вами карты и картинки для фиксирования результатов опыта. Посмотрите на карты и определите что первым мы будем исследовать. (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, на столе стоят тарелочки с солью, посмотрите внимательно на соль и определите, какого она цвета? Дети: белая
Вывод: соль белого цвета
Воспитатель: Перед вами картинки со знаками. Выберите ту, которая обозначает результат вашего эксперимента. Зафиксируйте что вы узнали на своих карточках. Семен подойди к мольберту, выложи знак на вторую строку.
Посмотрите на карты и определите что вторым мы будем исследовать. (ответы детей)
Опыт №2 «Соль сыпучая, без запаха»
Воспитатель: -давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её
Дети: (без запаха)
Вывод: пищевая соль не имеет запаха
Воспитатель:– занесите в таблицу результат.
Жанна подойди к мольберту, выложи знак на вторую строку.
Посмотрите какой будет третий опыт? (ответы детей)
Опыт № 3 «Соль сыпучая,состоит из кристалов»
Воспитатель: Насыпьте немного соли на черный картон. Что вы сделали, насыпали или налили?
Дети:(насыпали).
Воспитатель: Значит соль, какая?
Дети (сыпучая, рассыпчатая).
Воспитатель: - А теперь давайте рассмотрим соль в увеличительное стекло,на что похожа соль?
Дети: (зернышки, кристаллы, крупинки).
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, состоит из крупинок
Воспитатель:– заносим наблюдение в таблицу.
Настя зафиксируй результат на мольберте.
Опыт № 4 «Соль хрустит»
Воспитатель: Возьмите железные ложечки и нажмите на соль. Что произошло?-Почему слышится такой звук? На что он похож?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод: похожа на кристаллы. При надавливании на кристаллы они ломаются и слышен хруст.
Воспитатель: Найдите нужную картинку и зафиксируйте результат.
Даша пройди к мольберту зафиксируй результат.
Воспитатель: Итак какой последний опыт на картинке у нас остался (ответы детей)
Опыт№5. «Соль растворяется в воде»
Воспитатель:-в баночку с солью налейте одну ложку воды, куда она делась?
Дети: (она впиталась)
Воспитатель: - Про соль говорят : «В воде родится, а воды боится». - А так ли это? Действительно ли соль боится воды? Сейчас мы это докажем.
Воспитатель: - У вас на столах стоит стакан с водой. Возьмите ложку соли и добавьте в стакан с водой, вы видите соль на дне стакана? А теперь размешайте соль в воде. - Что произошло с солью?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель: - Значит, какой можно сделать вывод.
Вывод: Соль растворяется в воде.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Поэтому и в пословице говорится, что соль воды боится
-Изменился ли цвет воды?
Дети: (нет).
Воспитатель:-А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Давайте возьмём ложечки и немножко попробуем (солёная).
Воспитатель: Зафиксируйте своё наблюдение на своих карточках.
Воспитатель: Саша подойди к мольберту и зафиксируй результат на вторую строку.
Воспитатель: Ребята посмотрите на мольберт и скажите, у всех в карточках отмечено как на мольберте? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Очень умные ученые! Но чтобы перейти во второй корпус лаборатории, нам нужно выполнить задание. Пройдите на ковер и встаньте в круг. Задание заключается в том что я буду называть блюда, в которые кладут соль и те, в которые не кладут. Если вы услышите название блюда, в которое кладут соль, - приседаете. Варенье, уха чай, борщ, компот, вареная картошка, мармелад винегрет, шоколад, жареная рыба, кисель.
Воспитатель: Вы отлично справляетесь с заданиями. Давайте пройдём с вами во второй корпус лаборатории. И встанем вокруг стола. Так чтобы всем было видно.
Опыт 6. «Соль – чистящее средство»
Воспитатель: Ребята как вы считаете можно ли использовать соль как чистящее средство? (ответы детей)
А я прочитала в интернете что оказывается, с помощью соли можно мыть посуду. Давайте вместе с вами проверим? (ответы дедей)
Воспитатель:Посмотрите у меня грязный бокал, из под выпитого чая, насыпаю на губку немного соли и протираю бокал. (Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
Воспитатель: Посмотрите он стал чистым, и даже заблестел на свету. Какой мы можем сделать вывод? (полные ответы детей)
Вывод: С помощью соли можно мыть посуду.
Опыт № 6 «Лава»
Воспитатель: Мы сейчас с вами будем делать лаву в банке. Для этого нам понадобится: стеклянная банка, вода, пищевая краска, любое растительное масло, соль для варки
-Наполняем стеклянную банку водой, почти доверху, оставляя около 3 см; добавляем 8 капель пищевой краски (вода должна хорошо окраситься); добавляем 1/3 стакана растительного масла; Масло легче воды, поэтому плавает на ее поверхности. - добавьте щепотку соли
-Когда Вы добавляете соль в банку, она опускается на дно банки, беря с собой частички масла. Когда соль растворяется, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность.
Воспитатель:-Каждый раз при добавлении соли будет образовываться эффект лавы.
Дети наблюдают.
Воспитатель: Какое свойство соли мы наблюдали в данном опыте (полные ответы детей)
Вывод: Соль тяжелее воды и масло. Соль растворяется.
- Молодцы! Сколько интересного вы знаете о соли. Мы с вами через лупу видели кристаллы соли.
- Ребята давайте сейчас сами вырастим кристаллы. Для выращивания нашего кристалла нам понадобится:
Опыт №7 "Выращивание кристалов"
Воспитатель:
Ребята давайте сейчас с вами вырастим кристаллы. Для выращивания нашего кристалла нам понадобится:
• вода;
стакан;
• соль;
• нитка.
-карандаш
(Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают).
Воспитатель:
-Наполняем стакан водой, добавляем соли до тех пор, пока она не перестанет растворяться, т. е. пока на дне стакана не появится осадок из кристалликов соли. Добавляем краситель, чтобы наши кристаллы были цветными. Мы получили насыщенный раствор соли.
В раствор мы поместим шерстяную нить прикрепленную к карандашу так, чтобы нитки не касались стенок емкости. Затем мы поставим наш раствор в теплое место. Теперь необходимо ждать. Мы будем наблюдать каждый день, как растут наши кристаллы соли. Процесс выращивания кристалла, займет несколько дней.
Для этого заведём блокнот, и будем в нем делать зарисовки нашего кристалла соли.
А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, где вы знаете, что на соль можно окрашивать, а затем даже рисовать цветной солью и делать поделки. Сейчас мы с вами будем окрашивать соль цветными мелками.
Воспитатель вместе с детьми подходит к столу.
Воспитатель: Хозяйка Медной горы прислала нам интересную посылку, и я предлагаю, для нее сделать маленький подарок, который мы отправим ей. А подарок мы будем делать с помощью цветной морской соли. Я предлагаю вам покрасить соль с помощью обыкновенных цветных мелков для рисования на асфальте, которые мы с вами натерли в нашей лаборатории на терке. - Сейчас каждый из вас насыпьте в баночку по три ложки соли и цветного порошка. Хорошо и аккуратно ложкой все перемешиваем. Что получилось?
Дети: Когда мы смешали цветной мел и соль у нас получилась цветная соль.
Воспитатель: Ребята, наша встреча в лаборатории подходит к концу. - Вы все большие молодцы. - В завершение, давайте наполним этот сосуд цветной солью и своими знаниями. Для этого каждый по очереди будет подходить и при помощи воронки насыпать цветную соль в сосуд сопровождая действия новыми знаниями и впечатлениями о проделанной работе.
Рефлексия
Воспитатель: - Понравилось ли вам экспериментальная деятельность?
- Про что вы сегодня говорили?
- Что нового узнали про соль?
- Что именно вам запомнилось? (Рассказы детей.)
Воспитатель: Посмотрите какой разноцветный сосуд у нас получился.
(На экране появляется Хозяйка медной горы с благодарностью.)
-Спасибо вам ребята, за прекрасный подарок и за ваши знания о земном богатстве – соли. Надеюсь, что мы с вами еще увидимся
Воспитатель: Всем спасибо. Давайте снимем наши халаты пойдем в группу и будем готовить посылку для Хозяйки Медной горы.