Елена Фатеева
Конспект занятия для детей дошкольного возраста по развитию толерантного отношения к детям с ОВЗ «Согреем детские сердца…»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка занятия для детей дошкольного возраста
по развитию толерантного отношения
к детям с ограниченными возможностями здоровья
«Согреем детские сердца…»
Цель занятия : развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Задачи:
- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ;
Публикация «Конспект занятия для детей дошкольного возраста по развитию толерантного отношения к детям с ОВЗ „Согреем детские сердца…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
- формирование чувства эмпатии, сопереживания, уважения к «особым» детям;
- снятие стереотипов в отношениях между детьми с физическими возможностями.
Дети 6-7 лет
Предварительная работа:
Беседы о добре и зле; чтение сказок для детей В. Г. Сутеева и рассказов о доброте В. Осеева, рассказа В. Катаева «Цветик-семицветик». разучивание стихов
Материал и оборудование: мультимедийная презентация о детях с ОВЗ, видеоролик «Мы просто другие», набор муляжей «Овощи-фрукты», повязки для глаз, 2 корзинки, ватные тампоны, условные знаки о доброте, раскраска «Сердечко на ладошке».
Ход занятия.
Приветствие «Здравствуй, друг!» Дети делятся на пары повторяют за воспитателем:
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за уши)
Я скучал! (рука прикладывает к области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в стороны)
Хорошо! (обнимаю друг друга)
Воспитатель: Вы когда-нибудь задумывались, почему люди при встрече говорят друг другу «здравствуйте»? (ответы детей)
Воспитатель: Вслушайтесь в это слово (произносит по слогам) «здрав-ствуй-те». Оно означает, что вы желаете человеку здоровья, ведь здоровье, это самое дорогое в жизни каждого.
Но бывает так, что людям его не хватает, по разным причинам кто-то не может ходить, кто-то сидеть, у кого-то не двигаются руки…
Таких людей называют «люди с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, «особенные люди».
Сегодня мы будем говорить о детях - инвалидах. Кто же они, дети с ограниченными возможностями, и чем отличаются от всех остальных, мы сейчас посмотрим.
(Дети проходят и садятся на свои места)
(Просмотр видеоролика «Мы просто другие») https://www.youtube.com/watch?v=59edn7C4bMs
Воспитатель:Вы знаете, какие бывают инвалиды? (Слайд)
Инвалиды – это люди, ограниченные в каких-то определенных возможностях, могут быть лишены возможности слышать или видеть, могут ходить, прихрамывая, или не могут передвигаться без коляски, но они все понимают, думают, чувствуют, умеют дружить и любить. Инвалиды особенно любят жить! Они стараются не отчаиваться, а жить полноценной жизнью – кто-то хорошо рисует, не имея рук, кто-то поет, хотя слеп, кто-то танцует на колясках. Не имея ног! Многие инвалиды добились больших успехов в спорте, творчестве и в трудовой деятельности - помните это! Поэтому их не нужно бояться, а наоборот, поддерживать их, сочувствовать и дружить с ними. Ведь «они» как никто другой нуждаются в нашей дружбе и в нашей поддержке.
Как вы думаете, сложно ли людям имеющим инвалидность? Я предлагаю вам сейчас почувствовать, что такое быть инвалидом?
Воспитатель: Послушайте загадку: мои главные помощники просыпаются вместе со мной. Они помогают мне увидеть все вокруг: и время, и погоду, и новости по телевизору. Вы догадались, о чем я говорю? Как называют людей, которые плохо видят?
Дети:(ответы детей)
Воспитатель: Давайте мы с вами попытаемся представить, как чувствует себя слепые инвалиды.
Игра "Угадай на ощупь".
Представьте, слепому человеку нужно сходить в магазин и купить фрукты и овощи.
Тебе (имя ребенка) мама поручила купить фрукты, а тебе (имя ребенка) – овощи. Но покупать вы их будете с завязанными глазами. (Основное правило игры – детям, сидящим на стульях не подсказывать. Воспитатель завязывает глаза детям и по одному отводит их за руку к столу. Игра начинается по команде).
Молодцы, выполнили поручение мамы, давайте проверим содержимое ваших корзинок. Сначала проверим у тебя (имя ребенка). Ребенок поочередно достает из корзины муляжи проговаривает, что он не правильно купил. (Аналогично проверяют вторую корзину). Ребята, почему же вы ошиблись (имена детей?
Дети: Им ничего не было видно, и никто им не подсказал.
Воспитатель: Мы обыграли ситуацию, в которой человек ничего не видит. Теперь представляете себе, как трудно приходится слепому человеку, такие люди очень нуждаются в вашей помощи.
Высвечивается слайд (показывающий переход дороги незрячим человеком.) Для слабовидящих и незрячих людей на улицах устанавливают «говорящие» светофоры и светофоры-звонки. Когда звучит сигнал такого светофора – можно переходить улицу. Около него обычно висит знак, предупреждающий водителей о том, что дорогу может перейти слабовидящий или незрячий пешеход. Если вы окажитесь вместе с родителями около такого пешеходного перехода, посмотрите, не нужна ли кому-нибудь ваша помощь.
А еще специально для слабовидящих и слепых людей дрессируют собак-поводырей, которые везде их сопровождают и служат для них глазами. (Показывается слайд «Собака-поводырь»). (Показывается следующий слайд «Девочка читает книжку»)
Посмотрите, что делает девочка? Читает, думает, смотрит на кого-то, … На самом деле девочка читает, только для незрячих людей печатаются специальные книги. Вместо букв в таких книгах – выпуклые точечки, которые можно почувствовать пальцами. Посмотрите, каждой букве соответствует определенное количество точек и расположены они по-разному. (Показывается слайд «Шрифт для книг незрячих людей). Дети рассматривают его.
А еще незрячие люди пользуются компьютерами, для этого существуют определенные голосовые программы, рассказывающие обо всем, что появляется на экране. Можно слушать, учиться и работать. (Показывается слайд «Ребенок сидит за компьютером в наушниках»). Слушать книжки можно и на дисках. Скажите, а вы слушаете книжки на дисках?
Замечательно, наверное, такие же сказки слушают и незрячие дети.
А сейчас мы с вами немного отдохнем
Физминутка.
В зеркало я посмотрю
Из чего я состою?
Чтобы видеть ярко краски,
Помогают наши глазки.
Носик нюхает, а уши,
Нам даны, чтоб сказки слушать.
Ножки надо — чтоб ходить,
Ручки – чтобы мастерить,
А ещё, чтоб рисовать,
Маму крепко обнимать.
Посмотрите на меня –
Вот какой красивый я!
Воспитатель : Я хочу рассказать вам о людях, которых называют глухонемые. Ребята, вы знаете, что-нибудь о них? (ответы детей).
Педагог: Да, это люди, которые не могут слышать и говорить. Итак, давайте попытаемся представить как это, быть глухонемым? Что чувствует такой человек? С какими трудностями он сталкивается? И как мы можем ему помочь. Поиграем?
Игра-эксперимент «Угадай звуки» (музыкальный звук, переливание воды, шелест бумаги, голос друзей)
Воспитатель: Закройте ватным тампоном одно ухо (затем оба уха) и послушайте, что я скажу, или сделаю…
(После этого воспитатель просит рассказать о своих ощущениях, объяснить, когда было слышно лучше, хуже и почему).
Обсуждение происходящего (делаем вывод, что таким людям будет легче, если мы им будем помогать)
Педагог: Ребята, а как вы думаете, как общаются глухонемые люди? (ответы детей).
Педагог: Глухонемые люди общаются с помощью жестов.
(Слайд – 2 ребенка разговаривают с помощью жестов)
Некоторые из этих жестов мы используем в своей жизни (приветствие, хочу есть). Существует специальная азбука жестов для глухонемых людей
(Слайд – ручная (дактильная) азбука)
Некоторые из них с помощью слухового аппарата немного слышат
(Слайд – ребенок со слуховым аппаратом)
Ребята, если вам в жизни когда-то придется встретить таких детей, не проходите мимо – помогите им! Будьте милосердны! Послушайте стихотворение.
Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
Воспитатель: Милосердие-это милость сердца, готовность прийти на помощь тем, кому трудно, кто попал в беду, это помощь слабым, больным и старым.
Скажите, а каких героев книг или мультфильмов вы знаете, которые на ваш взгляд, проявили милосердие?
Дети: «Доктор Айболит» (доктор лечит больных зверей,сказка «Мешок яблок» (заяц раздал яблоки всем зверям, а себе ни одного не оставил, «Дед Мазай и зайцы» (Дед Мазай спас тонущих зайцев, «Котёнок» (мальчик спас от собак котенка).
Воспитатель: Давайте вспомним сказку Валентина Катаева «Цветик – семицветик». На какое желание девочка Женя потратила свой последний лепесток? (Она помогла Вите встать на ноги).
- А вы, на какие добрые дела истратили бы последний лепесток? (ответы детей)
Воспитатель: Все мы с вами равные, те, кто может ходить, или нет, видит, или не видит, слышит или не слышит.
Ребенок: У них такие же сердца, такие точно мысли,
Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки.
Они достойны тех же прав, что есть у нас на свете,
Ведь инвалид – не приговор, мы вместе на планете.
Ребенок: И каждый волен выбирать, чем хочет он заняться,
Куда идти, куда летать, и чем же наслаждаться.
Так пусть же каждый новый день несет в себе участье,
Поддержку жизни на земле, добро, любовь и счастье.
Воспитатель: Такое доброе и заботливое отношение называется – ТОЛЕРАНТНОСТЬЮ!
Игра «Что значит быть добрым?»
Давайте обозначим, что такое доброта условными знаками.
(Дети на мольберте выкладывают условные знаки и говорят их обозначение)
Сердце — доброе отношение к близким;
Кошка — доброе отношение к животным;
Цветок – доброе отношение к растениям;
Молоток – доброе дело, поступок;
Солнце — доброе отношение к неживой природе;
Человек – доброе отношение к людям, друзьям.
Доброта живет в наших сердцах, наших словах, наших делах и поступках! Давайте вспомним, о каких людях, живущих рядом с нами, беседовали? Что вы можете рассказать о них? (Воспитатель, выслушивая ответы детей, наводящими вопросами, наталкивает их на более полные ответы, отражающие и трудности с которыми встречаются незрячие люди, и то, как им можно помочь). Вот как много вы узнали о глухонемых и слабовидящих или незрячих людях, которые живут рядом с нами, ходят по улицам, читают книги, учатся, ходят по магазинам. Я надеюсь, что вы не забудете при встрече с ними о том, что им нужна наша помощь. Давайте пообещаем себе и друг другу, что всегда будем замечать горе других, будем помогать,и предлагаю вам сделать для этих детей подарок.
Раскраска «Сердечко на ладошке». Ребятам, участникам занятия, предлагается раскрасить бумажное сердечко на ладошке как символ дружбы и помощи.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Раскраска «Сердце на ладони»