Татьяна Варламова
«Содружество детского сада и семьи». Инновационный проект
▼ Скачать + Заказать документы
«Содружество детского сада и семьи – инновационный проект»
Структура практической проектной работы
2. Краткая аннотация проекта
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.
Публикация «„Содружество детского сада и семьи“, Инновационный проект» размещена в разделах
Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологии и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.
Признание приоритета семейного воспитания на современном этапе требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «социальное партнёрство». Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
3. Обоснование необходимости проекта :
Теоретическая значимость проекта определяется тем, что внесен вклад в решение проблемы повышения качества психолого-педагогического просвещения семьи в условиях ДОУ в период введения ФГОС до через технологию образования родителей и личностно–ориентированную систему общения, направленную на обновление и конкретизацию стратегии сотрудничества; уточнения целей, задач и содержания путем введения разнообразных форм и средств психолого-педагогического просвещения; определения показателей эффективности процесса взаимодействия специалистов ДОУ и объем педагогических знаний родителей.
Через анализ социально-психологических проблем современного общества, хочется отметить, что семья в России переживает глубокий кризис: снижение рождаемости, не обеспечивающей даже простого воспроизводства населения, рост разводов и, как следствие, числа неполных семей, увеличения масштабов социального сиротства, изменения нравственного климата в семьях и размывание представлений о ценности семьи и семейной жизни в общественном сознании.
Социальный опрос родителей, проводимый в дошкольных учреждениях нашего района, показал, насколько востребованы правовые, психологические и педагогические знания для семей, а особенно для молодых.
Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми, не способствуют их раннему развитию, поэтому возникает необходимость в установлении контактов с такими родителями. Учитывая что, семья по прежнему остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных и культурных ценностей, необходимо сотрудничество с ДОУ.
Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте, а самое главное – единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых – семьи, воспитателей, узких специалистов.
Социализирующая роль коллектива дошкольного учреждения заключается в единстве, в содружестве детей и взрослых, объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью и общей ответственностью.
Педагогические принципы
Целенаправленность педагогической программы на актуальные проблемы воспитания и развития ребенка.
Вариативность содержания форм, методов образования родителей.
Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого.
Развитие и сотрудничество, т. е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенства). Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт.
4. Цели и задачи проекта :
укрепление партнерских отношений семей воспитанников с различным социальным статусом и образовательного учреждения через создание атмосферы общности интересов, направленных на вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, решая проблему социального воспитания дошкольников;
организация пропаганды семейного межпоколенного взаимодействия, способствующего укреплению внутрисемейных отношений;
изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи : с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка.
Поставленные цели будут решаться через задачи:
- создать условия для реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества (в нашем конкретном случае со стороны детского сада, в первую очередь, и социальных организаций города и области)
- содействовать семье в формировании и развитии социальных навыков у детей;
- формировать у родителей представления о социальном партнерстве, как о движущей силе личностного развития ребенка;
- укреплять психологическое здоровье детей и родителей;
- повышать уровень психического благополучия родителей и детей
- создать условия в коллективе образовательной организации по организации взаимодействия с семьей
- разработать принципиально новые формы работы с родителями
- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность детского сада, как полноправных участников образовательного процесса.
Проект направлен на установление партнерских взаимоотношений с семьей и включает в себя три этапа: информационно-аналитический, содержательно-практический, контрольно-оценочный.
5. Основное содержание проекта
Цель нашей работы с семьями воспитанников : создание единого образовательного и оздоровительного пространства в процессе вовлечения родителей в педагогическую деятельность учреждения. Коллективом детского сада составлена программа основная идея, которой – превратить интерес детского сада к учебно-воспитательному процессу в интерес семейный, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками, помочь современной семье в деле воспитания и образованиядетей.
Разработанная нами примерная модель позволяет выстроить систему взаимодействия, где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно-конструктивными
Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей. Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.
Часто молодых педагогов пугает обращение к ним родителей с жалобой или претензией. Многие неопытные педагоги вместо того, чтобы разобраться в ситуации, автоматически переводят для себя таких родителей в категорию сложных, конфликтных, пытаются переубедить их, доказать, что они не правы, убеждают, что на самом деле все обстоит благополучно. Такая позиция воспитателя, конечно, насторожит родителя, и впоследствии он вряд ли будет обращаться со своими проблемами к этому педагогу, накапливая негативные эмоции по отношению к детскому саду. Реакция на жалобу должна быть конструктивной и направлена на готовность исправить ситуацию, принять быстрые меры к урегулированию спорных вопросов, наладить контакт с родителями ребенка, улучшить работу детского сада по тому или иному вопросу. Необходимо при первой встрече выслушать родителя, дать ему почувствовать готовность воспитателя профессионально разобраться в ситуации, назначить дополнительную встречу, на которой рассказать о результатах предпринятых мер.
Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения
Для проведения более плодотворной работы воспитатели детского сада, постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.
Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов: Т. Н. Дороновой, О. И. Давыдовой, Е. С. Евдокимовой, О. Л. Зверевой, Е. П. Арнаутовой, Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, Т. А. Марковой, Д. Д. Бакиевой, С. М. Гарбей, М. И. Иззатовой, В. М. Ивановой.
Преобладающее большинство родителей предпочитают по достижению ребенком 2-х лет воспитывать его в детском саду. Почему? Самым популярным ответом на этот вопрос является «желание создать благоприятную ситуацию для его личностного развития». Второе место занимает ответ, указывающее на стремление родителей подготовить ребенка к школе.
Отношение семьи к детскому саду меняется не только под влиянием объективных фактов, но и под воздействием реально разворачивающихся взаимоотношений со специалистами дошкольного учреждения. Внимательное отношение педагогов к связям «родитель – ребенок» позволяет увидеть сложный процесс становления родительского поведения. Большинство родителей, обнаруживая это внимание, рассказывают о своих переживаниях, обращаются к специалистам детского сада за поддержкой.
Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим встает вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является : создание дружелюбного партнёрства между детским садом и семьёй.
Во всех наших начинаниях всегда участвуют родители детей, без них, без семьи невозможно решение ни одной воспитательной задачи, поэтому уже на протяжении многих лет в нашем дошкольном учреждении, ведется большая работа с родителями, начиная с групп раннего возраста.
В первую очередь это традиционная форма работы – родительские собрания, где специалисты и воспитатели нашего учреждения информируют родителей о работе детского сада, знакомят с основными нормативными документами регламентирующие деятельность дошкольного учреждения, вводят в мир детства и его значимости для маленького человека.
Одной из форм традиционной работы с родителями считаются и консультации, как индивидуальные, так и групповые. Здесь родители могут получить полную информацию о жизни ребенка в группе, узнать о его успехах, и неудачах. А также при возникновении каких- либо вопросов родители могут обратится к специалистам, где они могут получить компетентную помощь от учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
В копилке педагогических идей нетрадиционных форм работы с родителями наших воспитанников есть несколько, с которыми мы бы хотели поделиться.
Например, в течении учебного года среди родителей проходит анкетирование «Как берегут здоровье в Вашей семье», «Мой ребенок и его индивидуальные особенности», «Удовлетворенность работой детского сада».
Творческие проекты на актуальные темы, например: «Знаешь ли ты своего ребенка?», «Мир, из твоего окна», «Профессии нашей семьи», «С днем рождения детский сад!», для включения родителей в совместную работу с педагогами в развитии и воспитании детей.
Педагогами подбирается информация для проведения групповых собраний по следующим проблемам: «В детский сад без слез», «Особенности адаптации», «Вот и стали мы на год взрослей», «Организация детского питания и воспитание культурно-гигиенических навыков в семье», «Внимание-дорога!», «Детский сад и семья, взаимодействие и сотрудничество», «Мальчики и девочки два мира – два полюса», «Права ребенка».
В работе с родителями педагоги часто практикуют такую интересную форму работы как мастер-классы: «Изготовление осеннего веночка», «Открытка ко дню Победы», «Изготовление аппликации из нетрадиционного материала «Цветочки из макарон», «Мягкие ладошки».
Особое внимание уделяется педагогами детского сада при подборе наглядной агитации, человек «бегущий» не всегда может услышать обращенную к нему речь, но почти всегда привлечет внимание яркая, красочная картинка. Папки-передвижки оформляются по таким проблемам как: «Уголок здоровья», «Это интересно», «Сто тысяч почему», «Одеваемся по сезону», «Достояния Ульяновской области», «О спорт ты мир», «Как уберечь ребенка от простуды».
Конечно же в своей работе мы не можем обойтись без консультаций, вот темы одни из многих «Лучшая книга- детская книга», «Вред и польза компьютера», «Как правильно выбрать спортивную секцию для ребенка», «Речевые особенности детей дошкольного возраста: на что следует обратить внимание», «Воспитываем чувство уважения к труду», «Весело проводим выходные».
Так как дошкольники воспринимают окружающую их действительность эмоционально, мы стараемся наполнить ее яркими образами, примерами, впечатлениями в работе по воспитанию маленьких граждан, активно привлекая на различные тематические мероприятия, проходящие в течение всего года родителей и других членов семьи воспитанника.
Формы взаимодействия с родителями:
Традиционные:
- родительские собрания;
- день открытых дверей;
- консультации;
- беседы;
- посещение семьи;
- анкетирование родителей;
- опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.
Инновационные :
- взаимодействие через официальный сайт учреждения;
- семинары, семинары — практикумы;
- тренинги;
- тематические выставки;
- акции;
- сочинения родителей;
- совместные досуги, праздники;
- деловая игра;
- консультационный пункт д ля родителей неорганизованных детей;
- служба ранней диагностики для неорганизованных детей.
Преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:
– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОО всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;
– укрепление внутрисемейных связей;
– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОО и семье.
Мы очень гордимся, что наш детский сад посещают отличные дети замечательных родителей: активных, творческих, отзывчивых, талантливых, понимающих, что все закладывается именно в семье, а мы педагоги стараемся делать все возможное, чтобы помочь им в этом самом прекрасном деле – воспитании нового поколения.
6. Ресурсы :
Кадры: воспитатели МДОУ; старшие воспитатели; родители учащихся и воспитанников МДОУ; .
Материально-техническая база: компьютеры, мультимедийные установки, музыкальный центр, звуковое оборудование (микрофоны, усилитель, колонки, принтеры, копирующая техника, спортивное оборудование (скакалки, батуты, обручи, мячи, канат).
7. Целевая аудитория :
Участники проекта :
Воспитатели детского сада;
Семьи воспитанников
Специалисты
Дети
Предполагаемое количество участников: 49 детей и их родители
Возраст участников: дети от1,5 до 7 лет
8. План реализации проекта :
Проект : долгосрочный
Сроки реализации проекта : календарный год сентябрь – май 2017-2018