Кронина Татьяна Сергеевна
Программа по взаимодействию детского сада и семьи «Вместе с семьей»
▼ Скачать +Заказ
«Задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу». (Сухомлинский В. А)
Актуальность.
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в рамках дошкольного образовательного учреждения всегда было и остается актуальным, так как на развитие ребенка оказывают влияние оба социальных института - семья и образовательное учреждение, которое посещает ребенок.
Публикация «Программа по взаимодействию детского сада и семьи „Вместе с семьей“» размещена в разделах
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», - гласит Закон РФ «Об образовании.
Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей – это создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития дошкольников, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Установление сотрудничества и партнёрских отношений детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками. Только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Поэтому педагог должен строить отношения с родителями на основе сотрудничества и взаимного уважения.
Воспитатель должен всегда помнить о том, что ребёнок – уникальная личность. Его нельзя сравнивать с другими детьми.
Основополагающим моментом во взаимодействии педагогов группы и родителей является изучение семьи через анкетирование, опрос родителей с целью определения их социального статуса.
Выявить запросы родителей, их проблемы и затруднения в вопросах воспитания и обучения детей помогают не только личная беседа, анкетирование, но и самостоятельный выбор родителями тем для обсуждения из примерного перечня вопросов по каждому разделу программы, предложенных воспитателем. С учётом их пожеланий и предложений следует осуществлять планирование работы с семьёй.
В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения всегда должна лежать идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.
Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, наладить сотрудничество для обеспечения единых подходов в воспитании ребенка.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
• Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям дошкольного учреждения.
• Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно- гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
• Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников.
• Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
• Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
• Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми
• Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
• Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.
• Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
Формы взаимодействия с родителями.
В зависимости от решаемых задач могут быть использованы различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:
• Информационные: устные журналы; рекламные буклеты, листовки; справочно-информационная служба по вопросам образования дошкольников для жителей микрорайона; публикации, выступления в СМИ; информационные корзины, ящики; памятки и информационные письма для родителей; наглядная психолого-педагогическая пропаганда и др.
• Организационные: родительские собрания, анкетирование, создание общественных родительских организаций; конференции; педсоветы с участием родителей; брифинги и др.
• Просветительские: родительские гостиные, школа для родителей, консультирование, тематические встречи, организация тематических выставок литературы, тренинги, семинары, беседы, дискуссии, круглые столы и др.
• Организационно -деятельностные : Совместный с родителями педагогический мониторинг развития детей, совместные детско- родительские проекты, выставки работ, выполненные детьми и их родителями; совместные вернисажи; участие в мастер-классах (а также их самостоятельное проведение); совместное творчество детей, родителей и педагогов; создание семейного портфолио; помощь в сборе природного и бросового материала для творческой деятельности детей; участие в ремонте и благоустройстве детского сада; помощь в подготовке журналов для родителей, буклетов, видеофильмов о жизни детей в детском саду и др.).
• Участие родителей в педагогическом процессе (занятия с участием родителей; театральные представления с участием родителей; сопровождение детей во время прогулок, экскурсий и походов; участие в Днях открытых дверей, Днях здоровья и др.)
Принципы взаимодействия педагога с семьями воспитанников.
1. Принцип преемственности, согласованных действий. Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов заключается в согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон; «выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку; распределения обязанностей и ответственности».
2. Принцип организующей роли педагогов. Воспитатель выступает как организатор, проявляет инициативность и творчество с первых дней прихода малыша в группу (изучение семей, постепенное налаживание контакта.) до выпуска в школу в подготовительной группе; нацеливает родителей на роль полноправных союзников с педагогами в решении поставленных задач образования и воспитания детей.
3. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ. Заключается в признании достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
4. Принцип открытости.
Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя ДОУ открытости по отношению к семье воспитанника. Истинная открытость будет в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех взрослых, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОУ, социальное окружение.
5. Принцип индивидуального подхода к каждой семье.
Разные семьи были и всегда будут. Эта разность зависит от многих факторов : от родительской культуры, традиций семьи, ее состава, внутрисемейных отношений и многого другого. Поэтому принципу семьям предлагается принять участие в тех или иных мероприятиях, так как каждая семья обязательно должна быть включена во взаимодействие с жизнью группы и ДОУ.
6. Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ. Формы взаимодействия выбираются в соответствии с региональными, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ.
7. Принцип обратной связи. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ. Воспитатели хотят знать: как реагируют родители на предложения и советы со стороны воспитателей, имеют ли встречные предложения.
Программа предназначена воспитателям ДОУ.
Основными исполнителями реализации программы являются воспитатели группы, воспитанники и их родители, администрация и специалисты ДОУ.
Сроки реализации программы: на пять возрастных групп (первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группа.)
Программа направлена на воплощение в реальную педагогическую практику новой гуманистической Концепции дошкольного воспитания. По мнению авторов Концепции дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, В. А. Петровский, Р. Б. Стеркина и др., в отношениях между родителями, педагогами и детьми центральное место должно занимать не авторитарное, а личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком.
Положительными итогами реализации данной программы предполагается следующее:
-Семьи получат квалифицированную консультативную помощь педагогов в области дошкольного воспитания и образования в течение всего периода пребывания детей в ДОУ.
-У родителей будут четкие представления о содержании воспитания и образования детей в детском саду.
-Родители проявят себя сторонниками создания и поддержания единых требований с дошкольным учреждением к воспитанию и образованию дошкольников.
-Повысится педагогическая компетентность родителей, раскроется их творческий потенциал и более ответственное отношение к воспитанию ребнка.
-Родители станут активными участниками мероприятий, проводимых в ДОУ и в группе.
-Родители осознают значимость создания атмосферы психологического комфорта в семьях, будут способствовать накоплению ребенком ценного опыта познания, деятельности, творчества, раскрытию возрастного потенциала,
- У воспитанников сформируются чткие представления о социальной роли матери, отца; сформируется стойкое трепетное любящее отношение к своим родителям, братьям и сстрам, к семье в целом. Высокий уровень готовности к школьному обучению воспитанников и их успешная адаптация в начальной школе. У воспитанников накопятся позитивные воспоминания о дошкольном детстве.
- Воспитатели смогут более рационально распределять свои усилия в организации тех или иных мероприятий.
Программа вдохновит педагогов на разработку и внедрение новых идей по налаживанию контакта с семьями для обеспечения полноценного развития дошкольников.