Татьяна Скрягина
Инновационный проект по развитию детского туризма «Азимут»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1. Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия.
2. Природные особенности Горячего Ключа.
3. Как организовать туристическое путешествие.
4. Топографическая подготовка юного туриста. Ориентирование на местности.
Компас.
5. Физическая подготовка юного туриста. Преодоление препятствий в походе.
6. Охрана природы.
7. Наблюдение за погодой в природе и умение приспособиться к погодным условиям в походе.
Публикация «Инновационный проект по развитию детского туризма „Азимут“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Проекты
- Темочки
8. Туристское снаряжение.
9. Специальная подготовка к летнему туристическому походу.
10. Туристический поход за пределы детского сада.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Очень важно в современном мире владеть навыками и умениями, которые помогают человеку выжить в природных условиях. Многие любят отдыхать не в городах с шумными улицами и загрязнённым воздухом, а у костра под звёздным небом, в лесу, или на берегу озера, реки в палатке. Но нужно помнить, что без навыков выживания в непривычных условиях можно попасть в беду. Необходимые знания помогают человеку выжить в этих условиях.
Человек должен быть патриотом своей Родины, любить и изучать свой край. Туризм расширяет кругозор, обогащает жизнь.
1. ЧЕМ ПОЛЕЗНЫ И ИНТЕРЕСНЫ ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПОХОДЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Человек остался один в лесу. Сколько сразу появится вопросов, кажется простых, но в то же время сложных в решении.
Как отыскать нужную тропу? Что нужно делать, если ты один в лесу? Где добыть питьевую воду? Как развести костёр? Как построить временное убежище, если нет с собой палатки? Нужно находить решение на все эти вопросы и быть подготовленным к любым ситуациям в природе.
Очень важно уметь ориентироваться в окружающей среде: определять своё местоположение, направление движения относительно сторон горизонта, знать элементы рельефа относительно расположения своего лагеря. Человек, владея этими навыками, быстро отыщет нужный путь. Умения ориентироваться в природе отрабатываются в походе. В походе отрабатываются также умения и навыки работы с палаткой, костром, организацией бивачных работ (разбитие стоянки, лагеря). Особое внимание уделяется оказанию доврачебной помощи (вывих ноги, потёртость, порез, перелом, укусы насекомых); знакомству с походной аптечкой, лекарственными растениями, подручным материалом, когда нет необходимых средств. В походе проводятся занятия по способам подачи сигналов бедствия, умения находить выход при встрече с дикими животными.
Сегодня дети много времени проводят у телевизора, за компьютером и очень мало бывают на природе.
ЗАДАЧИ кружка «Юные туристы» :
- заинтересовать и привлечь детей к занятию туризмом;
- жить в гармонии с природой своего края;
- преодоление расстояний, трудностей, что будет способствовать воспитанию таких качеств личности, как выносливость, стойкость, мужество, бережное отношение к окружающей среде.
Туризм учит дружбе, коллективизму, трудолюбию, дисциплинированности, взаимопомощи.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
Образовательные: формировать у детей начальные знания, умения и навыки существования в природе.
Развивающие : Вызвать у детей познавательный интерес к туризму, расширить кругозор, творческие способности, экологическую культуру, умение работать в группе.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю. Формировать детский коллектив и оздоровительную активную деятельность в природе.
Задачи программы:
- учить основам топографии, умению читать топографическую карту;
- учить детей ориентироваться на местности без карты;
- ознакомить с туристическим снаряжением;
-учить способам сооружения временного жилища, установке палатки, разведению костра;
- формировать представление о первой медицинской помощи;
- пропагандировать туризм;
-формировать у детей ответственное отношение к вопросам личной безопасности;
- прививать любовь к родному краю.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
Понятие местности. Рельеф и местные предметы. Условные топографические знаки. Работа с картой. Ориентирование.
СНАРЯЖЕНИЕ.
Требования к туристическому снаряжению. Подготовка снаряжения.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ.
Подбор продуктов, хранение продуктов.
ОРГАНИЗАЦИЯ БИВАЧНЫХ РАБОТ.
Выбор места для бивуака. Установка временного жилья. Место для костра, разведение костра. Место для хранения продуктов. Посудник. Место для мусора.
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Личная гигиена в походе.
ВОЗМОЖНЫЕ ТРАВМЫ В ПОХОДАХ, ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА.
Виды травм, причины травм. Доврачебная помощь при вывихах, растяжениях, переломах, кровотечениях. Наложение шин. Наложение повязки и жгута. Состав аптечки. Подручный материал для оказания первой медицинской помощи.
СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
Движение группы на маршруте. Обязанности руководителя. Ведущий, замыкающий. Привал, переправа.
СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ.
Основные сигналы бедствия.
КРАЕВЕДЕНИЕ.
Знакомство с родным краем.
ПОХОДЫ.
За расположение детского сада.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
N
п/п Т Е М А Кол-во
теория Часов
практ
1 Топографическая подготовка 2 4
2 Снаряжение 1 2
3 Организация питания 1 1
4 Организация бивачных работ 2 4
5 Гигиеническое обеспечение туристических путешествий 1
6 Возможные травмы в походах, первая помощь 2 4
7 Спасательные работы 1 4
8 Движение группы на маршруте 1 4
9 Сигналы бедствия 1 1
10 Изучение малой Родины (своего края) 3 3
11 Походы по территории д/сада, организация походов
За пределы д/сада. Песни у костра, приготовление еды 4 18
Итого количество часов 19 45
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- работу с картой маршрута, компасом, верёвкой;
- основы экологической культуры;
- правила безопасного поведения в туристическом походе;
- особенности природы своего края.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- ориентироваться на маршруте;
- выполнять правила личной гигиены;
- организовывать место стоянки;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- находить выход из сложных ситуаций;
- вести наблюдения в природе.
Ожидаемым результатом могут быть личные и командные достижения в походах; применение умений и навыков в чрезвычайных ситуациях; итоговый поход (зачётное мероприятие).
Срок программы два года.
Режим занятий: одно занятие в неделю по 30 минут, включая походы по одному часу (за пределы детского сада-несколько часов).
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ:
Групповые занятия с детьми, с детьми и родителями.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁ МЫ РАБОТЫ:
- словесные (объяснение, беседа, словесные инструкции, анкетирование родителей;
- наглядные (показ, образец способа действия);
- практические (выполнение практических действий- ориентирование, установка палаток, преодоление маршрутов, игры).
Основные средства: учебные занятия, беседы, походы, рекомендации.
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Рекомендации:Подготовить наглядный материал. Начать с изучения элементарных знаков теоретически, затем составить топографическую карту территории детского сада на улице (практические занятия).
На местности изучить работу с компасом. Научить ориентироваться с помощью топографической карты на местности.
СНАРЯЖЕНИЕ
Рекомендации: Даётся информация о личном и групповом снаряжении, рекомендации по использованию снаряжения
ОРГАНИЗАЦИЯ БИВАЧНЫХ РАБОТ
Рекомендации: Учёба по установке палатки. Оговариваются требования к месту стоянки, к месту разведения костра, где взять сухие дрова, как организовать место для хранения продуктов, изготовить простой посудник. Как сделать место для мусора.
СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Рекомендации: движение группы на маршруте, особое внимание уделить техническому описанию маршрута:
- описание прохождения маршрута группой;
- ориентиры и расстояние между ними;
- направление движения;
- наличие и описание троп, дорог;
- описание растительности, рельефа, рек, озёр, населённых пунктов, мест ночлега, купания;
- наличие источников питьевой воды;
- описание сложных участков и действий группы при их преодолении, страховки и меры безопасности.
СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ
Рекомендации: на этом занятии рекомендуется ознакомление со способами подачи сигналов бедствия-сигнальными кострами, яркой одеждой, специальные знаки международного кода. Провести практические занятия.
ВОЗМОЖНЫЕ ТРАВМЫ В ПОХОДАХ, ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ,
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА
Рекомендации: ознакомить детей с травмами, которые могут произойти в походе, причинами возникновения этих травм. Научить оказывать первую медицинскую помощь при различных видах травм (ушибы, кровотечения, вывихи, переломы, укусы насекомых). Ознакомить с правилами безопасности в походе.
КРАЕВЕДЕНИЕ
Рекомендации: изучение особенностей своего края, подробное изучение района похода. Давать задания выразить свои наблюдения в рисунках, рассказах. Прививать детям экологическое воспитание.
ПОХОД
Рекомендации: организовать несложные походы по территории детского сада, определить и пройти этапы на маршруте, предусмотреть мероприятия (отдых,подвижные игры, походные песни, учитывая возраст, физическую подготовку детей. Пешие походы организовывать в конце весеннего периода и в летне-осенние месяцы. Походы будут объединять участников (детей и взрослых, повышать уровень их подготовки.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Необходимо чтобы дети приобрели начальные знания об истории своего края, особенностях, обычаях, культуре;
2. Могли решить простейшие экологические проблемы;
3. Приобрели навыки:
* умения ориентироваться на местности;
* преодолевать простейшие препятствия;
* умели оказать первую медицинскую помощь;
* бережно относились к природе, были дружными, могли прийти на помощь друг к другу.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОСЛЕ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Овладение более глубокими знаниями об истории родного края;
2. Овладение простыми туристическими навыками, стали физически развитыми, легче преодолевали препятствия в походе;
3. Дети стали более выносливыми и физически и морально;
4. Чтобы получился сплочённый, надёжный, дружный, весёлый коллектив.
КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ
Это обозначения, которые передают форму, размеры, местоположение объектов, их характеристики (качественные и количественные). Так же применяются пояснительные надписи.
Цвета условны знаков едины для всех карт. При издании карт печатаются:
*черным цветом- контуры объектов;
*коричневым-рельеф и относящиеся к нему подписи характеристик, пески, такыры (высохшие и засоленные почвы);
*синим цветом- гидрография и относящиеся к ней подписи, вечные снега, ледники, болота;
*бирюзовым-площади водных пространств (реки, моря, океаны);
*зелёным цветом- площади лесов и садов, низкорослой растительности;
*оранжевым цветом- автомобильные дороги, населённые пункты, города;
*фиолетовым цветом- окраска границ государств.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ
*Полярная звезда- север.
*Муравейник-более пологая сторона-юг, крутая сторона-север.
*Мох растёт на камнях и деревьях с северной стороны.
*Деревья- там, где крона гуще- юг, также южная сторона фруктов и ягод более спелая.
*для ориентирования на местности без карты и компаса, нужно держать в руках 3-5 метровый шест «шведский компас» вначале шест опрокидывается вперёд в заросли кустарника, затем пробраться вперёд к тому месту, где начинается шест, затем опять он опрокидывается вперёд и т. д.
*определите несколько точек- ориентиров, лежащих на вашем пути. Преодолев расстояние между двумя точками, выберите новую так,чтобы она опять была на прямой линии с остальными. Если придерживаться этого правила, постоянной прямоте вашей воображаемой дороги можно позавидовать.
*идя вниз по течению реки можно рассчитывать, что рано или поздно вы найдёте поселение людей.
ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАКИ
СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОД
Для подачи сигналов бедствия используют любой подручный материал: предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты, можно снять дёрн, на снегу знаки можно выложить ветками.
Длина знака- 10 метров
Ширина - 3 метра
Расстояние между знаками- 3 метра
SOS- спасите наши души
Правило «трёх» : подать сигнал бедствия можно любым доступным способом, продублировав сигнал три раза
*три сигнальных костра (на возвышенности, используя хвойные ветки, мох, чтобы был дым)
*три свистка
Три раза включенный и выключенный свет
*камни, выложенные в три ряда, или слово SOS, наведут знающего человека и спасателей на мысль, что произошёл несчастный случай и их зовут на помощь.
Можно подать сигнал бедствия при помощи зеркала, поверхности ножа, часов, алюминиевой посуды.
Использовать бутылку с запиской внутри.