Резник Дарья Николаевна
Содержание логоритмического исследования детей с церебральными параличами
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаемая методика логоритмического исследования психомоторики и музыкально-ритмических способностей у детей 5-6 лет, страдающих церебральными параличами, является фрагментом комплексного динамического логопедического исследования речи. При разработке приемов и методов логоритмического исследования использовались материалы, опубликованные в работах Г. А. Волковой Л. С. Волковой, Л. А. Даниловой и И. А. Смирновой, В. К. Тарасовой и других авторов.
Публикация «Содержание логоритмического исследования детей с церебральными параличами» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Результаты логоритмического исследования детей с церебральными параличами могут быть использованы для уточнения логопедического диагноза, а также для разработки дифференцированных коррекционных программ логоритмического воздействия при устранении дизартрии у детей с церебральными параличами на основе выявленных нарушений психомоторики, музыкально-ритмических способностей и речи и для оценки эффективности комплексной логопедической реабилитации.
Предлагаемое исследование психомоторики и музыкально-ритмических способностей позволяет определить:
— тяжесть и распространенность нарушений указанных функций;
— дефицитарные функции и ведущий фактор, препятствующийвыполнению заданий;
— наиболее сохранное звено психомоторных функций и музыкально-ритмических способностей;
— виды помощи педагога при выполнении заданий ребенком,
например, упрощение кинестетической основы действия, подключение дополнительной зрительно-пространственной или слуховой опоры, организация задания в форму игры, положительное эмоциональное подкрепление;
— потенциальные способности испытуемого и прогноз дальнейшей динамики его развития.
Интерпретация данных логоритмического исследования осуществлялась на основе качественного анализа выполнения заданий и количественной оценки тестируемых функций по разработанной пятибалльной шкале оценок:
5 баллов — задание выполняется правильно, навыки автоматизированы;
4 балла — задание выполняется правильно, но замедленно, при этом ребенок самостоятельно находит средства коррекции;
3 балла — задание выполняется вначале правильно, но при истощении нестойкого навыка возникают ошибки, которые преодолеваются путем организации внимания и эмоциональным подкреплением; " .
2 балла — выполнение задания значительно ограничено, наличие выраженных расстройств (персеверации, эхопраксии, стойкие синкинезии, утрата программы действия, обязательная массивная дифференцированная помощь педагога; поэтапное формирование действия приводит к нестойкой коррекции ошибок;
1 балл — выполнение задания недоступно.
Интерпретация данных логоритмического исследования осуществляется на основании анализа протокольных записей обследования и построения индивидуальных «профилей» состояния психомоторных функций и музыкально-ритмических способностей.
Исследование психомоторных функций
1. Исследование элементарных компонентов движения.
Приемы: предложить ребенку пожать руку педагогу, пройтись по
кабинету, в положении сидя повернуть туловище вправо, влево.
Отметить наличие или отсутствие движения; выполнение движения по словесной инструкции, по подражанию педагогу, с активной помощью педагога, анализ силы, точности, быстроты и координированности движений.
2. Выявление синкинезий.
Прием: проба Заззо (кисти ребенка помещаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом; затем педагог, поочередно прикасаясь к каждому пальцу, просит поднять его).
Отметить односторонние, перекрестные (на второй руке, двухсторонние (на обеих руках) синкинезий.
3. Исследование пространственной организации движения.
Приемы: ходьба по кругу, в обратном направлении, через круг
(по подражанию, затем по инструкции); пробы Хэда: педагог, сидя напротив ребенка, поднимая свою левую руку, просит испытуемого также поднять левую руку.
Отметить ошибки в пространственной координации.
4. Исследование статической координации движений.
Прием: стоять на правой, затем на левой ноге 5 секунд, руки вперед.
Отметить, свободно или с напряжением удерживает позу, балансирует, падает, отказывается выполнять задание.
5. Исследование динамической координации движений.
Приемы: выполнить три приседания; в положении сидя поднять
руки через стороны вверх, опустить их вниз.
Отметить темп, плавность, технику выполнения.
6. Исследование произвольного торможения движений.
Приемы: маршировать или хлопать в ладоши и останавливаться по внезапному сигналу.
Отметить: точность выполнения, переключаемость.
7. Исследование двигательной памяти.
Прием: повторить за педагогом три движения (руки вперед, вверх, вниз) за исключением одного, заранее обусловленного, «запретного». Отметить качество, правильность, самоконтроль.
8. Исследование внимания.
Прием: выполнить одновременно два движения правой рукой (в
сторону, вверх) и одно движение левой (вперед).
Отметить распределение внимания, единовременность выполнения, точность, плавность.
9. Выполнение двигательных программ.
Прием: «Я покажу тебе палец, ты мне — кулак, и наоборот». Отметить нарушения регуляции произвольного действия.
10. Исследование соматосенсорного и оптико-пространственного
гнозиса.
Приемы: проба на локализацию прикосновения на руках, на лице; перенос позы кисти с одной руки на другую с закрытыми глазами; речевая проба Хеда: «Возьмись левой рукой за правое ухо»; «Укажи рукой направление левое, правое, переднее, заднее, нижнее, верхнее».
Отметить точность выполнения, знание правых и левых частей тела.
Исследование произвольной моторики рук.
Приемы: по подражанию и по словесной инструкции выполнить правой, левой, затем обеими руками под счет педагога: пальцы сжать в кулак — разжать (5-6 раз); игра «Здравствуй, пальчик»; пробы на «праксис позы» : вытягивание 2 и 3 пальцев — «Сделай зайчика», поза «2-5» — «Сделай козу рогатую», соедини все пальцы с большим — «Сделай кольцо».
Отметить плавное, точное, одновременное выполнение проб, напряженность, скованность движений, наличие синкинезий, нарушения темпа выполнения движений, невыполнение, определить ведущую руку.
11. Исследование орального праксиса.
А.) Исследование объема и качества движений губ: по словесной инструкции вытянуть губы вперед («трубочкой», удержать позу. Растянуть губы в улыбке, удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх, показав верхние зубы. Опустить нижнюю губу вниз, показав нижние зубы. Одновременно поднять верхнюю губу вверх, нижнюю опустить ("построить забор").
Отметить точность выполнения, диапазон и амплитуду движений, наличие синкинезий, чрезмерное напряжение мышц, гиперкинезы, истощаемость движений.
Б) Исследование объема и качества движений мышц щек: надуть сначала левую, затем правую щеки, надуть обе щеки одновременно.
Отметить точность, одновременность движений, наличие синкинезий, гиперкинезоа, спастичности мышц.
В.) Исследование объема и качества движений языка: высунуть язык вперед «жалом" удержать позу; показать широкий язык «лопаточкой», удержать позу; переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта; поднять кончик языка к верхней губе, опустить его к нижней губе; «поцокать» языком.
Отметить точность выполнения, амплитуду движений, наличие синкинезий, гиперкннезов, спастичности, нарушения темпа выполнения движений.
12. Исследование произвольной мимической моторики.
A.) Исследование объема и качества движения мышц лба: нахмурить брови, сведя их к переносице; поднять брови вверх.
Отметить правильность выполнения, наличие синкинезий, гиперкинезов. .
Б.) Исследование объема и качества движений мышц глаз: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз.
Отметить правильность выполнения заданий, наличие синкинезий и гиперкинезов.
B.) Исследование возможности произвольного формирования оп
ределенных мимических поз: выразить мимикой радость, удивление,
ужас, печаль, подозрительность.
Отметить точность и выразительность исполнения.
13. Исследование общительности.
При встрече с ребенком отметить, как он вступает в контакт, указать степень общительности: расторможен, гиперкоммуникабелен; инициативен в общении; общение устойчивое; общение неустойчивое; общение избирательное; избирательный негативизм.
14. Исследование степени игровой активности и эмоционального
состояния детей в играх.
В процессе целенаправленного наблюдения за детьми в творческих играх следует отметить, к какой из групп, выявляющих степень игровой активности, относится ребенок (по классификации ГА. Волковой, 1982, и определить, имеется ли у ребенка:
— повышенная эмоциональная возбудимость;
_ адекватные эмоциональные проявления;
— сниженное эмоциональное отношение к игре.
Исследование музыкально-ритмических способностей
1. Исследование слухового внимания.
Приемы: показать, какой инструмент звучал — бубен, флейта, гармоника. Показать рукой и сказать, откуда слышится звучание музыкального инструмента (справа, слева, снизу, сверху).
Отметить неправильное определение звучащего инструмента или Неправильное называние его, неумение локализовать звук в пространстве.
2. Исследование эмоциональной отзывчивости детей на музыку.
Приемы: детям предлагается поиграть на различных музыкальных инструментах и послушать исполнение педагогом доступных пьес (П. И. Чайковский «Детский альбом»).
Отметить, насколько адекватно дети манипулировали с музыкальными инструментами, как реагировали на исполняемую педагогом музыку.
3. Исследование музыкального слуха.
А.) Исследование тембрового слуха.
Прием: сравнить звучащие инструменты различных групп — ударной (бубен, барабан, струнной (гусли, балалайка, духовой (флейта,кларнет, губная гармошка).
Отметить правильность различения звучащих инструментов.
Б.) Исследование динамического-слуха.
Прием: прослушать отрывок из пьесы Д. Б. Кабалевского «Барабанщики», исполненный сначала тихо, затем громко, ребенок должен повторить соответствующие градации динамики (тихо — громко, играя при этом на барабане под аккомпанемент педагога;
Отметить, различает или нет испытуемый громкое и тихое звучание инструмента.
В.) Исследование мелодического (звуковысотного) слуха.
' Прием: гребенку предлагалось спеть любимую песню сначала с аккомпанементом, потом без него.
Отметить уровень чистоты интонирования мелодии голосом: низкий (интонирование отсутствует или мелодия пропевается одним-двумя звуками); средний (чисто интонируется основное направление движения мелодии и правильно воспроизводятся отдельные ее отрезки); высокий (чисто интонируется вся мелодия с аккомпанементом и без него).
_ адекватные эмоциональные проявления;
— сниженное эмоциональное отношение к игре.