Яхно Ксения Константиновна
Отчет о проведении исследования «Влияние стиля родительского воспитания на поведение детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Из множества различных отношений, которые формируются в течение всей жизни, наиболее значимыми, выступают отношения, между родителем и ребенком. Не удивительно, что исследователи уделяли значительное внимание вопросам, которые касались темы отношений между детьми и их родителями, для того, чтобы понять, как эти отношения развиваются, функционирует в течение времени. Я, как и другие исследователи, тоже заинтересовалась темой детско-родительских отношений, а именно как стиль родительского воспитания будет оказывать влияние на поведение ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Отчет о проведении исследования „Влияние стиля родительского воспитания на поведение детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Исследовательская деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Из анализа психолого-педагогической литературы, я узнала, что родительские отношения в дошкольном возрасте влияют на формирование отношения детей к миру и самим себе, показывают, как реагировать на различные ситуации, и развивают эмоциональное восприятие окружающей среды. В качестве социального института семья устанавливает социальные нормы, санкции и модели поведения, регулирующие отношения между детьми и их родителями и способствующие взаимной моральной ответственности и взаимной поддержке.
Многие исследователи изучают способы, с помощью которых родители пытаются сформировать общий тон, или климат, в отношениях родитель – ребенок. Используя такого рода подход, эксперты определили три основных стиля воспитания детей, которые обычно возникают в дошкольном возрасте: авторитарный, либеральный, демократический. Хотя ни один из родителей не является абсолютным приверженцем одного из стилей, однако они следуют некоторым общим тенденциям в подходе к воспитанию детей, поэтому можно описать отношения между родителями и детьми с точки зрения, преобладающего стиля воспитания.
Актуальность данной проблемы обуславливает тему моего исследования: «Влияние стиля родительского воспитания на поведение детей дошкольного возраста».
Так как в настоящее время эта проблема считается актуальной мало исследованной, поэтому представляет большой интерес для нас.
Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил сформулировать проблему исследования: в дошкольном возрасте закладываются основные установки поведения ребенка, которые включают в себя различные проявления нежелательного поведения. Актуальность исследования обуславливает потребность своевременного выявления типов нежелательного поведения у детей дошкольного возраста и их коррекцию. Так как в настоящее время эта проблема считается мало исследованной, поэтому представляет большой интерес для нас.
Цель: исследовать и выявить взаимосвязь стиля семейного воспитания и типов нежелательного поведения детей дошкольного возраста.
Объект исследования: Проявление нежелательного поведения ребенка как следствие влияния на него неприемлемого стиля воспитания родителей.
Предмет: Взаимосвязь стиля семейного воспитания и типов нежелательного поведения детей дошкольного возраста.
Задачи:
С помощью теоретического анализа психолого-педагогической литературы дать характеристику понятию семье в современном обществе;
Изучить существующие виды стиля семейного воспитания;
Дать характеристику особенностям развития детей дошкольного возраста;
Уточнить, что включает в себя понятие проявление нежелательного поведения;
С помощью методик выявить стиль семейного воспитания у родителей, а так же типы нежелательного поведения детей дошкольного возраста;
Доказать с помощью эмпирического исследования, что есть прямая взаимосвязь между стилем семейного воспитания и определенным типом нежелательного поведения детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Я предполагаю, что существует взаимосвязь стиля семейного воспитания и типа нежелательного поведения у детей дошкольного возраста, а именно: при использовании родителем приемлемого стиля воспитания, у ребенка уровень агрессивного поведения, тревожность, уровень враждебности и пассивность, будет находиться в пределах нормы. При использовании родителем неприемлемого или разрушительного стиля воспитания уровень тревожности, агрессивность, враждебность и пассивность будет, ожидаемо, расти.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
2. Эмпирические методы: методика «Стили семейного воспитания» Л. Ф. Обухова, опросник «Агрессивность: ребенок глазами взрослого» А. А. Романов, «Тест тревожности» Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки, метода наблюдения.
3. Интерпретационные и описательные методы: количественный качественный анализ результатов обследования.
Теоретическая значимость исследования позволят расширить и уточнить знания по проблеме проявлений нежелательного поведения детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проводимого нами исследования могут использоваться специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста, а именно: исходя из полученных результатов, специалист может сделать вывод о нуждаемости ребёнка в коррекционных мероприятиях.
Цель эмпирического исследования – выявление зависимости нежелательного поведения (агрессивное поведение, тревожное поведение, пассивное поведение, вызывающее поведение) детей дошкольного возраста от стиля семейного воспитания.
Базой исследования являлся МАДОУ города Южно-Сахалинска. В исследовании приняли участие дети дошкольного возраста – 27 человек (возраст 3-6 лет) и их семьи.
В процессе проведения исследования, с помощью методики «Стили семейного воспитания», мне удалось выявить, что 11 семей проявляют авторитарный стиль воспитания (в исследовании неприемлемый стиль воспитания) – 41%, 9 семей проявляют демократический стиль воспитания – 33%, 7 семей проявляют либеральный стиль воспитания (в исследовании неприемлемый стиль воспитания) – 26%. Таким образом, я выяснила, что неприемлемый стиль воспитания проявляют 18 семей (67%).
В процессе проведения исследования, с помощью опросника «Агрессивность: ребенок глазами взрослого», мне удалось выявить, что у 3-их детей нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии, они самостоятельно овладевают собственной агрессивностью – 11%, у 11 детей (41%) есть опасность закрепления агрессивных реакций, ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением. Я выявила, что 13 детей нуждаются в психолого-педагогической помощи в овладении агрессивностью – 48%. Однако совсем запущенных детей, у которых агрессивное поведение не поддается психолого-педагогическому влиянию и которым требуется медицинская помощь, выявлено не было. Таким образом, я выяснила, что 24 ребенка (89%) дошкольного возраста проявляют агрессивное поведение.
В процессе проведения исследования, с помощью «Теста тревожности», мне удалось выявить, что 10 детей имеют низкий уровень тревожного поведения – 37%, 14 детей имеют средний уровень тревожного поведения – 52% и 3 ребенка имеют высокий уровень тревожного поведения – 11%. Таким образом, я выяснила, что 17 детей (63%) дошкольного возраста проявляют тревожное поведение.
Для того чтобы ответить на вопрос связаны ли уровень стиля воспитания и уровень агрессивного поведения, я воспользовалась коэффициентом ранговой корреляции r_s – Спирмена.
Таким образом, я решила последнюю задачу моего исследования, а именно: доказала с помощью эмпирического исследования, что есть прямая взаимосвязь между стилем семейного воспитания и проявлениями агрессивного и тревожного поведения. В своем исследовании я не установила, прямой связи между стилем семейного воспитания и проявлениями пассивного и вызывающего поведения. Я предполагаю, что причина заключается в том, что на данные проявления нежелательного поведения ребенка в первую очередь оказывали влияние внешние факторы (погода, сон, усталость, а уже во вторую очередь стиль воспитания.