Марина Инчина
Содержание музыкального воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Цель: информативно-познавательный обмен, создающий предпосылки для продуктивного, творческого взаимодействия музыкальных руководителей и воспитателей МДОБУ в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Содержание музыкального воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Вооружить педагогов практическими методами и приемами для реализации задач музыкального воспитания, в том числе, в самостоятельной музыкальной деятельности.
2. Уточнить и расширить знания о роли музыкального воспитания в интеллектуальном и эмоциональном развитии человека.
Оборудование: презентация, портрет П. Чайковского, «Детский альбом» П. Чайковского, листы бумаги А-4 по количеству участников.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение ряда задач. Одной из задач является:
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка. (п. 1.6, п. п. 6)
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы образовательной организации и может реализовываться в различных видах деятельности, в том числе музыкальной.
…. для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. (п. 2.6.) (Слайд)
1. Что такое музыкальное восприятие. Общие черты.
В общей психологии категория «восприятие» относится к числу основных. Через восприятие человек во многом познает мир.
Музыкальное восприятие представляет собой сложный, многосоставной процесс. По словам Ю. Н. Рагса, «это работа представления, памяти, мышления, это активное включение предыдущего опыта (не только музыкального, это различные логические действия, эмоциональная реакция, понимание, оценивание» (слайд).
Значительная роль в воспитании слушательского восприятия принадлежит Л. Бетховену. Когда он выступал, то требовал, чтобы к искусству относились серьезно, невзирая на титулы. Бетховен мог поставить на место любого, кто позволял себе какие-либо вольности во время звучания музыки.
Только в XIX - XX веках восприятие слушателя начинает приобретать главенствующее значение. Оно становится сложным, самостоятельным мыслительным процессом. От того насколько культурно (музыкально) образован человек зависит выработка и установка его художественных критериев.
Практическая часть.
Итак, сегодня мы будем слушать музыку - великого русского композитора Пётра Ильича Чайковского. (Показ портрета.) Он очень любил детей и для них создал много прекрасной музыки.
Бим-бом, бим-бом,
Открывается альбом.
Не простой, а музыкальный,
Сочиненный для ребят
Много лет тому назад.
Нарисованы картинки –
Не карандашами,
Музыкальные картинки
Встанут перед нами
"Вы, наверное, слышали, как красиво и звонко поют птицы? Есть такая птичка - жаворонок. Она особенно хорошо поёт. Послушайте пьесу "Песня жаворонка". (Исполняется произведение.) Как же поёт жаворонок? Что рассказала о нём музыка?"
- Как вы думаете, каких звуков больше высоких или низких?
- Почему?
- А как композитор передал то, что жаворонок летит к земле?
Выясняем с детьми, что жаворонок поёт красиво, звонко, нежно и летает легко, быстро.
Таким образом, дети получают целостное представление о музыке, её наиболее характерных чертах.
II. Пение как средство развития музыкальных способностей.
«Запоют дети – запоет народ» /К. Ушинский/(слайд)
В пении обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкальные представления, а затем и творческое воображение в музыке.
Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку. Активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности : музыкальный слух, память, чувство ритма.
Певческая установка:
- «Сидит дед»
- Если хочешь сидя петь,
Не садись ты, как Медведь.
Спину выпрями скорей,
Ноги в пол упри смелей!
Раз - вдох, и запел.
Птицей звук полетел!
Дыхание
Искусство пения — это, прежде всего правильное дыхание, которое и является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни. Оно способствует полной вентиляции легких, усиливается кровообращение, улучшается обмен веществ. У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей.
Дыхание – это двигательная сила голоса. Чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное дыхание. Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости.
Она является своего рода дверцей, форточкой, которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым, позволяя нам сказать или пропеть целую фразу. Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком» :
1. Репка
- Дедушка пришел на огород, светит солнышко, подул легкий ветерок: "с-с-с", звенят комарики: "з-з-з", жужжат пчелки: "ж-ж-ж".
- Чтобы репка хорошо росла, ее надо полить. Включаем насос: "ш-ш-ш".
- Репку принесли в избу. Ее надо варить. дети колют дрова для печки: вдох через нос, опускаем топор - выдох.
- Пробуем репку. Она очень вкусная, но горячая. Дуем на нее или остужаем ее во рту.
2. «Кастрюля-хитрюля» муз. и сл. М Картушиной
Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Гортань с голосовыми связками в два-три с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие и короткие. Поэтому звук детского голоса высокий, а диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой.
Расширение диапазона
-«Катание с горы»
Топ-топ-топ-топ-ТОП (зависаем)
до- ре- ми - фа- соль
(опускаем вниз руку скользящим движением) У-у-у-у-у
glissando от соль к до
Динамика:
- «Села кошка на такси»
Скороговорки:
Говорил попугай попугаю: Проговаривание с четкой
«Я тебя, Попугай, попугаю» дикцией, с ускорением,
Попугаю в ответ попугай: с разной динамикой.
«Попугай! Попугай! Попугай!»
Песенки – приветствия, песенки – распевки
«Здравствуй, небо голубое», «Кузнечик»
Чтобы сориентировать детей в песенном творчестве, Н. А. Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Импровизация имен, звукоподражаний, импровизация музыкальных вопросов и ответов, сочинение несложных попевок, попевок контрастного характера, завершение мелодии - это и есть проявление творческих способностей на занятиях музыкой.
Упражнения для практической части.
Муз. рук: «Где ты?»
Слушатель: «Я здесь!»
Муз. рук: «Как тебя зовут?»
Слушатель: «Таня» («Танечка»)
Муз. рук: «Ладушки ладушки!
Где были?»
Слушатель: «У бабушки».
Муз. рук: «Что ты хочешь, кошечка?»
Слушатель: «Молочка немножечко».
lll. Музыкально-ритмические движения
- вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. (слайд) Основой является музыка, а разнообразные ритмические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средство для ее более глубокого восприятия и понимания.
Дети учатся оценивать свои собственные движения, придумывать «свой» игровой образ, персонаж т «свою» пляску, комбинировать различные элементы физкультурных упражнений. Импровизация движений в хороводах и музыкальных играх развивает творческое воображение и фантазию детей.
1. Подготовительные упражнения без музыки.
Подготовительные упражнения не служат задачам передачи детьми музыкально-двигательного образа. Подготовительные упражнения:
- учат детей принимать правильные исходные положения;
- способствуют осознанию работы двигательного аппарата;
- укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают подвижность суставов;
- воспитывают навыки построения и перестроения детского коллектива.
Проделав вспомогательное упражнение, приобретя навык, дети тут же применяют его в музыкально-двигательном задании; надо стремиться к тому, чтобы через некоторое время дети научились сознательно, без напоминания, самостоятельно пользоваться подготовительными упражнениями, готовясь к началу музыки и движения (например, проверяли свое исходное положение, правильность интервалов, строй.)
2 Вокально-двигательные разминки.
Имеют цель сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом. Поэтому первые задания такой разминки могут начинаться с самых примитивных движений - одновременно с пением хлопков в ладоши, постукиваний пальцем одной руки по пальцу другой, притопов, шлепков по коленям. Мелодия должна быть снабжена текстом, понятным по смыслу и доступным для быстрого запоминания ее детьми.
Практическая часть
«Разминка» Ю. Макшанцевой
«Веселые скачки» С. Можжевелова
Предложить слушателям совместно исполнить композицию, используя авторские движения. Затем обсудить возможные варианты других танцевальных комбинаций.
3. Игры со словом.
Большая роль по развитию речи принадлежит подвижной игре, созданной на основе стихотворного текста, то есть «играм со словом». Речевое музицирование необходимо, так как
-музыкальных и речевой слух развивается в тесной связи;
-развивают координацию движений со словом, что очень трудно дается детям с нарушением речи;
- позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки.
Выбирая ту или иную игру со словом для разучивания, педагог должен быть уверен, что дети справятся не только с текстом. Но и с движением. Игры со словом могут использовать логопеды, и воспитатели на занятиях, физкультминутках, на прогулке, а дети - в самостоятельной деятельности, закрепляя при этом свои речевые и двигательные навыки.
Практическая часть — освоение игр:
"Дождь"
Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")
lV Игра на детских музыкальных инструментах
Элементарное музицирование является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности
- все виды музыкального слуха;
- чувство музыкальной формы;
- музыкальная память;
- творческое воображение.
Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей. (слайд)
Практическая часть
«Бумажный оркестр»
Оркестровка белорусской народной мелодии.
Заключение.
Музыкальное восприятие, по мнению американского педагога и психолога Д. Марселла, создает «фундамент будущей музыкальной культуры». Поэтому вряд ли стоит подвергать сомнению тот факт, что, наряду с основными музыкальными способностями, оно требует целенаправленного развития и в сфере музыкального воспитания и образования, в том числе и специального. Если педагог ограничивается только обучением техническим навыкам, подготовкой к успешным концертным выступлениям и экзаменам он никогда не воспитает настоящего музыканта. Потому что музыку, прежде всего, надо понимать и сопереживать, в ней надо уметь слышать смысл.» (Слайд)
Музыкальное восприятие поддается развитию.
Литература:
1. Т. Овсянкина «Музыкальная психология», издательство «Союз художников», СПб, 2007 г.
2. Т. Овчинникова «Пение и логопедия», издательство «Союз художников», СПб, 2009 г.
3. Стефанида Руднева, Эмма Фиш «Музыкальное движение», С Пб, издательский центр «Гуманитарная Академия», 2000 г.
4. Ю. Вайнкоп, И. Гусин. Краткий биографический словарь композиторов. Ленинград «Музыка», 1984 г.
5. Н. А. Щербакова «От музыки к движению и речи» (Игры со словом, танцы, хороводы, сценки-шутки, Москва 2001 г.
6. М. А. Давыдова «Музыкальное воспитание в детском саду» (Вокально-двигательные разминки). Москва, «ВАКО», 2006 г.
7. Татьяна Суворова «Танцевальная ритмика для детей» № 3, с.