Галина Леканова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»
▼ Скачать + Заказать документы
(мастер-класс для педагогов ДОУ)
Цель: обучение участников мастер-класса применению социо-игровой технологии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Задачи: 1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии. 2 Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии. 3. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Приветствие «Передай улыбку»
Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Актуальность данной темы: Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Для воспитания человека с активной жизненной позицией нам помогает педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е. Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым. Сам термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году. В то время это не прижилось. Пробовались отдельные приёмы, и на этом всё закончилось… Психологическая перестройка позиции педагогов на личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком в процессе обучения продолжалась все эти годы. И вот сейчас педагогические коллективы взглянули на эту проблему более заинтересованно. Осознавая, что по-старому работать просто нельзя, т. к. современные исследования показывают, что становление субъективной позиции ребёнка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких важнейших качеств личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, творческое начало. Сегодня мы с вами попробуем свои ощущения в данных играх… 1. «Буква по воздуху»- игра-задание для рабочего настроя. Дети выбирают ведущего. Он, стоя спиной к игрокам, пишет по воздуху крупную букву, остальные отгадывают. Буквы можно писать рукой, плечом, головой, ногой, коленкой и т. п., в зеркальном отражении.
В этой игре хорошо прослеживается один из принципов социо-игровой технологии : воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их. 2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Спор предлогами. Воспитатель предлагает детям по картинке между 2-3 группами разыграть спор: между предлогом и словами (1 гр. – девочка в пальто, 2 гр. – девочка в сапогах, 3 гр. – девочка в лесу); между разными предлогами: 1 гр. – книга на столе, 2 гр. - книга под лампой, 3 гр. - книга у меня, 1 гр. - книга над полом, 2 гр. - книга в комнате, 3 гр. - книга перед глазами и т. д.). Дети выполняют задания по одному из группы, по порядку (эстафета). Каждое высказывание связано с предыдущим интонацией оспаривания или интонацией подтверждения. В этой технологии также действует принцип: свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Но свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам. 3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. «Руки-ноги».Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т. п., хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т. п.). Последовательность движений (хлопков, темп могут меняться. 4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат. «Картинка» Цель: Научить ребёнка выступать в двух ролях – приглашенного и приглашающего, учить выбору партнёра по симпатии, умению выражать в рисунке образ своего персонажа. Договариваемся с детьми о том, что будем рисовать картину, например пейзаж, и каждый задумывает персонаж для картины. Выбирается ведущий, который и начинает игру: «Я – солнышко, хочу взять в картину тебя (берёт того, кто нравится). Скажи, кто ты?» Ребёнок отвечает, например: «Я облачко». Далее они берутся за руки и ребёнок – «облачко» приглашает другого в пейзаж, и так до тех пор, пока все дети не войдут в картину. После игры дети самостоятельно подбирают изобразительный материала, рисуют своего персонажа и рассказывают о его качествах. Как видите, ребенок в игре достаточно самостоятелен, принимает решения, однако подчиняется правилам. «Знаки препинания» Воспитатель предлагает детям озвучить знаки препинания, отличая вопросительную интонацию от утвердительной, восклицательной, повествовательной в данном предложении (В лесу родилась ё лочка:, , .). Вариант: не читающим детям предлагается картинный материал, чистоговорки, строки стихотворения (символы).
Все эти игры придерживаются правил социо-игровой технологии : - преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно. - снятие судейской роли с педагога и передача её детям, что предопределяет снятие страха ошибки у детей. - смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы. «Пишущая машинка» Все участники игры выполняют синхронно ряд движений: -хлопают перед собой в ладоши, -двумя руками хлопают по коленям (правая рука - по правой, левая - по левой, -выбрасывать вверх правую руку вправо, щёлкая пальцами, - выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая пальцами. Вариант: -изменять темп движений, -вводить речевое сопровождение, -передавать эстафету глазами, голосом. «Тень». Целью этой игры является: Развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей, внутренней свободы и раскованности. Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети по желанию выбирают себе пару. Один из пары – «путник», другой – «тень». Тень» старается точно скопировать движения «путника». Игры в командах. Команда выполняет задание. Когда ответ готов, все поднимают над головой руки «домиком» «Чемодан». Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми. Для того, чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две команды. Для этого у меня есть разрезные картинки, каждый возьмите для себя один фрагмент картинки. Ваша задача – собрать картинку, найти место свое команде. Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет быстрее познакомиться с другими детьми. Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков. Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого вам отводиться 5 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие. Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии : работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая и др.). Технология предполагает ориентацию на индивидуальные открытия. Дети – соучастники игры.
«Ловить зверюшку» Играющие по очереди берут «билетики» с заданием: кого они должны ловить (кузнечика, бабочку, чужую кошку, своего котёнка и т. п.). Играющий выполняет задание, остальные встают в том случае, если превращение произошло и «зверушку поймали». Воспитатель просит назвать «отгаданную» зверушку и сравнивает с заданием в «билетике». Вариант: выполнение задания парами, тройками и т. п. «Тело в деле» Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т. п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии». Вариант: -дополнить «фотографию» своим пониманием, -показать «фотографии» до и после задуманного. Каждое «дело» требует совершенно определённого «тела». Вся мускулатура, от направления взгляда до перемещения центра тяжести, от мускулатуры лица до положения ног по-своему определяются в зависимости от того, чем и как занят тот или иной ребёнок. Смысл игры – установление связей между движением и проговариванием. Понаблюдаем еще одно правило технологии - движение и активность, которое развивает и умственную активность. Игра «Заводные человечки» Воспитатель предлагает детям картинки-символы (заводные человечки, которые делают зарядку). Каждая поза имеет свой номер. Дети, глядя на карточку, выполняют упражнение, несколько раз повторяя движения. Вариант: -выполнение упражнений на счёт, на хлопки – смена движений, -изменение темпа выполнения, -выполнение парами, тройками, стоя шеренгой, в ряд, полукругом и т. п.
Рассказать потешку с такой интонацией, какое настроение у смайлика.
Придумать и нарисовать из капелек картину.
В конце я хочу напомнить «Золотые правила» социо – игровой технологии (по В. М. Букатову) 1 правило: используется работа малыми группами. 2 правило: «смена лидерства». 3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен. 4 правило: смена темпа и ритма. 5 правило–социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов. деятельности, что соответствует современным требованиям. 6 правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Применение социо - игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Рефлексия: Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо - игровой технологии?
1. Букатов В. М. «Шишел-мышел, взял да вышел», (НИИ Ш. Т. - 2008г.)
2. Федорова М. А. «Организация жизни, воспитания и обучения детей в малых группах»,
(Красноярск, - 2007 г.) 3. Л. Д. Лебедева. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий». (С-П, - 2005)