Надежда Мелихова
Мастер-класса для педагогов «Песочная арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
- Уважаемые коллеги!
- Я предлагаю вашему вниманию мастер класс «Песочная Арт - терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»
Цель данного мероприятия:
• Познакомить с нетрадиционным направлением здоровьесберегающих технологий – техникой рисования песком.
Публикация «Мастер-класса для педагогов „Песочная арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2015
• Способствовать внедрению в практику работы педагогов инновационных методик и технологий, направленных на сохранения здоровья дошкольника.
Чудеснее песка нет для детей забавы,
Его всегда имеется в достатке,
Течет он нежно так сквозь руки,
Что не сравнить его ни с чем…
Иоахим Рингельнац.
1 часть:
Песок – это уникальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет.
Замечали ли вы когда-нибудь, что успокаиваетесь, пропуская мелкий песок сквозь пальцы? Это тот самый материал, с помощью которого мы начинаем познавать мир.
Его сыпучесть привлекает детей. Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления. Ученые считают, что рисование песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию.
Существует несколько воздействий на эмоциональное состояние детей средствами искусства, наиболее приемлемым, в работе с дошкольниками, является рисование, и как одно из направлений - арт-терапия.
Одним из направлений арт – терапии, используемой в моей практике является – песочная анимация.
Появилась песочная анимация благодаря канадскому режиссеру-мультипликатору Кэролин Лиф, которая в 1974 году первая придумала мультфильмы, созданные с помощью песка " Питер и Волк".
Рисование песком, как нетрадиционное направление изобразительного искусства, необычайно выразительно и чрезвычайно популярно во всем мире.
Чего только стоят завораживающие песочные шоу : когда под прекрасную музыку на светящемся стекле с помощью песка художники совершают почти волшебные метаморфозы.
Можно выделить как минимум три причины, из - за которых следует научиться рисовать песком:
1. Не требует больших материальных затрат. Чтобы попробовать себя в рисовании песочной анимации из всех необходимых реквизитов потребуется только чистый просеянный песок и стекло. Даже подойдет манная крупа или кофе, а за неимением стекла можно пользоваться любой горизонтальной поверхностью.
2. Красота и пластичность. Видеоролики с песочной анимацией не оставят никого равнодушным. Легко изменяющиеся детали изображения, готовый образ плавно и динамично перетекает в следующий.
3. Борьба со стрессогенными факторами: манипуляция сыпучими материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций.
Этой работой я занимаюсь второй год, когда не было оборудования начинали работать с манной крупой, рисовали крупой по трафаретам.
С появлением оборудования осваиваем с детьми песочную анимацию в нашей арт - студии. Мной разработана программа по песочной арт- терапии, которую я буду представлять на различных методиченских объединений.
2 часть.
- А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю необычную жеребьевку. Перед вами капсулы от киндер- сюрприза со стикерами внутри. Выбирайте. Открывайте. У кого желтый - вы участвуете в мастер - классе по песочной анимации, а синий в акватерапии у Н. Н.
- Приглашаю педагогов. Пожалуйста, занимайте места за столом.
- Предлагаю Вам придумать название нашей творческой группе (придумываем название).
- В нашем мастер-классе будут использоваться фоторамки, которые я использовала на начальном этапе работы с детьми своей группы. Песок, которым вы будете рисовать, прошел специальную обработку.
- Хотела бы напомнить вам, уважаемые участники, что песок сыпучий материал и поэтому в работе с ним нужно проявлять осторожность, чтобы песок не попал в глаза, не испачкал одежду, не просыпался на пол. По завершению работы вы можете воспользоваться влажными салфетками.
Практическая работа:
- Уважаемые коллеги лето время отпусков! отдыха веселья и путешествий. Жаль только что оно заканчивается. Но я уверенна, что вы этим летом ездили поближе к морю и солнцу, свежему воздуху, чистой воде. Кому то, не удалось по каким - либо причинам съездить на море, уверенна, что вы были на пляже, загорали, купались и просто отдыхали.
- Сегодня мы с вами сегодня отправимся в путешествие в волшебную страну. Она не обычная песочная. Но чтобы попасть в нее нужно совершить специальный, волшебный ритуал.
-Закройте, пожалуйста, глаза!
Ритуал «входа» (Звучит музыка)
- Представьте, что вы лежите на теплом песке и загораете. Ласково светит солнышко, согревает вас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Представьте, что вы идете по пляжу. Вы чувствуете мягкий песок под вашими босыми ступнями. Вы останавливаетесь и вдыхаете грудью воздух, пахнущий водорослями.
- Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками.
- Для начала давайте познакомимся с материалом, с которым мы сегодня будем работать, с помощью чего мы с вами будем сегодня рисовать - это песок.
- Положите руки на песок, и потрогайте его! Мне приятно, а вам?
- Когда я двигаю рукой, я ощущаю маленькие песчинки. А, что чувствуете вы?
- Песок, какой?
- Для того, чтобы начать рисовать нужно сначала рассыпать песок по экрану - создаем фон.
- Берем песка столько, сколько помещается в кулаках, и засыпаем тонким слоем. Кулачки не останавливаются на месте, находятся в постоянном движении, стараемся равномерно засыпать поверхность.
- Ставим руку на экран не отрывая руки мизинцем начинаем потихоньку сгрибать песок и у нас получается раковина.
- Убираем песок с экрана в правый нижний угол.
- Теперь определим место где у нас будет солнце. Для изображения солнца мы берем песок в кулак, сколько поместится и высоко над поверхностью начинаем разжимать кулак так, чтобы песок сыпался в одну точку. Когда у солнца будет достаточно темный контур перестаем сыпать песок. При помощи ногтей рисуем лучи.
- Собираем песок в правый нижний угол опускаем руку и сдвигаем песок таким способом, чтоб он заполнил весь экран.
- Давайте представим, что это у нас будет пляж мы с вами на море все на верно ходили по пляжу. (Кулачки собираем (показ) этой частью кулачка будем ходить по нашему экрану, просто прижали и поднимаем 2 раза техника - отпечатка) гуляем с вами. На что похоже? (на ноги) один пальчик нарисуем указательным пальцем круговыми движениями, а 4 оставшиеся пальца прижимаем.
- Давайте пустим змеек, предположим, что змея выползла из норки на песочек,
- Раз мы заговорили о море, давайте нарисуем с вами что - то морское. (Лето, как я уже говорила, время отпусков, отдыха.)
- Кладем ладонь на экран, делаем волновые движения по всему экрану.
- Сжимаем руку в кулак, мизинец выставляем, положили ладонь на экран, зафиксировали таким образом, теперь вычищаем полукруг.
- Теперь берем три или два пальца, как вам удобно, ставим на наш полукруг, направляем в разных направлениях, как змейку рисовали - это хвост.
- Затем указательным пальцем соединяем наш хвостик.
- Чтобы наша рыбка ожила, добавим ей чешуек. Мы берем песочек в щепотку и чуть - чуть рыбку подсаливаем, чуть пониже опускаем руку, чтобы песок не сильно рассыпался желательно, где хвостовая часть.
- Теперь приступим к голове. Очистим от песка большим пальцем от головы к хвосту.
- Давайте сделаем чешую три пальца взяли вместе (можно 2) кому как удобно и оставляем такие следы, просто прижимаем пальчики в ряд, чтобы чешуя была как настоящая.
- Прорисовываем нижние и верхние плавники можно ноготком, какие угодно, рыбки разные бывают.
- Теперь глазик нужно добавить берем щепотку песка, как соль набираем в два пальчика, на экран кладем, низко опускаем руку, высыпаем.
- Теперь глазик нужно открыть опять берем указательный палец, просто нажимаем на кучку песка, чуть - чуть прижали и подняли и глазик как живой сразу со зрачком получается. Делаем блик мизинчиком.
- Теперь у нашей рыбки не хватает губок. Указательным пальцем ставим на нашу рыбку и выдвигаем песок верхняя губка и нижняя губка.
- Рыбка дышит под водой. Подушечкой указательного пальца круговыми движениями рисуем пузырьки.
- Давайте сделаем дно морское собираем кулачки как следы на песке оставляли, просто нарисуем камни.
- И пустим водоросли. Используем указательный палец, будем вести по экрану волновые движения, как змеек рисовали.
- Посмотрите, как здорово получается! Настоящие «песочные художники»!
Ритуал «выхода» из Песочной страны
- И в завершении мастер – класса я предлагаю вам по медитировать. (проводится под спокойную музыку).
- Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
- А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
- А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу. Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!