Татьяна Павловна Белоусова
«Центры активности» — эффективная педагогическая технология
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю вашему вниманию педагогическую технологию «Центры активности». Возможно, кто то уже знаком с ней. Для реализации данной технологии среда группы организуется так, чтобы предоставить ребенку возможность ежедневного, самостоятельного выбора деятельности. Группа разделена на несколько центров, в каждом из которых имеются материалы для игры, исследования.
Особенность технологии:
• Каждый ребенок ежедневно самостоятельно выбирает чем и как он будет заниматься (содержание, вид и способ деятельности).
• Ребенок самостотельно выбирает место и партнера, длительности работы.
Публикация «„Центры активности“ — эффективная педагогическая технология» размещена в разделах
• Достижения ребёнка оцениваются по отношению к его собственным возможностям.
• Дети сами предлагают содержание.
• Дети и взрослые совместно разрабатывают план действий.
Организация развивающей среды:
Количество центров может быть любым, нет жестко фиксированного предписания. Выбор центров и их названия могут меняться в зависимости от лексической темы в группе и определяются совместно педагогами сада.
Специфика организации развивающей среды заключается в том, что среда служит реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога. Развивающая среда изменяется от темы к теме, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых и детей.
Виды центров активности могут изменяться в зависимости от интересов и потребностей детей. Например, могут появиться такие центры, как «Садовод», центр «Рукодельницы», центр «Работа с деревом», «Мастерские» и т. д.
Все центры интегративны, мобильны по своей сути. Центр книги может быть одновременно и центром грамоты. Это особенно благоприятно в разновозрастных группах, где помимо возможностей, определенных возрастом, есть и индивидуальные интересы, возможности и потребности детей.
Центры активности открыты ежедневно, материалы в них дополняются, заменяются по мере необходимости и по мере продвижения в теме. То, что ребенок не захотел, не сумел, не успел сделать сегодня, он может сделать завтра или в любой другой день.
Педагог:
• Стимулирует общение и любознательность детей
• Своевременно адаптирует условия к изменяющимся потребностям детей
• Ставит перед каждым ребёнком и перед группой в целом задачи, учитывая интересы, способности и потребности каждого.
• Формирует навыки совместного освоения действительности.
• Организует среду, формирует обстановку и предоставляет материалы для образовательной деятельности.
• Поддерживает в детях любознательность, инициативу, активность.
Дети:
• Развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и других видов детской деятельности.
• Обеспечены социальным взаимодействием для своего эмоционального и когнитивного развития.
• Индивидуальны и развиваются каждый в своём темпе.
Алгоритм ежедневной организации работы в «Центрах активности»
Утренний сбор:
• Новости дня
• Планы на сегодня
• Обсуждение темы
• Работа по «Модели 3-х вопросов» (Что мы знаем про это? Что хотим узнать про это? Что надо сделать, чтобы узнать)
Работа в центрах активности:
• Средства
• Операции
• Действия
Итоговый сбор:
• Рефлексия Что хотел сделать? – Что получилось? Что не получилось?
• Изменение планов
• Демонстрация достижений