Татьяна Брыкина
Социальное партнёрство в ДОУ в рамках реализации программы воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время процесс воспитания детей дошкольного возраста ориентируется на гармоничное развитие личности, развитие жизнестойкости и адаптивности ребёнка в условиях глобальной неопределенности и стремительных изменений во всех сферах жизнедеятельности на основе формирования ядра базовых ценностей Российского общества и установок личности, ведущее значение среди которых имеет социальная солидарность, понимаемая не только как общность прошлого, но, прежде всего, и как будущее.
Следовательно, программа воспитания в любом ДОУ ориентирована на:
Публикация «Социальное партнёрство в ДОУ в рамках реализации программы воспитания» размещена в разделах
• ребенка (при этом приоритетную роль играет его личностное развитие и учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и запросов;
• родителей (законных представителей) ребенка и членов его семьи;
• государство и общество.
Как известно, основная цель воспитания детей в ДОУ состоит в том, чтобы сформировать общую культуру личности воспитанников, то есть следующие её составляющие: ценности здорового образа жизни, социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные и физические качества, инициативность самостоятельность и ответственность.
Создание благоприятных условий для успешного протекания процесса воспитания детей возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в ДОУ. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависит уровень общего развития, которого достигнет ребенок в процессе взаимодействия с воспитателями, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги детского сада должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Чтобы достичь высшей степени эффективности в процессе воспитания в рамках ДОУ, необходимо учитывать существующие тенденции, тренды и возможности.
Основные принципы дошкольного воспитания детей с переменами, происходящими в обществе, изменяется и подход к воспитанию детей. Именно поэтому психологи и прогрессивные педагоги считают, что основные принципы воспитания детей дошкольного возраста должны быть пересмотрены с учетом произошедших в обществе перемен. В основе современных методов воспитания лежит взаимное уважение и сотрудничество между взрослыми и детьми, при этом необходимое доверие и открытость отношений требует большой самоотдачи и от взрослых.
Можно выделить основные тенденции, на которых базируется сегодня воспитание детей :
• Уважительное отношение, которое не допускает унижения, насилия и авторитарного давления;
• Свобода выбора, которая позволяет в полной мере ребенку раскрыть заложенные в него способности.
• Помощь в принятии решения
• Объяснение своих требований и поступков.
• Постоянное общение
• Поддержка любых начинаний и поощрение инициативы
• Проявление чувств по отношению к ребенку.
Одним из основных принципов дошкольного воспитания детей и формирования качеств личности ребенка является системность и последовательность. Благодаря этому все необходимые навыки и знания преподносятся в зависимости от возраста с постепенным усложнением.
Воспитание и дошкольное образование детей должно базироваться на индивидуальном подходе с учетом личных особенностей характера ребенка, его темперамента, наклонностей и способностей. Индивидуальный подход к обучению и воспитанию значительно повышает эффективность занятий и позволяет более полно раскрыть таланты в раннем возрасте. Благодаря индивидуальному подходу в дошкольном воспитании детей педагог может в полной мере изучить личные особенности ребенка и выявить факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на него.
Итак, современные тенденции, тренды и возможности воспитания ребёнка в ДОУ направлены на сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с детьми и взрослыми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности.
В соответствии с современными трендами в воспитании дошкольников мы используем в своей работе следующие методы и формы работы:
1. ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
2. Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
3. Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно- ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно- конструктивные игры).
4. Ситуация общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта.
5. Творческие мастерские. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, приобщение к народным промыслам в ходе кружковой работы
6. Сенсорные и интеллектуальные тренинги.
7. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность.
8. Организация взаимодействия коллектива воспитателей с детьми и родителями.
Таким образом, тенденции, тренды, возможности при формировании программы воспитании в ДОУ учитывают традиционные и современные подходы в развитии детей.
Социальное партнёрство и взаимодействие с родителями воспитанников. Экскурсии с детьми и родителями
Безусловно, очень важную функцию в воспитании детей в рамках ДОУ выполняет организация социального партнёрства и взаимодействия с родителями.
Конечно же, реализация социального партнёрства и взаимодействия родителей – это основная задача любого детского дошкольного учреждения. Вначале поговорим о возможностях организации социального партнёрства, т. е. приведём несколько примеров. Уточним, что социальными партнерами дошкольного учреждения являются родители, общественные организации, школы, детские клубы, дома творчества, центры досуга, музеи, библиотеки.
Итак, социальным партнёром может выступать детская библиотека. Как вариант, могут быть спланированы и организованы тематические мероприятия, а также экскурсии для детей. Однако в настоящее время при взаимодействии ДОУ и библиотеки необходимо учитывать сложившуюся эпидемиологическую ситуацию: так, можно подготовить для детей видеоролики, связанные с литературным творчеством, виртуальные экскурсии. Это необходимо для воспитания в детях уважения и любви к литературному наследию.
Также в качестве социального партнёра можно рассматривать центры досуга и творчества. Формами работы здесь могут являться проведение мастер-классов, мини-лекции о видах творчества и ремесла, экскурсии. Но и тут нужно обратить внимание на нынешние условия, связанные с ситуацией в стране: здесь тоже могут выручить виртуальные экскурсии, дистанционные занятия и подготовленные заранее видеоматериалы.
Социальное партнёрство также реализуется между ДОУ и школой. Способы взаимодействия зависят от того, на какой субъект оно будет направлено. Субъектами могут выступать воспитатели, воспитанники и их родители. Так, педагоги школ могут посещать занятия в дошкольном учреждении, а воспитатели в свою очередь посещают уроки с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций. Также могут быть проведены родительские собрания в старших группах с участием учителей и воспитателей на тему подготовки к школе. Ещё учителя начальных классов могут вместе с воспитателями ознакомится с программой ДОУ, чтобы понять, какие знания получили дети и на что было направлено воспитание. Воспитатели ДОУ тоже могут ознакомиться с программой 1 класса, чтобы скорректировать свою учебно-воспитательную работу. Что касается работы с детьми, то здесь предполагается реализация разнообразных форм работы. Это могут быть тематические занятия: предметные (учитель биологии может посетить ДОУ и совместно с воспитателем провести небольшое мероприятие о животных – самое важное, чтоб оно было доступным для воспитанников) и воспитательные ( учитель начальных классов может провести беседу с детьми на тему: «Что ждёт тебя в школе?»). Также для старшей группы ДОУ можно организовать экскурсию в школе. В соответствии с требованиями в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации формы взаимодействия нуждаются в изменении. Так, экскурсию по школе можно подготовить в дистанционном формате. Можно использовать платформу дистанционного обучения или подготовить презентацию с рассказом. Учитель может посетить ДОУ, но при этом необходимо соблюдать необходимые меры предосторожности.
Однако очень важно уделить внимание такому виду социального партнёрства, как ДОУ – родители воспитанников, поскольку активное взаимодействие с семьей ребёнка – залог благополучного протекания всего воспитательного процесса в целом. Современная модель социального партнёрства ДОУ и семей воспитанников понимается, как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребёнка. В современном мире актуальны такие партнёрские отношения между педагогами и родителями, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательские умения родителей и повысить эффективность работы детского сада.
В основу союза партнерства положено единство взглядов на воспитание детей : педагог не поучает, а советует и размышляет вместе с родителями, договаривается о совместных действиях. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого ДОО. Детский сад должен стать открытой системой, чтобы создать единое образовательное пространство для полноценного развития ребенка. Пример открытости показывает педагог, вызывая родителей на общение, информируя о достижениях ребенка. Он дает почувствовать родителям, что их проблемы ему небезразличны. Это и есть открытость и доверительность. Расширение сферы участия родителей в жизнедеятельности группы внесёт разнообразие пребывание детей в детском саду.
Мы можем предложить одну из действенных форм привлечения родителей к активному участию в воспитательно образовательном процессе и сотрудничеству — встречи, родительские собрания за круглым столом с чаепитием. Они помогают сплотить родителей и сделать их союзниками в воспитании, активизировать потенциал семей. Многие родители испытывают определенные трудности во взаимодействии со своими детьми, потому что не могут найти время для занятий, игр и общения с ними. Тесное педагогическое взаимодействие позволяет вовлечь родителей в педагогический процесс, сделать его гибким, дифференцированным. Так педагоги и родители воспитанников постепенно объединяются в команду единомышленников, имеющих общую цель — вырастить здоровых, гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей.
Также взаимодействие ДОУ и родителей может быть реализовано в следующих формах : организация родительских собраний в традиционной и нетрадиционной форме, оформление серия наглядной информации для родителей, проведение индивидуальные и групповых консультаций, использование раздаточного материала в виде памяток и рекомендаций, творческие мастерские.
Сложившаяся эпидемиологическая ситуация в стране требует внесения коррективов во взаимодействие родителей с ДОУ. Так, чтобы избежать массового скопления людей, родительские собрания можно организовывать в дистанционной форме, предварительно объяснив алгоритм действий по использованию выбранной платформы. Индивидуальные консультации можно проводить в обычном формате, но, безусловно, при нужно соблюдать необходимые требования (использование индивидуальных средств защиты, соблюдение дистанции и т. д.). Необходимые материалы по организации образовательного и воспитательного процесса можно высылать по электронной почте, в мессенджерах (WhatsApp, Viber, в социальных сетях (например, в групповой чат «ВКонтакте).
Совместные экскурсии также являются эффективным типом взаимодействия в воспитательном процессе в ДОУ. Экскурсия, как один из видов досуга, помогает в непринуждённой обстановке установить наиболее тесный контакт между детьми и их родителями, а также воспитателями. Существует достаточно много способов организовать экскурсии. Главное – выбрать место. В частности, это может быть парк, музей, театр, пожарная часть, школа, другой город и т. д. Только сценарий экскурсии необходимо продумать таким образом, чтобы достичь максимального взаимодействия между родителями, детьми и воспитателями. Этому могут содействовать такие методы, как беседа и игра. Формы работы тоже могут быть разными: конкурсы в рамках экскурсии, соревнования (например, экскурсия в спортивном центре) и т. д.
Опять же с учетом нынешней эпидемиологической ситуации вышеописанные виды организации экскурсий детей и родителей воплотить достаточно проблематично, так как члены министерства здравоохранения РФ вводят новые ограничения. Мы можем предложить своё решение данной проблемы. Так, с помощью одной из платформ дистанционного обучения (к примеру, Zoom) можно организовать виртуальную экскурсию со старшей группой ДОУ и их родителями в столицу нашей родины – Москву. Участники этой экскурсии – дети и родители. Однако важно не просто рассказывать детям и родителям о достопримечательностях города. В конце экскурсии можно провести групповую беседу, чтобы в ней участвовали как дети, так и родители. Также возможно провести игру-соревнование: ребёнок и родитель становятся отдельной командой. Каждой команде нужно будет совместно подготовить краткий рассказ с впечатлениями о достопримечательности Москвы (достопримечательности распределяет воспитатель). Важно уточнить, что рассказывать должен не только родитель или ребёнок. Это должно быть совместным действием: например, родитель задаёт ребёнку наводящие вопросы при рассказе, активно с ним взаимодействует, поддерживает его в конкурсе.
В завершении выступления хочется сказать о том, именно в семье формируется личность ребенка. Поэтому при организации воспитательной работы в ДОУ очень важно обращаться к взаимодействию с родителями и созданию условий для социального партнёрства. Следовательно, одной из главных целей становится установление доверительного контакта между родителями, детьми и ДОУ.