МААМ-картинки

Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работы с детьми и родителями

Светлана Топунова
Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работы с детьми и родителями
▼ Скачать + Заказать документы

«Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работы с детьми и родителями».

Введение

Дошкольный возраст – это тот период, когда начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. В этот период закладывается фундамент будущих гармоничных отношений человека с самим собой и окружающими, происходит адаптация личности к различным социальным ситуациям микро- и макросреды, приобретается опыт социальных отношений, который будет корректироваться во все последующие этапы его жизни.

Публикация «Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работы с детьми и родителями» размещена в разделах

Возраст от 2 до 7 лет – время, когда происходит минимальная, но значимая для дальнейшего становления, социализация.

Ведущим и определяющим началом социализации является дошкольное образование. Движущей силой социального развития выступает деятельность, в процессе которой в рамках сотрудничества со взрослыми, самостоятельной деятельности путём научения, подражания, идентификации ребёнок приобретает социальный опыт. «Именно через других мы становимся самим собой» – отмечал Выгодский Л. С.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Социально-коммуникативное развитие - это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникатвного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

1. Формы организации работы с детьми по социально-коммуникативному развитию.

Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям. В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышение интереса к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей

Выделяются следующие формы организации деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников - групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД) в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.

- игровые ситуации, игры с правилами,дидактические (словесные, настольно-печатные, подвижные, народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные,конструктивные);

- беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и др.

- индивидуальные и совместные творчески (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, театральном уголке, автогородке;

- самостоятельное декламирование детьми коротких стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов; изготовление поделок, конструирование, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры (пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); простейшие опыты и эксперименты; самостоятельная деятельность в сенсорном уголке, уголке книги, экологическом уголке, уголке песка и воды, детской лаборатории

Дети все время заняты (вплоть до бытового разговора и свободной деятельности, педагогический процесс перестает быть «подготовкой к жизни», а становится самой жизнью, жизнью детей, здесь ничего не делается «понарошку», условно, а все происходит в реальности. Деятельность детей приобретает целесообразность, они усваивают знания не потому, что так запланировал педагог, а потому что эти знания совершенно реально понадобятся им сегодня или в ближайшем будущем.

Игра позволяет ребёнку легче устанавливать связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления. В игре строятся такие сложные отношения, как концентрированное взаимное внимание, принятие и открытое выражение эмоций (в том числе и негативных, проигрывание разнообразных фантазий и способов отношений к ним.

При организации сюжетно-ролевой игры используются игровые обучающие ситуации, которые развивают коммуникативные умения, формируют творческие способности и воображение в процессе игрового общения. Совместно с детьми продумываем атрибуты для игр, которые помогают войти в предметный мир и учат ориентироваться в его многообразии.

Дидактические игры расширяют и формируют знания об окружающем мире, о различных эмоциональных состояниях.

Коммуникативные игры, этюды, упражнения, психогимнастики, игры-драматизации, проблемные ситуации учат понимать эмоциональные состояния, дают представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово, совершенствуют способность управлять эмоциями и чувствами. С помощью этого дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности и подготовки его к жизни. Для проведения индивидуальной и групповой работы с детьми по созданию благоприятного психоэмоционального климата в группе сверстников, формированию и закреплению положительных установок в сознании детей используется методическое пособие «Дружные дошколята».

Художественная литература помогает детям познать окружающий мир, обогатить представления о добре и зле, пробудить и развить социальные чувства, углубить жизненный опыт, сформировать задатки мировоззрения и первоначальных основ социальной активности. Произведения Д. Габе «Мама» и «Работа», В. Осеева «Просто старушка», К. Ушинский «Лекарство» и др. заставляют ребенка прочувствовать и задуматься о необходимости быть добрым и заботиться о самых близких людях. В произведениях Е. Серова «Нехорошая история», Я. Тайц «По грибы», Д. Лукич «Четыре девочки» и др. осуждаются отрицательные проявления (эгоизм, лень, жадность, жестокость, обман). Чтобы научить ценить труд и уважать людей труда, используются для чтения и анализа такие произведения: С. Баруздин «Кто построил этот дом», С. Маршак «Откуда стол пришёл?», Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы» и т. п.

Необходимо создать условий для социально-коммуникативного развития детей :

• Организовать предметно-пространственную среду;

• Создать для детей ситуаций коммуникативной успешности;

• Стимулировать коммуникативную деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;

• устранить у детей коммуникативные трудности в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;

• мотивировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;

• обеспечить баланс между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;

• моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.

2. Формы организации работы с родителями по социально-коммуникативному развитию

Задачи по социально-коммуникативному развитию дошкольников невозможно реализовать без взаимодействия с родителями. Цель взаимодействия – объединение усилий ДОУ и семьи для социального развития личности ребенка.

Задачи:

— приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;

— повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах формирования у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к окружающему социуму;

— оказание помощи семьям дошкольников в воспитании у детей норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Взаимодействие педагогов детского сада с родителями осуществляется по нескольким направлениям:

— Педагогическое просвещение родителей;

— Организация совместной деятельности семьи и детского сада

Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль деятельности по формированию коммуникативной компетенции у дошкольников

Совместные мероприятия, конкурсы, соревнования, праздники, развлечения, проекты, создание семейных фотоальбомов, стенгазет. Оформление группы к тематическим неделям и календарным праздникам.

Первое направление связано с педагогическим просвещением родителей.

Функция педагогического просвещения родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, на современном этапе возложена на дошкольные образовательные учреждения.

Педагогическое просвещение включает практическое применение и теоретическую грамотность человека в вопросах образования, умение передать подрастающему поколению знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями.

Для повышения педагогической культуры родителей в вопросах социализации дошкольников могут использоваться разные формы работы : групповые и индивидуальные консультации для родителей, семинары-практикумы, мастер-классы, создание папок-передвижек, буклетов, информационных листов, газет, памяток, и др.

Одна из сложных форм работы – родительские собрания. Не секрет, что многие педагоги испытывают затруднения как при подготовке, так и при выступлении перед родительской аудиторией. Сейчас рекомендуют проводить родительские собрания в виде таких активных форм сотрудничества как деловые игры, круглые столы, тематические дискуссии, педагогические гостиные, КВН и др.

Очень хороши семинары-практикумы и мастер-классы, где Вы говорите о важности социальной стороны развития ребенка и что-то разучиваете, показываете, как надо заниматься с ребенком. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей.

Регулярно должны проводиться «Дни открытых дверей». День открытых дверей дает возможность познакомить родителей с ОУ, его традициями, правилами, особенностями образовательной деятельности. Можно показать фрагмент занятия по социальному развитию или режимный момент (например, коллективный труд детей).

Хороша и такая форма как «Родительская почта» или «Телефон доверия»- это разновидность консультаций для родителей. К примеру, в раздевалке 2 ящика – один для вопросов, другой для ответов. У родителей не всегда есть время с вами поговорить или они стесняются о чем-то спросить. А Вы, может быть, не всегда готовы сразу ответить. Такая форма даст Вам возможность посмотреть специальную литературу, обратиться к психологу, логопеду, методисту. Вопросы могут быть анонимны, тогда Вы, отвечая, пишите: «Ответ на вопрос такой-то».

Консультации для родителей. Обычно они планируются и проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. Цель консультации — усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Можете раздавать консультации в письменном виде. Например, в виде буклетов и листовок.

Родительские конференции. Основная цель конференции — обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Важно определить актуальную тему конференции («Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в социальном развитии ребенка»). К конференции готовятся выставки детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т. п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Следующим направлением в работе с родителями является организация совместной деятельности семьи и детского сада.

Эти отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании взаимной поддержки.

Используются такие формы взаимодействия как подготовка и проведение совместных праздников, развлечений, встреч с интересными людьми, коллективный труд по уборке и озеленению участков детского сада, ремонт игрушек и мебели, выставки поделок, изготовленных родителями и детьми

Пусть родители участвуют в общих играх, танцах, вместе с детьми отгадывают тематические загадки, ребусы

Заключение

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Разработаны формы организации деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников - групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД) в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.

Главными результатами работы с родителями является повышение коммуникативной компетенции дошкольников и улучшение детско-родительских отношений. Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.

В результате такой целенаправленной работы педагогов происходит осознанное включение родителей в единый совместный с педагогами процесс социального развития личности ребенка.

Публикации по теме:

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклойСоциально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в процессе игр с куклой Мы все прекрасно знаем, что кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла,.

Игра на социально-коммуникативное развитие 1. Форма: игра 2. Возраст: старшая группа детского сада 3. Задачи: научить детей решать небольшие проблемы путём переговоров и принимать.

Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие)Интегрированное занятие на тему «Транспорт» (Социально-коммуникативное и речевое развитие) Цель: закреплять знания об обобщающем понятии "транспорт" Задачи: - познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный;.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Рабочая программа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Рабочая программа 2 младшей группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на 2018-2019 учебный год (на основе комплексной.

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работы с детьми и родителями
Опубликовано: 3 апреля 2024 в 07:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-коммуникативное развитие дошкольников через различные формы работы с детьми и родителями» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Топунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД