Папки-передвижки

Социальная зрелость ребенка 6–7 лет как один из аспектов школьной готовности

Наталья Альбертовна Самойлова
Социальная зрелость ребенка 6–7 лет как один из аспектов школьной готовности
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие детско-родительской группы.

Тема: «Социальная зрелость ребенка 6-7 лет, как один из аспектов школьной готовности».

Цель: Создание позитивной атмосферы для знакомства группы друг с другом, создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе и формирования предпосылок к успешной учебной деятельности.

Ход занятия:

Вступительное слово:

Публикация «Социальная зрелость ребенка 6–7 лет как один из аспектов школьной готовности» размещена в разделах

Психолог приветствует детей, родителей здоровается с ними. «Я очень рада встрече с вами. Вы пришли в наш Центр, это место, где вы узнаете много нового и интересного, получите ответы на разные сложные вопросы. И, конечно, здесь вы встретите много друзей. А для того, чтобы мы все лучше познакомились, узнали лучше друг друга, мы будем встречаться на занятиях. На этих занятиях можно вместе и поработать, и поиграть. Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Главный вопрос, который хотят узнать родители: готов ли мой ребенок к школе?

Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Какие же составляющие входят в этот набор «школьной готовности»?

Психологическая зрелость предусматривает готовность основных психических сфер ребенка: мотивационной, волевой, интеллектуальной, социальной. Сегодня мы поговорим о социальной зрелости.

Социальная зрелость:

• умеет работать в коллективе,

• продуктивно общается со сверстниками, считается с мнением других детей.

• способен выполнять требования взрослого, то есть не только слушает, но и слышит просьбу, указание, совет.

Психолог: Сигналом, к началу занятия будут такие слова, послушайте:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький грибок!

Мы живем в родном краю.

Всех я вас приветствую.

Для того чтобы это занятие началось, давайте скажем эти слова вместе. Встаньте, пожалуйста, в круг. Смотрите на меня и повторяйте движения, которые я буду показывать. Старайтесь повторять за мной слова, чтобы лучше их запомнить.

(Психолог произносит слова, служащие сигналом к началу занятия, сопровождая их движениями)

Психолог: «Спасибо! Садитесь, пожалуйста, на свои места и посмотрите на меня!»

1. ЗНАКОМСТВО. ИГРА «ЦВЕТЫ».

«Я психолог. Меня зовут (называет имя и прикрепляет на доску цветок, вырезанный из цветной бумаги, на котором печатными буквами написано имя психолога)

Посмотрите вокруг, как нас много. Мы еще не все друг друга знаете, не со всеми знакомы. Конечно у каждого свое имя, и сразу бывает трудно запомнить, как кого зовут. А мы будем встречаться, и поэтому надо знать всех.

Давайте познакомимся. Когда я скажу: «Три-четыре» - каждый по команде выкрикнет свое имя. Ну-ка попробуем! Ой-ой-ой. Вроде бы громко кричали, а я ни одного имени не расслышала! А вы все имена расслышали?

Давайте попробуем по-другому. Если не получилось громко, давайте скажем свои имена шепотом. Опять что-то не то… Никто не кричал, а все равно ничего не понятно. А вы много имен услышали? Тоже нет?

Наверное, дело в том, что все говорят одновременно. Вместе работать хорошо, играть весело, петь здорово, а вот отвечать плохо: когда сразу все говорят разные слова, то ничего не понятно. Давайте попробуем поговорить по очереди, по одному и послушаем, как зовут мальчиков, девочек и мам. Я буду подходить по очереди к каждому из вас, и тот, до чьего плеча я дотронусь, громко и четко назовет свое имя. Спасибо! Теперь все имена были слышны. У меня в руке цветы пусть мамы напишут ваши и свои имена, каждому я дам один из цветков.

Перед вами лежат цветы с вашими именами. Слушайте внимательно задание. Цветы помогут вам их выполнить.

Психолог просит поднимать цветы тех, кого он назовет.

Примеры заданий: «Мальчики, поднимите вверх цветы», «Девочки, поднимите цветы». «Поднимите цветы те, чьи имена начинаются на букву …» (Называет по очереди несколько букв).

«Давайте вырастим на нашей доске большую цветочную поляну. Сделаем это так. Я прошу выйти к доске, мам, (крепят цветы, а теперь ребят. Психолог достает табличку с надписью «НАША ГРУППА». «Посмотрите, как много цветов у нас получилось, так же много, как и нас. И мы все одна группа (помещает табличку над именами). Вот она, какая наша группа.

2. УПРАЖНЕНИЕ «ЧУТКИЕ РУКИ».

Сейчас я попрошу подойти ко мне тех, у кого в одежде есть красный цвет. Станьте, пожалуйста, рядом, в линеечку, лицом к группе. Молодцы! Я попрошу (называет имя одного из детей или родителя) потрогать у всех руки и определить, у кого самые теплые руки». Другой определяет у кого самые теплые уши, лоб, нос и т. д.

3. ИГРА «ПОДАРОК».

Ребята, как вы называете друг друга при обращении? (По имени) А что вы знаете про свое имя? Почему вас так назвали, в честь кого? А как называют вас родные?

Встаньте в круг. Сейчас мы будем дарить подарки. Сам подарок называть вслух нельзя. Будем его показывать руками или движением всего тела.

Например, Камилла, я хочу подарить тебе… (показывает, остальные угадывают).

Психолог: Обращайтесь всегда по имени друг к другу, а к взрослым по имени отчеству. Прежде чем начать разговор нужно обратиться по имени к тому, с кем будешь разговаривать. Каждому приятно услышать свое имя.

Важность коммуникативных навыков в школьном обучении неоспорима. Дошкольники же зачастую просто не умеют общаться. Они не обращаются друг к другу по имени, не могут попросить другого ребёнка что-то сделать (дать карандаш, передать ластик, не благодарят, не могут организовать совместную деятельность. Поэтому важно моделировать взаимодействия детей (в парах или команде) и поощрять их успехи в общении.

4. ЗАДАНИЕ «ПРИВЕТСТВИЕ СПИНОЙ».

Выбирайте пару и становитесь спиной друг к другу. Поприветствуйте друг друга, спросите, чем будете заниматься вечером. (Участники проигрывают ситуацию.)

Психолог: Удобно ли вам было приветствовать друг друга? Что вам мешало при этом? Правильно, вы заметили, что разговаривать было трудно, так как вы не смотрели в глаза друг другу.

Когда разговариваешь, говори спокойно, вежливо, глядя в глаза.

5. ИГРА «КЛЕЕВОЙ ДОЖДИК».

Психолог: Давайте немножко подвигаемся. Поиграем в игру «Клеевой дождик». Прижмем ладошки друг к другу, и таким образом будем двигаться по комнате, преодолевая различные препятствия (стулья, кубики и т. д.)

6. «ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ».

(поможет ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни)

Психолог: Сейчас, мы будем настоящими артистами. Я буду предлагать разные ситуации, в которых нужно изобразить героев.

Примеры ситуаций:

• Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.

• Твой друг попросил у тебя поиграть твою любимую игрушку, а отдал ее сломанной.

• Мама принесла три апельсина: тебе и твоему брату (сестре). Как ты поделишь эти апельсины? Почему?

• Ребята из нашей группы играют в интересную игру. А ты опоздал, и игра уже началась. Попроси, чтобы ребята и тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя?

7. ЗАДАНИЕ «РИСУЕМ ВМЕСТЕ».

У каждой пары будет только один листочек. Рисовать надо вдвоем, вместе держась за один карандаш. Нарисуйте вдвоем картину на любую тему, но на этой картинке обязательно должны быть нарисованы дом и дерево. Какими они будут, и что вы еще нарисуете на своей картинке, решайте сами. Во время выполнения задания помните, что вы должны работать дружно, без ссор и обид. (После окончания работы желающие могут рассказать группе, что они нарисовали)

8. ИГРА «ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ».

Психолог: Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох… Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад… Молодцы! Спасибо.

Заключительное слово:

В целях развития социальной сферы, коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такое сообщение содержится в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе».

Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Поэтому отправная точка общения с ребенком это безусловное принятие или безоценочная коммуникация. Безусловно, принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник, и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!

Домашнее задание:

Предложите ребенку рассмотреть домашние фотографии. Обсудите, какие люди на них изображены, может быть, кого-то из них ребенок не знает. Обратите внимание ребенка на то, какое у этих людей выражение лица, что они чувствуют, какое у них настроение. Предложите ребенку придумать какую-нибудь историю про этих людей.

Публикации по теме:

«Психосоциальная зрелость будущего первоклассника». Конспект родительского собрания (подготовительная группа)«Психосоциальная зрелость будущего первоклассника». Конспект родительского собрания (подготовительная группа) Протокол родительского собрания подготовительной группы. Тема: Психосоциальная зрелость будущего первоклассника От«15»_мая_2019_года.

Фотоотчёт о готовности к летней оздоровительной работеФотоотчёт о готовности к летней оздоровительной работе Началось лето и мы педагоги совместно с медиками и другими специалистами ДОУ (физ. инструктор, муз. руководитель) задумываемся над многими.

Консультация для родителей «Показатели готовности ребенка к чтению» Чтение - это не просто механическое складывание букв в слова, в слов в предложения. Чем больше, к моменту освоения чтения у ребенка накопилось.

Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школеРазвитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» Эстер Селсдон Одной из основных.

Социальная акция по БДД «Детское Автокресло»Социальная акция по БДД «Детское Автокресло» Социальная акция по БДД "Детское Автокресло" Цель: Привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма,.

Социальная акция «Поздравительная открытка»Социальная акция «Поздравительная открытка» Проект краткосрочный (старшей группа) на тему: Социальная акция «ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА С ДНЁМ ПОБЕДЫ!». План акции осуществлялся в.

Социальная акция «Россия — Родина Моя»Социальная акция «Россия — Родина Моя» Социальная акция «Россия – Родина Моя»Цареградская Анна Сергеевна. Девиз акции: «Мы выбираем Позитивное будущее» Цель акции: Привлечение.

Видеоролик «Социальная реклама в защиту живых ёлочек» Ролик создан детьми и педагогами для привлечения общественного внимания к социально значимой проблеме бережного отношения к елям в канун.

Справка о результатах школьной готовности первоклашек Справка о результатах диагностики «Психолого – педагогической оценки готовности ребенка к началу школьного обучения» (авторы диагностики.

Стенгазета по безопасности ребенка в быту «Один дома!»Стенгазета по безопасности ребенка в быту «Один дома!» Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня хочу показать Вам нашу Стенгазету по безопасности ребенка в быту, мы с ребятами назвали её "Один.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальная зрелость ребенка 6–7 лет как один из аспектов школьной готовности
Опубликовано: 29 декабря 2022 в 17:47
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социальная зрелость ребенка 6–7 лет как один из аспектов школьной готовности» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Альбертовна Самойлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД