Ольга Милаева
Сочинительство как форма ознакомления дошкольников с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Сочинительство – это творческая деятельность, которая:
- помогает детям приобрести речевой опыт и обличить собственную мысль в слово;
- способствует речевому развитию посредством актуализации внешней речи;
- развивает фантазию, творческое самовыражение с помощью слова;
- пробуждает желание, рассказать свою личную историю, поведать свой рассказ, сказку.
Также сочинительство налаживает процесс коммуникативного взаимодействия и здорового гармоничного общения детей со сверстниками в группе и со взрослыми в кругу семьи.
Публикация «Сочинительство как форма ознакомления дошкольников с художественной литературой» размещена в разделах
Детская сочинительская деятельность многосоставная, в нее входят разнообразные виды детской деятельности: изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная.
В рамках взаимодействия с родителями воспитанников, с целью формирования у дошколят интереса к книге, к художественной литературе, была разработана форма совместной работы, которая в дальнейшем переросла в традицию. И мы назвали ее «Сочинялки».
Традиция «Сочинялки» - это эффективный метод взаимодействия с родителями по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе.
Прежде чем перейти к «сочинительству» с детьми и родителями проводится большая предварительная работа:
- чтение художественной литературы в соответствии с темой недели,
- обсуждение содержания произведений,
- знакомство с картинами художников,
- слушание музыкальных произведений,
- проигрывание сюжетно - ролевых, дидактических, музыкальных игр.
Проводятся все эти мероприятия с целью приобщения к словесному искусству, в том числе развития художественного восприятия, эстетического вкуса и глубокого погружения в тему.
На основном этапе традиции в соответствии с темой недели, детям совместно с родителями предлагается сочинить сказку, рассказ, историю по общепринятой схеме, сопроводив свое творчество рисунком или серией рисунков. Очень важно чтобы придуманная сказка или история несла в себе нравственный урок. Дети, рассказывая свои сказки, рассказы, сопереживают, обсуждая произведения, оценивают поступки и действия героев.
На заключительном этапе традиционно проходит прослушивание «Сочинялок», рассматривание и обсуждение рисунков.
Благодаря проживанию данной традиции у детей возрастает интерес к художественной литературе, активизируется словарь и улучшается грамотность речи. В процессе сочинительства ребенок узнает много новых слов, учится правильно строить предложения. Речь ребенка становится эмоциональная разнообразная, активная. У ребенка формируется связная речь.
Сочинительство несет в себе огромное потенциальное значение в развитии дошкольников :
- формирование социально-эмоционального поведения;
- психоречевое развитие;
- углубление самопознания;
- развитие мышления, памяти;
- развитие фантазии, творчества.
Совместная творческая деятельность детей и родителей устанавливает доверительные отношения между ними, побуждает к позитивному сотрудничеству. Результатом такого совместного литературного творчества является создание в группе книг «Сочинялок» по определенным темам. Дети совместно с родителями являются активными участниками, создателями, авторами в формировании библиотеки книг собственного сочинения, что положительно влияет на развитие сочинительского творчества каждого ребенка.