Татьяна Лопатченко
«Рифмы юные друзья». Привитие детям вкуса к стихотворной речи с целью сочинения собственных стихов прикладного характера
▼ Скачать + Заказать документы
Привитие детям вкуса к стихотворной речи с целью сочинения собственных стихов прикладного характера
Влияние художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка общеизвестно. Велика ее роль и в развитии речи детей-дошкольников.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Публикация «„Рифмы юные друзья“, Привитие детям вкуса к стихотворной речи с целью сочинения собственных стихов прикладного характера» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рифмы, учимся рифмовать
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Огромно ее воспитательное, познавательное значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
По форме произведения художественной литературы делятся на прозу и стихи (стихотворную речь).
У детей дошкольного возраста наблюдается необычная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации.
К. И. Чуковский советует воспитателям детей воспользоваться этим “стиховым периодом” в жизни своих питомцев, так как именно в этот период стихи являются одним из сильнейших средств педагогического воздействия на мысли и чувства ребенка, они помогают ему ориентироваться в окружающем мире, а также плодотворно способствуют совершенствованию его языка.
Так как я очень люблю стихи, немножко сочиняю, я решила попытаться научить детей писать стихи прикладного характера : стихи “просто так”, “по случаю”, “для смеха”.
Целью моей работы “ Рифмы юные друзья” стало :
• Привитие детям любви и вкуса к стихотворной речи,
• Пробуждение творческой активности детей: сочинение собственных стихов прикладного характера.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
• Учить детей различать прозу и стихи.
• Знакомить с признаками стихотворений речи (ритмом и рифмой).
• Знакомить с жанрами стихотворной речи. Учить воспринимать стихотворные произведение в единстве формы и содержания.
• Развивать с помощью стихотворной речи память, мышление, логику, воображение, творческую фантазию, образное мышления, юмор.
• В двигательных играх (под стихи) развивать координацию движений, пантомимику, чувство ритма. В пальчиковых играх развивать мелкую моторику пальцев рук.
• Развивать слуховую память (считалки, дразнилки, потешки и пр., четкость произношения звуков, темп речи, силу голоса, дикцию (скороговорки, чистоговорки).
• Учить понимать переносное значение фразеологизмов.
• Прививать уважение к поэтическому наследию русского народа-фольклору.
• Знакомить с фольклором других стран: английские лимерики, японские хайку (трехстишие).
• Знакомить детей с прикладными формами стихосложения (буриме, акростих, шарада и др.). Развивать логику, смекалку, юмор.
• Знакомить с «Азбукой стихосложения» : созвучия в стихах; стихотворная строка, размеры стиха : ямб и хорей. Строфа. Виды строф. Четверостишие, виды рифмы в четверостишии : смежная и перекрестная.
• Стимулировать стихотворчество детей (сочинение собственных произведений : двустиший, стихотворных зарисовок, загадок и т. д).
Задачи по изучению стихотворной речи распределены на «стихотворческой лесенке» (соответственно возрасту) :
1 ступень «Стихи помогут нам играть» (младшаягруппа)
2 ступень «Со стихами мы играем
И немножко сочиняем» (средняя группа)
3 ступень «Фольклору смело подражая,
Стихи мы тоже сочиняем» (старшая группа)
4 ступень «Мы, играя, сочиним
Акростих и монорим» (подготов. группа).
Для реализации задач использовались следующие формы работы с детьми:
занятия,
игра,
театрализованная деятельность,
утреннее приветствие,
райген (хороводная игра логоритмического характера,
праздники и развлечения.
«стихи вокруг, стихи во всём» : (среда, режимные моменты, газета и др.)
Были составлены перспективные планы занятий по всем возрастным группам. Занятия по стихосложению проводились один – два раза в месяц, чередуясь и перекликаясь с занятиями по художественной литературе.
В младшей и средней группе занятия носят игровой характер, содержат много наглядных игр «в рифмы». Занятия динамичны: дети постоянно двигаются под слова стихов. Развивается пантомимика, координация движений, чувство ритма, речь. В занятия включается много пальчиковых игр, которые развивают мелкую моторику детских пальчиков.
В старшей и подготовительной группах в занятиях тоже много игр развивающего характера. Но от детей требуется уже больше внимания, усилий для разрешения поставленных вопросов. Дети начинают знакомиться с «Азбукой стихосложения», их побуждают использовать полученные знания, стимулируют творческую работу детей (на сочинения двустиший, четверостиший о предметах, игрушках, стихотворных записок.)
В подготовительной группе начинают знакомить с жанрами прикладного стихосложения, которые развивают смекалку, воображение, юмор. Создаётся установка на творческую деятельность детей, эта деятельность стимулируется сюрпризными моментами, повышением эмоционального настроя детей (введение сказочных персонажей, появление загадочных предметов, исчезновение знакомых предметов, которые нужно отыскать и т. д.)
В театрализованной деятельности дети закрепляют выученные стихи-диалоги, пальчиковые игры, разыгрывают небольшие сценки, мини-спектакли. В группе много кукол «бибабо», пальчиковых и перчаточных персонажей.
В младшей и средней группе используются такие формы вальдорфской педагогики, как «утреннее приветствие» и райген, которые прививают вкус к стихотворной речи, развивают пантомимику, координацию движений, чувство ритма, четкость произношения, темп речи и силу голоса.
В старшей и подготовительной группах в работу с детьми включаются части и элементы «утренних приветствий» и райгенов, логоритмические игры.
Сценарии праздников и развлечений носят стихотворную форму. Дети, читая стихи, исполняя роли в стихах, учатся говорить чётко, интонационно выразительно, эмоционально, у них закрепляется вкус к стихотворной речи.
Кредо нашей детсадовской жизни: «Стихи - вокруг, стихи - во всем!». Поэтому небольшие стишки, потешки, прибаутки включаются во все режимные моменты. Много стишков-малышков родилось у нас в группе. Мы вместе с детьми сочинили стишки про игровые уголки, про наше Солнышко и Фею, которая встречает нас в прихожей. На прогулке мы замечаем всё интересное и делаем «стихотворные зарисовки». Новости детсадовской жизни стараемся изложить кратко - в стихах, и помещаем эти стихи-информацию на стенд «ОКНО" (Очень Короткие НОвости)». В нашей группе регулярно выходит «Нескучная газета», в которой помещаем стихи юных поэтов и их родителей.
Работа с родителями играет большую роль в привитии детям любви и вкуса к стихотворной речи, в их стихотворчестве. Для родителей проводятся консультации по «Азбуке стихосложения», по «Прикладным формам стихосложения», индивидуальные мини-консультации по вопросам детского стихотворчества. На тематическом стенде помещаются стихи, которые изучаем с детьми в группе, информация о детских поэтах и многое другое. Родители принимают участие в праздниках, развлечениях, конкурсах.
«Обучить творческому акту искусства нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению», - писал Л. С. Выготский.
Целенаправленная работа по привитию детям любви и вкуса к стихотворной речи, знакомство с «Азбукой стихосложения», с прикладными формами стихосложения способствует развитию словесного творчества детей.
Благодаря стихам – «этим изящным словесным конструкциям, подчиненным гибкому музыкальному ритму, богато украшенным звонкими рифмами, ребенок, играя, без малейших усилий, еще прочнее закрепляет в уме словарь и строй общенародной речи» (К. И. Чуковский).
Слушая, повторяя понравившиеся стихотворные произведения, восхищаясь образами, сравнениями, юмором, дети пытаются подражать им: начинают сочинять свои «шедеврики». Сначала это просто рифмы. Потом рождаются двустишия. Знакомясь с «Азбукой стихосложения», дети начинают экспериментировать с рифмой и сочинять стихи «подлиннее» - стихотворные зарисовки. Детям нравится процесс творчества. И как у взрослых поэтов, он тоже сопровождается «муками творчества» : дети подбирают рифму, переставляют слова, добавляют что-то новое. И, наконец, юный поэт счастлив: стихи получились!
Кто-то может спросить: «Ну, а что дальше? Зачем ребенку это для взрослой жизни, ведь он не собирается быть поэтом?» Но не надо забывать, что только тот взрослый способен к творческой деятельности, который в детстве познал чувство радости от того, что он что-то сделал своими руками, что-то придумал, что-то сам сочинял. И в дальнейшей жизни желание и умение сочинять может пригодиться для семейных и дружеских праздников, капустников, шуточных вечеров, а как оживится свадьба, если среди молодых людей найдутся веселые сочинители!