Юлия Пятенко
Проект по здоровьесбережению «Здоровячок»
▼ Скачать + Заказать документы
«Слагаемые здорового образа жизни» или «Будьте здоровы, наши дети!» Формирование здорового подрастающего поколения в настоящее время является актуальным вопросом и одной из главных стратегических задач развития нашей страны. Направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов:
Публикация «Проект по здоровьесбережению „Здоровячок“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
- Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности»;
- Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации» и «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации»;
- Закон РФ «О физической культуре и спорте»;
- «Конвенция о правах ребенка»;
- ФГОС ДО, который " направлен на решение следующих задач: охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. " (см. п. 1.6 ФГОС ДО). "Физическое развитие включает приобретение опыта в. становлении ценностей здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами. " (см. п. 2.6 ФГОС ДО).
Воспитание личности заинтересованной в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной, так как в наше время обозначилась негативная тенденция к ухудшению состояния здоровья всех социально демографических групп, взрослого населения России, которое является примером для подрастающего поколения, и, особенно, для детей дошкольного и школьного возраста. Основная проблема - низкий уровень знаний о ценности своего здоровья и здоровья своих детей, а также повышение процента рождаемости детей с различными патологиями и родовыми травмами, влияющими на физическое и психологическое здоровье ребенка. Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Решение о сохранении и поддержании здоровья своего и будущего поколения требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Известно, что сохранение здоровья, большей частью зависит от образа жизни человека. Если мы, взрослые люди, это понимаем, и при этом сознательно вредим себе, то это наш и только наш выбор. Здоровье же дошкольников, наших детей, нашего поколения полностью на нашей совести.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья, так как именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. И очень важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни и осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В детском саду ребенок проводит в среднем 9 - 10 ч., что составляет большую часть дневного времени, и, именно поэтому, любое общеобразовательное учреждение (в первую очередь, детский сад) должно стать “школой здорового образа жизни” детей, где любая их деятельность, будет сопровождаться оздоровительно-педагогической направленностью и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья, а мы, воспитатели, призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанность его беречь. Знание правил гигиены и ухода за своим телом - это минимум, что должен знать дошкольник, а максимум это знание:
- наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности;
- о профилактике заболеваний и умение целенаправленно и самостоятельно выполнять упражнения по оздоровлению организма.
Для более эффективного качественного поддержания и укрепления здоровья и приобщения к здоровому образу жизни воспитанников необходимо использовать не одну-две методики по здоровьесбережению, а ряд методик направленных на оздоровление и укрепление всего организма, доступных для внедрения каждому педагогу.
В поиске эффективных и доступных для реализации на практике методик по оздоровлению организма мною были выделены следующие методики:
- кинезиологические упражнения (метод Сиратюк А. Л.);
- дыхательные упражнения (по методу Стрельниковой А. Н.);
- гимнастика для глаз (по технологии Базарного В.);
- игровой массаж и самомассаж в сопровождении художественного слова (Картушина М. Ю.);
- музыкальные пальчиковые игры (Вихарева Г. Ф., Железновы С. и Е.);
- развитие эмоционально-двигательной сферы детей посредством музыкальных подвижных игр и релаксации (Михеева Е. В., Вихарева Г. Ф., Анисимова Г. И., Железновы С. и Е., подборка классической музыки и музыки «Волшебство природы»).
Данные методики стали основой здоровьесберегающего проекта «Здоровячок» направленного на укрепление здоровья детей и формирования интереса дошкольников к здоровому образу жизни группы № 3 «Непоседы».
Проект «Здоровячок» включает в себя следующие составляющие:
- включение в планирование оздоровительной утренней гимнастики комплексов с элементами логоритмики и ритмической гимнастики с музыкальным сопровождением («Звериная зарядка», «Солнышко лучистое», «Лесная зарядка», «Чарльстон», «Барбарики» и др., детям нравится выполнять упражнения утренней гимнастики, в ходе которой можно потанцевать;
- кинезиологические упражнения (по методу Сиратюк А. Л., сопровождаемые стихотворной формой, не только благотворно влияют на оба полушария мозга, но и развивают речь ребенка;
- дыхательные упражнения (по методу Стрельниковой А. Н., укрепление дыхательного аппарата, речевого дыхания);
- гимнастика для глаз (по технологии В. Базарного, профилактика утомляемости глаз и укрепление глазных мышц);
- игровой массаж и самомассаж в сопровождении художественного слова (индивидуально, в паре, групповой по методике Картушиной М. Ю.)
- музыкальные пальчиковые игры (Вихарева Г. Ф., Железновы С. и Е., развитие моторики рук, а также развитие речи);
- развитие эмоционально-двигательной сферы детей посредством музыкальных подвижных игр (Михеева Е. В., Вихарева Г. Ф., Анисимова Г. И., Железновы С. и Е.);
- релаксация («Волшебство природы», «Классическая музыка детям» перед сном, психологическое и физическое расслабление);
- омовение рук до локтя водой комнатной температуры (закаливание);
- промывание носовых проходов после прогулки и перед сном (профилактика ОРВИ и ОРЗ)
- дорожка здоровья (ходьба босиком по коврикам разной фактуры перед сном и после сна);
- дорожка здоровья (двигательная активность на прогулочном участке);
- профилактика плоскостопия (ходьба босиком по ребристой доске каждый день перед сном и после сна ежедневно);
- профилактика сезонных заболеваний фитонцидами (лук, чеснок, амулеты здоровья);
- формирование знаний и навыков через беседы-занятия по ВЗОЖ (каждая пятница с 9.00- 9.15, парциальные программы Голицыной Н. С. «ОБЖ для старших дошкольников», и Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье, а также чтение детям художественной детской литературой здоровьесбрегающей направленности (Е. Кан «Наша зарядка»; В. Суслов «Про Юру и физкультуру», М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье закалял»; В. Лебедев Кумач «Закаляйся!» и др.)
Показателем эффективности проекта «Здоровячок» является снижение уровня заболеваемости детей в течение 2016 - 2017гг. на 6,9 % (2015- 2016 гг. - уровень заболеваемости составил 15,7 %; 2016-2017гг. - 9, 6%).
Здоровья нашим детям и всем нам!