Светлана Якушева
Проект по здоровьесбережению во второй группе раннего возраста №1 «Здорово жить здорово!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «ЗДОРОВО ЖИТЬ ЗДОРОВО!»
Вид проекта : творческий, информационно-исследовательский, познавательно - игровой.
Сроки реализации проекта : долгосрочный (октябрь – апрель)
Участники проекта : дети второй группы раннего возраста, воспитатели, родители.
Публикация «Проект по здоровьесбережению во второй группе раннего возраста №1 „Здорово жить здорово!“» размещена в разделах
Актуальность: Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.
Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой помещения, а также соблюдать правила гигиены.
Одна из задач воспитательно-образовательного процесса – помочь малышам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Проблема: дети не имеют достаточных знаний о правилах личной гигиены, профилактике, сохранению и укреплению собственного здоровья. Дети не знакомы с понятием «здоровый образ жизни», они не осознают значимость здоровья и того, как его сохранить и укрепить. После проведённого опроса среди родителей стало понятно, что многие родители не совсем понимают, что такое здоровый образ жизни; у них отсутствует представление о комплексном характере данного понятия.
Цель проекта : формирование основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
Для детей: 1. Дать первоначальные простейшие представления о здоровом образе жизни; 2. Формировать первоначальные представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека; 3. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом (загадки, пословицы, сказки, стихи). 4. Расширять знания о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения; о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. 5. Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания; 6. Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.
Для родителей: 1. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
2. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
3. Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пище, о соблюдении навыков гигиены.
Для педагогов:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
2. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблемы друг друга;
3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Формы и методы реализации:
Формы:
• Наблюдения;
• Беседы; • Ситуативный разговор; • Занятия; • Чтение художественной и познавательной литературы; • Рассматривание фотографий и иллюстраций; • Подвижные и музыкальные игры; • Гимнастики (утренние, дыхательные, после сна); • Консультации (родителям).
Методы: • Словесные: Беседа, чтение художественной литературы, стихотворения, рассказ воспитателя, чтение и разучивание потешек и пословиц, отгадывание загадок. • Наглядные: Рассматривание фотографий и иллюстраций, картин, книг, показ воспитателем упражнений, гимнастик. • Практические: Продуктивная деятельность, оздоровительная деятельность, музыкальная деятельность, экспериментирование. • Игровые: Дидактические, подвижные, пальчиковые и сюжетно- ролевые игры.
Ресурсное обеспечение проекта.
Физкультурный уголок в группе. Методический инструментарий (картотека подвижных игр, конспекты бесед, занятий, сценарии развлечений, художественная литература и т. д.) Подборка методической литературы.
В ходе реализации проекта происходит интеграция следующих образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное» «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Речевое развитие» в процессе создания игровых и проблемных ситуаций, при организации ООД.
Предполагаемый результат:
• У детей воспитана привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
• У детей сформированы первоначальные представления о себе, как отдельном человеке.
• Создана здоровьесберегающая и развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду • Вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ, возросший интерес к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни.
Для детей: • формирование представлений детей о себе, как отдельном человеке, о частях своего тела, их назначении; • освоение детьми культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания; • формирование у детей группы привычки к здоровому образу жизни; • обогащение знаний о пользе витаминов, полезных продуктов, их значении для здоровья человека; • активизация познавательной активности (любознательности).
Для родителей: • повышение уровня знаний в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, в формировании у них привычки здоровому образу жизни; • умение использовать практические приемы формирования привычек здорового образа жизни у детей, оказание практической помощи детям в освоении навыка; • активное участие во всей воспитательно-образовательной работе группы, оказание помощи педагогам в реализации проекта : в изготовлении пособий, дидактических игр.
Для педагогов:
• углубление, систематизация знаний по здоровому образу жизни, педагогике детей раннего возраста;
• повышение уровня практических умений планирования работы с детьми и родителями,
• снижение уровня заболеваемости детей;
• активизация сотрудничества с родителями воспитанников, повышение уровня мотивации родителей группы на взаимодействие с сотрудниками ДОУ.
Практическая значимость:
Данный проект направлен на укрепление здоровья и развитие физических качеств дошкольников.
Итоговое мероприятие:
Развлечение «В гостях у Мойдодыра». Выставка книжек-малышек «Моя любимая потешка»
Презентация проекта на просмотре педагогической деятельности.
Перспективы развития проекта :
• Трансляция опыта в других возрастных группах детского сада.
• Расширение проекта, добавления новых тем, форм работы.
• Презентация проекта в детском саду, публикация на сайте.
Мероприятия проекта
Октябрь
1. Беседа «Чистота и здоровье» (см. приложение №1);
2. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая»;
3. Разучивание потешек: «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса» (см. приложение №4);
4. Валеологическая сказка «Про Настю» (см. приложение №3);
5. Творческая игра «В гости кукла к нам пришла» (см. приложение №4);
6. Дидактические игры: «Таня простудилась», «Вымоем куклу», «Правила гигиены» (см. приложение №4);
7. Консультация для родителей «Как привить детям культурно - гигиенические навыки» (см. приложение №5).
Ноябрь
1. Беседа «Как я буду заботиться о своем здоровье» (см. приложение № 1);
2. Разучивание пословиц о здоровом образе жизни (см. приложение №1);
3. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Доктор Айболит», Г. Зайцев «Крепкие-крепкие зубы»;
4. Дидактическая игра «Кому что нужно» (см. приложение №4);
5. Творческая игра «Больница» (см. приложение №4);
6. Рекомендации для родителей «Учим ребенка самостоятельно чистить зубы» (см. приложение №5);
7. Продуктивная деятельность: конструирование «Строим детскую больницу» (см. приложение №6);
8. Валеологическая сказка «Про больные зубки» (см. приложение №3);
Декабрь
1. Беседа «Мы были в гостях у врача» (см. приложение №1);
2. Чтение художественной литературы: Е. Шкловский «Как лечили мишку», С. Прокофьев «Румяные щечки», Н. Саксонская «Где мой пальчик!»;
3. Продуктивная деятельность: лепка «Витаминки для мишки» (см. приложение №6);
4. Дидактическое упражнение: «Если кто-то заболел» (см. приложение №4);
5. Валеологическа сказка «Про зайца-грязнулю» (см. приложение №3);
6. Создание памятки для родителей по формированию здорового образа жизни у детей (см. приложение №6);
7. Мастер-класс для родителей «Физкультурное оборудование своими руками» (см. приложение №5);
8. Консультация: «Как гулять с пользой для здоровья» (см. приложение №5).
Январь
1. Беседа «Я знаю, что можно, что нельзя», «Безопасность в нашей группе» (см. приложение №1);
2. Дидактические, развивающие игры и упражнения: «Источники опасности», «Игра – дело серьезное» (см. приложение №4);
3. Чтение художественной литературы: С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык», «Один и два», Е. Пермяк «Про нос и язык»;
4. Продуктивная деятельность: рисование «Теплая шапка для куклы» (см. приложение №6);
5. Творческая игра: «Семья», «Больница», «Аптека» (см. приложение №4);
6. Валеологическая сказка «Про Буку» (см. приложение №3);
7. Рекомендации для родителей «Режим дня как средство воспитания здорового ребенка» (см. приложение №5).
Февраль
1. Беседа «Полезное – не полезное» (см. приложение №1);
2. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Федорино горе», Л. Зильберг «Полезные продукты», В. Бондаренко «Язык и уши»;
3. Продуктивная деятельность: лепка «Яблоко» (см. приложение №6);
4. Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Назови правильно», «Посылка от обезьянки» (см. приложение №4);
5. Валелогическая сказка «О веселом Язычке» (см. приложение №3);
6. Экскурсия в кабинет мед. Работника (см. приложение №6);
7. Консультация для родителей «Здоровье и питание детей дошкольного возраста» (см. приложение №5).
Март
1. Беседа «О здоровой пище» (см. приложение №1);
2. Стихи «О полезных продуктах» (см. приложение №2);
3. Чтение художественной литературы: Г. Зайцев «Приятного аппетита», Ю. Тувим «Овощи»;
4. Продуктивная деятельность: рисование «В нашем саду растут витамины» (см. приложение №6);
5. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи», (см. приложение №4);
6. Валелогические сказки «Лечебное молоко», «Мишутка - спортсмен» (см. приложение №3);
7. Совместное создание плаката «Мы за здоровый образ жизни»;
8. Устный журнал «Учим детей правильно умываться» (см. приложение №5).
Апрель
1. Беседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!» (см. приложение №1);
2. Чтение художественной литературы: С. Бялковская «Юля – чистюля», С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»;
3. Творческая игра «Больница», «Аптека» (см. приложение №4);
4. Разучивание потешки «Про водичку» (см. приложение №4);
5. Дидактическое упражнение: «Разложи на тарелках полезные продукты» (см. приложение №4)
6. Развлечение «В гостях у Мойдодыра» (см. приложение №7).
Список использованной литературы
1. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. ФиС, 1990г.
2. Волосова Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста. – М. : Линко-Пресс, 1999г.
3. Дайшдене И. П. Поиграем малыш. – М. : Просвещение,1992г.
4. Змановский Ю. Ф. Здоровье детей – первостепенная задача на современном этапе (физиологический аспект). Статья, 1994г.
5. Интернет – ресурсы.
6. Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. М., 1991г.
7. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М. : Владос,2002г.
8. Пургов И. И. Пути оптимизации здоровья детей в раннем и дошкольном возрасте. – М. : Аркти, 2001г.
9. Солодянкина О. В. Сотрудничество ДОУ с семьей. – М. : Аркти,2004г.
10. Токаева Т. Э. Региональная программа развития ребенка раннего возраста как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности «Будь здоров, малыш!» - ОЦФКиЗ. Пермь, 2003г.
11. Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции. М. : Российское педагогическое агентство, 1997. 245с.