Вероника Крук
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста «Сказочная гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Сказочная гжель»
Область развития: художественно-эстетическая.
Воспитатель: Крук В. А.
Цель: Знакомство с голубой гжелью.
Задачи:
Образовательная:
Темочки:
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• познакомить с одним из видов нетрадиционной техники рисования – рисование солью, научить работать в новой технике, познакомить с практическими навыками нанесения соли на лист бумаги.
• Познакомить детей с искусством гжельских мастеров.
• Дать знания об особенностях гжельской росписи : ее колорит, основные элементы.
Воспитательная:
• Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, показывая тесную связь народно-прикладного искусства с народными традициями, музыкой и устным искусством.
• вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.
• Воспитание патриотизма.
Развивающая:
• Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, презентация; записи отрывка песни «Сказочная гжель» (музыка В. Темнова, стихи О. Левицкого, хороводной игры «На горе-то калина», гжель – дорожка 13 (www.mixmuz.ru); шаблон гжельской розы (с обратной стороны приклеен кусочек двухстороннего скотча); на каждого ребенка - клей, 2 кисточки салфетка, баночка с солью, вода густо подкрашенная синей краской, фартук кокошник (гжельские мотивы, на нем белый фартук, завязанный с помощью резинок в виде розы; выставка гжельской посуды.
Ход НОД:
Воспитатель в фартуке и гжельском кокошнике или повязке:
- Здравствуйте, ребята! Я, Мастерица, Вероника.
Поздоровайтесь ребята с нашими гостями и проходите, на убранство поглядите. Комната у нас большая, да красивая какая!
Приехала я к вам из далекой, подмосковной деревни Гжель.
Неужели, неужели вы не слышали о Гжели?
В: Ребята, кто помнит, как называется страна, в которой мы живём?
Д: Россия.
В: а какой самый главный город России, кто назовёт столицу России?
Д: Москва.
В: Правильно. Рядом с городом Москва,
В тихом Подмосковье, речка Гжелочка бежит.
Вдоль этой речки деревенька стоит.
Расписную посуду там мастерят,
Синим по белому чудо творят.
Мастерица: Наши гжельские мастера любят говорить, что небо у нас синее-синее, как нигде в России. Нашли они там глину белую-белую и решили лепить из нее посуду разную, да расписывать ее краской синей, как небо. И рисуют узоры на посуде сказочные из капелек, цветов, травинок, сеточек и завитков.
Посмотрите, какую красоту я вам привезла (обратить внимание детей на выставку посуды, какие элементы гжельской росписи вы идите на посуде. Каждый мастер свое мастерство показывает. Кто чайник диковинный сделает, кто сахарницу и масленку, а на крышечке – коровушка сине-голубая. Гжельские мастера и птиц и животных лепили, а часы, какие причудливые! Смотрите, роза гжельская – синяя! Бывают синие розы? (Нет).
Присаживайтесь и послушайте сказ старинный?
Давным-давно, в одной сказочной стране, где всегда было лето, жили муж и жена. Они очень любили друг друга, и у них на клумбе росло много-много роз: алых, белых, красных. Услышал купец про гжельских мастеров и решил поехать, посмотреть на сказочную роспись. Жена в дорогу ему дала алую розу и сказала, что эта роза будет напоминать о ней. Когда купец приехал в далекую, подмосковную деревню Гжель, там была зима, сильные морозы, много снега. Его алая роза, нет, не завяла, а стала сказочно-синей. Увидели гжельские мастера эту чудесную розу и нарисовали ее на своей посуде. Привез купец жене своей посуду, расписанную гжельской росписью, там и была сказочная гжельская роза. Понравилась сказка? А барышня так обрадовалась, что начала танцевать. Показать как?
Звучит отрывок песни «Сказочная гжель» (музыка В. Темнова, стихи О. Левицкого, мастерица танцует.
М: Рукавом махнула я и цветочки скинула. Как же я теперь покажусь в своей деревушке Гжель в белом фартуке без узоров. Ребята, а давайте я научу вас рисовать гжельскую розу, и вы мне поможете украсить фартук.
Дети: давайте.
М: Я приготовила для Вас шаблон цветка – гжельской розы. Начнем рисовать мы с середины цветка, где расположена сеточка и рисовать будем не красками, а клеем. Аккуратно нанесите клей по контуру нашего цветка, след-полоска от клея должна быть узкой. Затем, слегка нажимая на тюбик с клеем, заполняем кружки полностью. Откладываем клей в сторону, он нам больше не понадобится. Берем кисть для клея и размазываем клей по рисунку, делаем мазки от центра круга по контуру, рисуем капельки. Верхний круг не трогаем.
После того как силуэт рисунка готов, нужно клей засыпать солью.
Соль мгновенно приклеивается к основе, нужно немного подождать и легко стряхнуть лишнюю соль с рисунка в тарелочку.
Проходите к столам.
М: Чтобы гжельская роза получилась красивой, мы поиграем с пальчиками.
Наши синие цветы распускают лепестки. (Пальцы сжаты в кулаках). Показался лепесток (поочередно выставляют пальцы).
А за ним его дружок
Вот и третий не проспал
И четвертый не отстал
Вот и пятый лепесток
И раскрылись все цветы
Ветерок чуть дышит (качают кистями рук)
Лепестки колышет
Наши синие цветки закрывают лепестки (сжимают пальцы в кулаки)
Тихо засыпают, головой качают. (кулачки опускаются вниз).
М: У себя на столах вы увидите шаблоны гжельской розы. С чего мы начнем рисовать? Дети: с середины цветка, с сеточки.
М: Берите клей и приступайте к работе.
После того как силуэт рисунка готов, нужно клей засыпать солью.
Соль мгновенно приклеивается к основе, нужно немного подождать и легко стряхнуть лишнюю соль с рисунка в тарелочку.
Включить музыку (гжель – дорожка 13 (www.mixmuz.ru).
М: Пока соль подсыхает, предлагаю отдохнуть и поиграть в хороводную игру, как это делают гжельские мастера.
«Калина» музыкально-хороводная игра.
Детей подвести к столу для объяснения следующего этапа работы.
М: Теперь нужно придать нашему цветочку яркость и выразительность, окрасив его акварелью.
Наберем на чистую кисточку краску синего цвета. Раскрашивать начнем с середины. Слегка проведем по силуэту, и соль, впитав окрашенную воду, придаст цветочку желаемый нами цвет. Соль сама впитывает цветную воду, потому прижимать её сильно не нужно к узору. Чуть коснетесь, и соль забирает краску.
Гордятся в Гжели жители
Небесной красотой.
Нигде вы не увидите
Красоты такой.
После объяснения дети приступают к окрашиванию розы в синий цвет. Включить музыку (гжель – дорожка 13 (www.mixmuz.ru).
М: какая красивая у вас получилась гжельская роза. Осталось прикрепить наши розы к фартуку. Спасибо, ребята. Порадовали вы меня. Я всем гжельским мастерам расскажу какие умелые ребята подрастают в г. Подпорожье. А в вашу группу мы вернемся гжельской походочкой (правая нога вперед поднимается невысоко, три простых шага, левая нога вперед – три шага и т. д.) (музыка В. Темнова, стихи О. Левицкого).