Галия Зарипова
Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста».
Цель:
- развивать у детей творческое мышление, фантазию, воображение, уверенность в своих силах, креативный подход к созданию новых образов.
Материал: мольберт, плакат, краски, лист бумаги по количеству детей, свеча.
Содержание:
1. Ритуал приветствия «Поделись добротой с друзьями» - 2 мин.
Публикация «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
2. Сказка о королеве Фантазия - 5 мин.
3. Психогимнастика «Улыбка» - 3 мин.
4. Рисование методом кляксография «Моя улыбка» - 10 мин.
5. Беседа - игра «Сказка по кругу» - 10 мин.
6. Упражнение - разминка «Домик» - 5 мин.
7. Рефлексия - 3 мин.
8. Ритуал прощания «Свеча доброты и тепла» - 2 мин.
Ход занятия психолога в детском саду для детей старшего дошкольного возраста :
1. Ритуал приветствия «Поделись добротой с друзьями»
Цель: установить положительный эмоциональный контакт, развивать способность координировать голосовую и двигательную активность, формировать положительную мотивацию на занятие.
Дети становятся в круг и говорят слова - приветствие, подавая друг другу руку и при этом улыбаясь. Когда это сделают все, образуется замкнутый круг. Психолог отмечает, что все дети - единое целое. Подарив товарищу улыбку, они отдали ему частичку тепла своей души. Детям предлагается почувствовать, как пошло тепло в их ладони.
Психолог приглашает детей сесть удобно на коврик и послушать интересную историю.
2. Сказка о королеве Фантазия
В одном замечательном королевстве, где всегда вечнозеленые сады и солнце никогда не прячется за горизонт, с начала века и по сей день господствует прекрасная королева Фантазия. Много веков она была счастьем для тех, кто ее знал, все ее любили и уважали. Сердце у королевы было такое пламенное, что она бросала свои ласковые лучи далеко за пределы своего королевства. Вечно юная и прекрасная королева сходила на землю и слышала, что люди тяжело работают, невесело проводят время в работе. И чтобы это изменить, она приносила лучшие дары своего королевства. Люди начали придумывать и мастерить различные орудия, облегчали их работу. С тех пор, как королева Фантазия прошла по земле, люди стали веселее и счастливее.
И вот теперь королева послала на нашу землю свою дочь Сказку. Сказка сегодня пришла и к нам. Она разлетелась по всей комнате и спряталась у кого-то в карман, в листе бумаги, в красках, в кисточках, в ваших прическах.
- А как вы думаете, почему она это сделала?
- Что нужно сделать, чтобы она проявила свои волшебные способности?
- Как вы будете встречать Сказку?
Да, ее нужно встречать с хорошим настроением и с улыбкой, только тогда сказка оживет. Давайте и мы сейчас улыбнемся.
3. Психогимнастика «Улыбка»
Цель: снятие эмоционального напряжения у детей, настройка на творческую работу.
Психолог предлагает детям улыбнуться:
- Как клоун в цирке
- Как кот на солнышке;
- Как улыбаетесь своей маме.
- Дети, у вас были хорошие улыбки, смех рассыпался по всей комнате, а я боялась, что он потеряется, и ловила его. Вот что у меня получилось (показ плаката с нанесенными разноцветными пятнами).
- Дети, а как вы думаете, почему смех у меня получился именно таким?
- Каким образом можно его еще изобразить?
- Какого цвета будет именно ваш смех?
Психолог предлагает детям нарисовать свой смех, чтобы Сказка ожила.
4. Рисование методом кляксография «Моя улыбка»
Цель: развить фантазию, воображение, творческое мышление.
Материал: краски, листы бумаги по количеству детей.
Дети на середину листа выливают немного краски нескольких цветов и лист складывают пополам. Потом - разворачивают и теперь можно играть. Дети по очереди говорят, кого или что они видят в своей «Кляксе» или ее отдельных частях (новых героев сказки). Чтобы образ получился законченным, дети дорисовывают необходимые детали пальчиками.
5. Беседа - игра «Сказка по кругу»
Цель: развивать творческое мышление, фантазию, воображение, креативный подход к созданию новых образов
Психолог предлагает детям составить общую собственную сказку со своими героями, которые дети нарисовали. Нужно не только дать герою имя, но и рассказать, какой он, какую роль выполняет (в случае необходимости психолог помогает.
- Я начну, а вы будете продолжать, и так одно за другим по кругу.
- Далеко - далеко, на самом краю земли, рос волшебный лес. В нем росли необычные деревья, цветы. Даже жители в нем необычные.
А чтобы жители волшебного леса не унывали и всегда могли помогать друг - другу, они собрались все вместе и решили построить себе домик.
6. Упражнение - разминка «Домик»
Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве, развивать творческое мышление, фантазию, внимание, сообразительность, быструю реакцию на сигнал, психомоторику.
Психолог: Мы все - кирпичики. Будем строить домики из двух, трех, четырех. кирпичиков. Сейчас будет играть музыка. Вы - кирпичики - можете делать все, что угодно: стоять, прыгать, бегать, танцевать. А как музыка стихнет, и услышите команду: «Домик для двоих», то должны быстро найти себе пару и создать строение «домик», подняв руки и соединив их вместе. Если команда: «Домик для троих» - образуете строение «домик» втроем. Нужно сделать все как можно быстрее.
И самое главное, чтобы они не были похожи друг на друга.
- Дети, вы чувствуете, что в комнате происходит что-то необычное?
- Как вы думаете, что именно?
- Почему это произошло?
- Мне кажется, что Сказка коснулась каждого из нас и мы стали настоящими волшебниками. Потому что только они могут создать настоящую сказку, в которой живут необычные, но дружеские, смелые и добрые герои.
Сказка прощается с нами, потому что ей нужно отправляться к другим деткам.
- Что вы хотите сказать ей на прощание?
7. Рефлексия
Цель: формировать у детей умение анализировать свои успехи, достижения, эмоции и впечатления.
Психолог предлагает детям подумать и рассказать о своих успехах, достижениях (что получилось лучше, эмоциях и впечатлениях (что больше понравилось) на занятии. Высказывается каждый ребенок.
8. Ритуал прощания «Свеча доброты и тепла»
Цель: закрепление эмоционального состояния, положительный выход из занятия.
Дети становятся в круг и по очереди передают свечу, прощаясь друг с другом.