Татьяна Парфеньева
Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста
Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста.
«Сказки могут помочь воспитать ум,
дать ключи для того, чтобы войти в действительность
новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир
и одарить его воображение». Д. Родари.
Публикация «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
В дошкольном возрасте, на сегодняшний день, по мнению детских психологов и медиков, практически здоровые дети составляют 3-4 % от общего количества. Происходит прогрессирование ухудшения здоровья детей. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Причин роста патологии множество. Это и плохая экология, и несбалан6сированное питание, информационные и нейропсихические перегрузки, и снижение двигательной активности. Одной из форм работы по устранению у детей речевых расстройств является метод сказкотерапии. Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Развитие у детей навыков речи — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка, его интеллекта. «Интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства — регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение»,- Жан Пиаже. Познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности формирует сказка. Она побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Сказкотерапия не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня методы и приемы сказкотерапии используются в комплексном подходе в развитии ребёнка.
Сказкотерапия в системе развития речи преследует такие цели: создание коммуникативной направленности речевых высказываний; - совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи; - развитие диалогической и монологической речи; - приобщение детей к истокам народной культуры. Занятия, с использованием приемов сказкотерапии, должны строиться по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем свою сказку. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Задачи сказкотерапии :
1. Развитие речи детей с помощью : пересказывания сказок, рассказывание сказок от третьего лица, групповое рассказывание сказок, рассказывание сказок по кругу.
2 Выявление творческих способностей ребенка.
3. Снижение уровня тревожности у ребенка.
4. Формирование навыков сязной речи и воображения.
5. Укрепление отношений «взрослый-ребенок»
Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, снижения уровня тревожности. Одновременно способствуют и стимулируют речевую активность детей, развивают их индивидуальные творческие способности. Терапия сказкой для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и мы видим перед собой счастливого и здорового малыша.
Методика сказкотерапии, как продукт совместного литературного творчества между взрослым и ребенком, опирается на жанр народной волшебной сказки. Форма метафоры, в которой созданы народные сказки, наиболее доступна для восприятия ребенка. Сказкотерапия-это лечение сказками, при котором происходит открытие ребенком тех знаний, которые живут в его сознании и являются психологическими. В заключении хотелось бы отметить, что сказкотерапия-это естественная форма общения и передача опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.