Приложение МААМ

Сказкотерапия как средство развития толерантности

Елена Волкова
Сказкотерапия как средство развития толерантности
▼ Скачать + Заказать документы

Сказкотерапия — это и «воспитательная» (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева) и профилактическая система, которая включает в себя экологическое, трудовое, патриотическое, умственное, гражданское воспитание. В слове заключено и второе значение. Это процесс, целью которого является облегчение, снятие или устранение проявлений агрессии, ненависти. Сказкотерапии присущи нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. Сказка учит добру и терпимому отношению к своему однокласснику вне зависимости от национальности и вероисповедания. К особенностям сказки, которые способствуют эффективной работе относятся: 1. Неформальная игра или занятие, у которых нет прямых назиданий и нравоучений. «Сказка—складка (вымысел)», говоря о цели создания и «необычной» характерной примете содержания. Иначе говоря, это намек, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. Сказки передают и закрепляют нравственные ценности, правила поведения. Занимательные приключения героев сказок, образность языка делают интересной, безопасной и приемлемой к осуждению асоциального поведения. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ученик ненавязчиво воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире, самостоятельно анализирует поведение героев и ситуации, и, сделав выводы, сможет выйти из сложного положения. Чтобы помочь младшим школьникам усвоить идейное содержание текста, можно использовать различные приемы. Следует подчеркнуть, что обделенные судьбой, презираемые ровесниками дети особенно остро откликаются на зло и несправедливость и трепетно относятся к проявлениям доброты как со стороны окружающих, так в отношении друг с другом сказочных персонажей, поэтому так важно, читая сказку, точно передать характеры ее героев. 2. Направленность обучающегося на умение ориентироваться в мире через анализ действия героев сказки. Определенное место действия психологически отдаляет от событий, происходящих в сказке. Легче перенести себя за тридевять земель, в современном восприятии это заграница — Азебайджан, Узбекистан, Таджикистан и обыграть с учителем место действия. Реальные черты далекой действительности помогают ребенку идентифицировать себя с главным героем, собирательным образом. 3. Мудрости ступенька. Знакомство со сказкой помогает представить формы социальной жизни. Ученик переживает события вместе со сказочными героями, осмысливает их поведение и совместно с учителем делает правильный жизненный выбор. Одна и та же сказка может решать актуальные проблемы, в том числе толерантности в разные периоды жизни, сберегая здоровье. 4. Добро и зло в сказках. В сказках дано четкое распределение ролей — Добрый и Злой герой. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо, обязательной дружбой и взаимовыручкой. Такая ситуация положительно сказывается на взаимоотношении среди одноклассников, ребят во дворе, потому что герой, который проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе. 5. Если бы у меня был цветик-семицветик? Ощущение многогранности Мира и единство с ним помогает вымышленная история сказки. Именно принцип «у меня все получится, потому что мне поможет цветик-семицветик исполнить желание» делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. Таким образом, под сказкотерапией следует понимать расширение поля сознания и поведения ученика начальной школы под воздействием сказочного жанра и влияние на эмоциональный мир и интеллектуальную сферу ученика. При работе со сказкой необходимо принимать во внимание: занятия не должны быть длинными и перегруженными; с повышенным вниманием необходимо относиться к выбору героев и сюжетов, стараясь избежать стрессорных факторов (давление, нажим, напор, гнёт, нагрузка, напряжение); меньше всего страхов вызывают у детей бытовые сказки о животных. Исходя из наблюдений, были выработаны основные этапы работы над сказкой : Знакомство с персонажами сказки. Задача учителя — вместе с учащимися выделить и перечислить всех персонажей сказки, в соответствии с очередностью их появления. Важно обратить внимание на внешний образ персонажа. Знакомство с главным объектом (героем) сказки. Из всех героев сказки учитель совместно с учащимися выделяет главного и комментирует его действия. Эмоциональное состояние учащегося. Целью является содействие укрепления психологического здоровья учащегося посредством развития эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков. Причинно-следственные связи. Цель — связь между явлениями, осмысление представленного явления; осознание события и умение сделать правильный вывод. Анализ сказки. На этом этапе учитель задает вопросы по содержанию сказки, выясняет отношение ученика к каждому персонажу. Стимулирование детских «подсказок» (повторное рассказывание сказки). Совместное рассказывание сказки : педагог-ученик. Проведение игр-импровизаций. На занятиях по сказкотерапии могут использоваться работа по карточкам, отгадывание загадок, игры, помогающие усвоить содержание и смысл сказок. Для младших школьников даже самые простые, знакомые с младенчества сказки должны быть адаптированы. Используются и элементы куклотерапии. Например, игрушечная ворона загадывает детям загадки из окружающего мира, а отгадки-куклы появляются в национальных костюмах в окошке теремка и рассказывают о своих традициях, жизненном укладе, своей родине. Можно предложить пересказать ребенку сказку от лица одного из персонажей. Такой пересказ помогает развитию воображения. Особое сочетание приемов при сочинении таких рассказов может дать удивительные результаты. Сопереживая, учащийся легко погружается в свой внутренний мир и мир одноклассников, интуитивно подсказывая выход из создавшихся неурядиц и непонимания. В результате младший школьник получает ценный и важный посыл, стимулирующий его неповторимые ассоциации, благодаря которым делает правильные выводы и которые ведут к дружбе и пониманию между детьми разных национальностей. Осваивая алгоритм безопасного и толерантного поведения, учащийся получает представления о здоровом образе жизни и своём месте в окружающем мире. Литература: Никифоров А. И. Сказка, её бытование и носители/А. И. Никифоров– М. : Просвещение, 1930–105с. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям/В. А. Сухомлинский — М. : 1981–287с Зинкевич-Евстигнеева Т. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии».— СПб. : «Златоуст», 1998. — 352 с.

Публикация «Сказкотерапия как средство развития толерантности» размещена в разделах

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников» Консультация для педагогов. «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников». Развитие речи становится всё более актуальной.

Презентация мастер-класса для воспитателей ДОУ «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Каждый ребенок - это драгоценная жемчужина, и от нас, педагогов зависит, сможем ли мы помочь детям проявить скрытые возможности организма.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Презентация по логопедии на тему «Сказкотерапия как средство коррекции речи и воспитания детей» Современные специалисты в поисках эффективных средств коррекции речи все больше ориентируются на использование разных фольклорных жанров,.

Рассказывание, как средство развития речи В статье рассматривается проблема недостаточного общения дошкольников, в связи с ограниченным запасом слов. Автор характеризует возможные.

Сказкотерапия как средство коррекции тревожности у дошкольников «Самое прекрасное, что мы можем испытать, – это ощущение тайны» Альберт Энштейн. Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих.

Сказкотерапия как средство профилактики напряжения у дошкольников Сказка не только позволяет лучше понять детей, обучать и воспитывать их, но и лечит, став эффективным, полезным и очень приятным лекарством.

Сказкотерапия как средство психоэмоционального воздействия на ребенка Волшебная сила сказок известна с давних пор. До нас дошло немало сказочных повествований, отражающих многовековой опыт предшествующих поколений.

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти.

Условия развития пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста На первом этапе мы определили уровень развития мелкой моторики у детей старшей группы. База проведенного исследования: Детский сад № 10.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как средство развития толерантности
Опубликовано: 8 апреля 2018 в 12:45
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотерапия как средство развития толерантности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Волкова (УИ 496216) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД