Ася Худасова
Сказкотерапия для формирования нравственной сферы дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие духовно-нравственных чувств у детей становится всё более важным для нашего общества. Нравственная сфера личности дошкольника представляет собой единство, взаимосвязь и взаимообусловленность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Ведущая роль в становлении нравственной сферы в дошкольном возрасте принадлежит нравственным чувствам. Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам. Главным двигателем нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания и получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.
Публикация «Сказкотерапия для формирования нравственной сферы дошкольника» размещена в разделах
Нравственное развитие - одна из центральных линий психического развития дошкольника. Нравственное развитие включает три взаимосвязанные сферы : становление нравственного сознания, развитие нравственных переживаний и чувств и формирование нравственного поведения. Сначала дети усваивают моральные знания («что такое хорошо» и «что такое плохо»). У них складывается первоначальное понимание нравственных норм, формируются моральные суждения и оценки. Дошкольники могут объяснить, кого можно назвать жадным, злым, добрым и т. д. В дошкольном возрасте ребёнок может проявить симпатию (антипатию, эмпатию, сочувствие и сопереживание другому человеку, нежность, любовь к близким, чувство вины и стыда при нарушении нравственных норм поведения. Ребёнок учится следовать моральным нормам и самостоятельно делать моральный выбор. Результатом нравственного развития становится нравственная воспитанность – система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношениях ребёнка к сверстникам и взрослым, его поведении в целом, основанного на нравственных эталонах и нормах.
Сказкотерапия – воспитательная система, сообразная духовной природе человека. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.
Возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня.
Предмет сказкотерапии, как процесс воспитания внутреннего ребёнка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. Сказкотерапия является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного возраста. Работая педагогом-психологом в детском саду, я помогаю детям через восприятие сказки заложить основы их нравственного сознания. Главное назначение сказки – духовно, нравственно и эстетически обогащать человека. По характеру своего воздействия на психику, сказки, являются особым фактором развития личности ребёнка.
Восприятие сказки оказывает значимое воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создаёт реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребёнка. Сказка способствует развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребёнка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остаётся одним из самых доступных средств развития ребёнка.
Игровые упражнения в рамках сказкотерапии.
1. «Чудо-острова»
Цель. Определение эмоциональное состояние ребёнка; обучение различать эмоциональные состояния.
Психолог предлагает детям выбрать понравившийся кораблик (фотографии, рисунки, иллюстрации). Затем раскладывает на ковре вырезанные из картона контуры различных по форме островов. Потом он говорит детям: «Посмотрите, перед вами необычные острова: остров Удивления, остров Радости и остров Печали. Поставьте свой кораблик у того острова, к которому бы вы хотели причалить». Чтобы дети различали острова, психолог отмечает их соответствующими мимическими эталонами.
Психолог обращает внимание на то, к какому острову причалил каждый ребёнок. В дальнейшем особое внимание он может обратить на детей, которые оказались у «острова Печали».
2. «Добрый-злой».
Цель. Обучение дифференцированию понятий «добро» и «зло». Детям предлагается рассмотреть иллюстрации, изображающие сказочных персонажей, и определить:
-Кто из них - добрый, а кто – злой?
-Как дети об этом догадались?
Чьё изображение больше понравилось детям и почему?
3. «Красный, жёлтый, голубой».
Цель. Развитие нравственных качеств и творческих способностей.
Дети становятся в круг и вытягивают вперёд руки со сложенными вместе ладошками. Психолог вкладывает в ладошки некоторых детей небольшие цветные сказочные предметы или игрушки (колобок, лягушка, «молодильное» яблочко, облачко и т. д.). после этого дети хором говорят : «красный жёлтый, голубой выбираем цвет любой…»
Те, у кого в ладошках цветные предметы, выбегают на середину круга и показывают всем свои цвета.
Затем психолог рассказывает детям легенду :
«Давным-давно наша земля была пустынным и раскалённым небесным телом. На ней не было ни растительности, ни воды, ни тех прекрасных красок, которые украшают её. И вот однажды задумал Бог оживить землю. Рассыпал Он по всей земле несметное множество семян жизни и попросил Солнышко согреть их своим теплом и светом, а Воду напоить их живительной влагой, но семена не всходили. Вокруг них была только серая однотонная земля, и они не хотели расти серыми. Тогда Бог повелел разноцветной радуге-дуге подняться над землёй и украсить её разными красками. С тех пор радуга-дуга появляется всякий раз, когда солнышко светит сквозь дождик. Встаёт она над землёй и смотрит, красиво ли та украшена».
После этого каждый ребёнок, стоящий в середине круга, по очереди называет свой цвет, а другие дети по кругу называют предметы или явления этого цвета. Дети, которые не смогли назвать предмет данного цвета, остаются в круге, но выбывают из игры. Победитель тот, кто останется в игре последним. Тот или иной цвет должен «пройти» один или два круга, прежде чем дети будут разыгрывать следующий цвет.