Любовь Сливная
Мастер-класс «Знакомство педагогов с методами и приемами технологии Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
«СКАЗКИ СВОИМИ РУКАМИ»
Мастер-класс «Сказки своими руками»
Помните, педагог воспитывает
и обучает детей до тех пор,
пока учится сам!
Содержание мастер-класса :
• Актуальность
• Презентация педагогического опыта
Публикация «Мастер-класс „Знакомство педагогов с методами и приемами технологии Л, Б, Фесюковой „Воспитание сказкой“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Цель мастер-класса : Знакомство педагогов с методами и приемами технологии Л. Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» (основные понятия, этапы, методы и приемы).
• Задачи мастер класса :
1. Познакомить педагогов с одним из методов работы со сказкой (это групповое придумывание и рассказывание сказки);
2. Познакомить педагогов со схемой составления сказки;
2. Актуализация позитивного эмоционального опыта в процессе работы со сказкой.
• Оборудование: «Чудесный мешочек»; маленькие фигурки героев (дед, бабка, колобок, лиса); маски героев; «глаз» (знак наблюдателя); мячи (7 штук, по количеству героев); картинки семей животных (на экране); демонстрационный материал на лексико-грамматические категории (на экране) : на пеньке, за кустом, в травке; слова героям на карточках; и т. д.
Все мы знакомы с литературным жанром «Сказка». Сказки есть в каждом доме и, конечно, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят.
Но сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказ, в лучшем случае пересказ в лицах и драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.
С развитием массового телевидения, читать детям стали значительно меньше. Телевизор и компъютер в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче.
Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье для развития детей, их можно использовать в нашей работе по специальной универсальной схеме, разработанной педагогом Ларисой Борисовной Фесюковой (автор книг «Педагогика 21 века», «300 развивающих игр для детей 4-7 лет», «Воспитание сказкой», которая помогает этот пробел ликвидировать. Схема выглядит следующим образом и её предполагается самостоятельно варьировать:
1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка.
4. Развитие мышления и воображения.
5. Сказка и математика.
6. Сказка и экология.
7. Сказка развивает руки.
Л. Б. Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ, т. е. научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.
По своей природе сказка родственна игре : она погружает нас в атмосферу вымысла. Через сказки в глубоком детстве мы овладевали родным языком, познавали его красоту и лаконичность.
Через сказки мы знакомимся с культурой и историческим опытом своего народа, получаем первые представления о том, как жили в стародавние времена люди.
Сказку можно использовать как способ решения конкретной проблемы.
Язык сказок сближает людей.
Сказка пробуждает творческие силы человека.
Сказка несет свободу.
Предлагаю Вам немного поиграть, как с детьми. Подчеркну, важность ритуала входа (и выхода) в сказку. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической ситуации в обыденную. Чаще всего это манипуляции с волшебными предметами: клубочек, палочка, шкатулка, книга, проговаривание волшебных заклинаний.
Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника, у которого есть легенда, объясняющая его присутствие в нашем мире. Роль проводника играют куклы бабушки – старушки, Феи, Гномики, Эльфы.
Данный мастер-класс построен по принципу игры-путешествия, что поможет нам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации продемонстрирует структуру занятия, построенного с использованием элементов сказкотерапии.
Слайд 2
Прежде, чем начать нашу работу, я назову основные этапы занятия, которые предстоят и нам:
1. Знакомство.
2. Ритуал вхождения в сказку.
3. Рассказывание сказки.
4. Сказочная задача.
5. Обобщение приобретенного опыта.
6. Ритуал выхода из сказки.
7. Рефлексия.
Ход действия мастер-класса :
Слайд 3
Этап «Знакомство»
Педагог : Уважаемые коллеги! Начнём с того, что каждый участник по кругу назовет себя.
Упражнение «Ладошки» (Каждому участнику мастер-класса необходимо представиться (назвать свое имя и имя сказочного героя по первой букве своего имени). Первый участник представляется и подаёт ладошку, второй участник представляется и кладёт свою ладошку на руку первому участнику и подаёт следующему т. д.)
Цель: сближение участников, развитие кооперации, мобилизации внимания.
Слайд 4
Этап «Ритуал вхождения в сказку»
На данном этапе участники перевоплощаются в сказочных героев.
Педагог : Для примера работы со сказкой предлагается хорошо знакомая нам : «Колобок». А в силу ограниченности по времени, мы выберем сегодня только несколько персонажей сказки. Какую игрушку желающий активно участвовать достанет, тем и станет.
Предлагается «Чудесный - мешочек», в котором находятся персонажи сказки.
Педагог : Вот наши герои готовы, но это не означает что вы уже в сказке, чтобы войти в сказку мы должны произнести слова и сделать необходимые действия. Нужно закрыть глаза и, поворачиваясь вокруг себя повторять за мной: «Кручусь, верчусь, в сказочного героя превращусь» (пока вы крутитесь я раздаю маски и/или одеваю ваших персонажей).
Вот вы и стали героями русской народной сказки и наше путешествие начинается. Уважаемые герои займите свои места.
Слайд 5
Этап «Рассказывание сказки»
Придумываем Зачин - начало сказки. Он может быть разным. У нас: Жили-были …
Педагог начинает рассказывать сказку.
1. Упражнение «Дед и баба». Цель: Развитие невербальной речи.
Педагог : Жили-были дед и баба. И семья эта была особенная: баба глухая совсем, ничего не слышала.
Дед попросил, чтобы баба, испекла ему колобка.
Педагог : А баба- то не понимает, что дед говорит. А дед голодный, кушать хочет. Покажите, пожалуйста, как вы сможете объясниться между собой, чтобы понять друг друга.
Задание: герой-дед должен объяснить бабе невербальным языком чего он хочет. (Самостоятельные действия персонажей)
Педагог : Молодец дед, а сейчас мы с вами сделаем гимнастику с мячами и покажем, как бабка испекла Колобка.
2. Раздаются мячи желающим участникам мастер-класса и выполняются гимнастические упражнения.
Цель: Координация речи с движениями
Педагог : Жили-были дед да баба на полянке у реки.
И. п. — мяч за спиной. Наклоны головы влево-вправо (5-6 раз)
И любили они очень на сметане колобки.
И. п. - руки в стороны, передаем мяч из руки в руку перед собой. (5-6 раз)
Хоть у бабки мало сил - бабка тесто замесила.
И. п. - Мяч впереди, пружинка.
Раскатала колобка.
И. п. - Катать мяч между ладоней.
Вышел ровный, вышел гладкий, но соленый, а не сладкий.
Педагог : Рассаживаемся. Спасибо.
Здесь можно с детьми «полюбоваться окружающей сказочной природой и понарошку покатиться вместе с Колобком по дорожке, сделать дыхательную фонематическую гимнастику.
На слайде 6:
3. Дыхательная фонематическая гимнастика
А в лесочке ветерок травку качает У-у-у – тихо звучит
Деревья раскачивает У-у-у - громко
Листочки шевелит Ш-ш-ш – тихо шуршат
Пчелки летают Ж-ж-ж – громко зажужжали.
Слайд 7
Этап 4. «Сказочная задача». Данный этап, самый насыщенный, так как придётся проявлять свои творческие, речевые способности, а так же смекалку, находчивость, активность, принять решение и найти выход из сложившейся ситуации.
- Сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом;
- описываем реакцию героя на случившееся;
- далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует
решить проблему;
- в итоге герой (в данном случае Колобок) должен справиться с
ситуацией, найти верное решение.
Инсценируя встречи со сказочными персонажами мы выполняем разные задания, подчинённые поставленным целям, например, встречая в лесу дрожащего зайца выясняем, что нельзя уходить без взрослых или их разрешения далеко от дома. В этом помогает игра «Весёлая семейка», где среди картинок с изображениями семейств животных, Колобок помогает найти нужную и зайчик возвращается в свой дом.
Слайд 8
Игра «Весёлая семейка»
Материал: картинки семей диких животных: медвежья, волчья, лисья, заячья. Заяц ищет на картинках заячье семейство.
При встрече с волчком-серым бочком Колобок через игру развивает зрительное внимание и знание лексико-грамматические категории детей, так как прячется от волка на пеньке, за деревом, в кустах. И в конце концов волку игра понравилась и он решает не есть Колобка, а пойти научить этой интересной игре своих друзей.
Слайд 9
Игра на развитие зрительного внимания и лексико-грамматических категорий
В свою очередь, встретив медведя, который заблудился среди сказок, Колобок загадывает загадки и все вместе решают в какую сказку нужно вернуться медведю.
Слайд 10
Игра «Сказки перепутались»
Отгадай-ка Миша загадку, не из этой ли ты сказки?
Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла! (Три медведя)
Колобок: Хорошо, но вот это сто процентов про тебя.
Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела! (Маша и медведь)
Колобок : Ну а следующая загадка.
Я от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом. (Колобок)
Вот и встреча с лисой служит нам в помощь для усвоения противоположных значений слова. Зная природную хитрость лисы, мы поиграем в игру «Всё наоборот», чтобы разоблачить рыжую обманщицу.
Слайд 11
Игра «Всё наоборот»
Лиса говорит свое обращение, а герои противоположное по значению слово.
Лиса: Бедная я -, несчастная -, ах, длинная дорога тебе домой колобок -…
Колобку приходит осмысление, что лиса не просто несчастная, а очень одинокая, у неё нет друзей. И предлагает всем взяться за руки и подружиться, стать одним добрым животным.
Давайте и мы поиграем сейчас в эту игру, согласны!
Слайд 12
Игра «Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению коллектива, оказывать поддержку и сопереживать чувствам других.
Ход игры:
Педагог тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук сердца - шаг вперед, стук сердца - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
В завершении - сказочная развязка (герой получает награду, и сказка приобретает счастливый конец). А это, например: приобретение друзей, возвращение домой:
… Увидели Колобка дед с бабой, которым тоже было одиноко, обрадовались возвращению и стали жить - поживать да добра наживать. ( Примечание: добра наживать – сказочное выражение, имеется ввиду наживать опыт, новые знания, а не материальные ценности.)
Не менее важен, как и в любом занятии, следующий этап, где решаются вопросы:
- Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на героев этой сказки?
- С кем бы вы хотели дружить из героев сказки?
- Чему Вас учит эта сказка?
Слайд 13
5 этап. «Обобщение приобретенного опыта»
Вопросы:
- Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на героев этой сказки?
- С кем бы вы хотели дружить из героев сказки?
- Чему Вас учит эта сказка?
И, конечно, этап выхода из сказки, возвращение к действительности!
Слайд 14
6 Этап. «Ритуал выхода из сказки» (Перевоплощение из сказочных
героев в простых людей).
Повторяем вместе: «Кручусь верчусь и в … превращусь».
Слайд 15
7 Этап. «Рефлексия»
Наше путешествие завершено, теперь мы знаем, что всё можно изменить вокруг себя и себя тоже возможно изменить, а сказка укажет нам путь.
Уважаемые педагоги! Сегодня на мастер-классе, мы рассмотрели основные этапы работы со сказкой по методике Л. Б. Фесюковой. И это лишь малая часть из большой кропотливой педагогической работы, которая дает детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Считаете ли вы, проведенный мастер-класс результативным? Какими впечатлениями вы можете поделиться? Напишите свои отзывы…