Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов и родителей «Знакомство с куклой-оберегом»

незванова оксана валерьевна
Мастер-класс для педагогов и родителей «Знакомство с куклой-оберегом»
▼ Скачать + Заказать документы

Доминирующая образовательная область: Художественно – эстетическое развитие.

Вид деятельности детей: Игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Методы и приемы реализации содержания занятия:

Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: проблемные вопросы (русский народный костюм; подарок один, а детей много, сюрпризный момент (появление Бабушки Забавушки); постановка цели (изготовление куклы-оберега для семьи). Обсудить варианты и вызвать желание, и стремление к изготовлению тряпичной куклы; возможность высказать способы решения.

Публикация «Мастер-класс для педагогов и родителей „Знакомство с куклой-оберегом“» размещена в разделах

Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание игровой ситуации путешествие в прошлое; создание проблемной ситуации (необходимость изготовления куклы, чередование видов деятельности, дидактическая игра «Какая кукла.)

Приемы организации практической деятельности детей: продуктивная деятельность (изготовление куклы, игровая ситуация (выкладывание кукол в форме солнца).

Приемы оценки и самооценки: поощрение взаимопомощи детей, одобрение, похвала.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие (за счет постановки проблемной ситуации, формирования эмоциональной отзывчивости, любви к матери, взаимодействия воспитателя, героя, детей и родителей во время проведения образовательной деятельности)

Познавательное развитие (за счет обсуждения и рассматривания кукол – оберегов, знакомство с новой куклой, беседы)

Речевое развитие (за счет развития диалогической речи во время обсуждения и показа кукол – оберегов, дидактическая игра «Какая кукла, закличка)

Художественно – эстетическое развитие (за счет изготовления куклы – Пеленашки)

Музыкальное развитие (за счёт фоновой музыки во время самостоятельной работы)

Цель: Ознакомление и приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре.

Задачи:

Образовательные:

- Научить детей последовательному изготовлению куклы – Пеленашки.

- Ознакомить и расширить представления детей об истории русской народной куклы.

- Развитие коммуникативных навыков-обсуждение, высказывание.

Развивающие:

- Формировать у детей эстетический вкус; развивать творчество, воображение.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и уважение к семье, матери через образ тряпичной куклы.

- Дать ребёнку возможность ощутить радость от результата своего труда.

Планируемые результаты:

- Расширить представления детей об истории русской культуры.

- Познакомить с новым видом куклы - оберега.

- Изготовить куклу – Пеленашку.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) :

Для организации образовательной деятельности необходимы русские народные костюмы, декорации «Русская изба», сундук, готовые образцы куклы - обереги, схема изготовления куклы – Пеленашки, лоскуты ткани, шерстяные нитки, атласные ленточки.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты:

- Беседы с детьми о куклах - «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла», «Тряпичные куклы».

- Рассматривание иллюстраций «Игрушки из прошлого».

- Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Магазин игрушек», «Дом», «Детский сад».

- Дидактическая игра «Из чего сделана?»

- Чтение художественной литературы - русская народная сказка «Василиса Прекрасная», И. Рюмина «Куклы наших бабушек», Н. Д. Телешев «Крупеничка».

ХОД:

1. Организационный момент.

Звучит русская народная музыка. Дети входят в группу.

В. Здравствуйте, девчонки – веселушки,

Озорные хохотушки.

Здравствуйте ребята - молодцы.

Озорные удальцы!

Улыбнитесь всем вокруг

И скорей вставайте в круг.

Давайте пожелаем доброго утра солнцу, небу и нашим гостям (Дети стоят в кругу)

Доброе утро, солнце (руки вверх)

Доброе утро, небо! (руки вверх)

Доброе утро, гости! (руки в стороны)

В. Ребята, посмотрите, как мы с вами сегодня одеты?

Как обычно?

Как называется наш костюм?

Как вы думаете, почему мы сегодня так оделись?

Потому, что мы с вами, отправимся в путешествие, в то время когда люди жили в бревенчатых избах и носили вот такие костюмы.

Хотите отправиться в путешествие?

Для этого нужно сказать слова волшебные: «Вокруг себя повернись, в далеком прошлом «окажись».

Где мы с вами оказались? (В избе).

В. Правильно! Молодцы! В русской избе, а где же хозяйка? Почему, она, гостей не встречает?

Бабушка Забавушка:

Добрый день, детушки-касатушки!

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобней располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Забавушка: Много у меня ребят, и для каждого из вас у меня доброе слово найдется. Сегодня мы будем беседовать о рукоделиях наших предков.

Только вот, беда, какая,

Где сундучок мой, я не знаю?

В нем же разные изделия,

В нем такое рукоделье! (ищет)

В. Ребята, давайте поможем бабушке найти сундук.

(Дети подсказывают, т. к. сундучок на видном месте.)

Б. З. Хотите посмотреть, что находится внутри него? Но его не просто открыть, потому что этот сундук необыкновенный - он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте, какие: «Сундучок- сундучок, открывай-ка свой бочок!» - Давайте вместе с вами скажем эти слова. Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо? (Дети произносят волшебные слова.)

Забавушка открывает сундук: «Для того, чтобы догадаться, что за предмет отгадайте загадку: «Платье носит, а есть не просит.

Всегда послушна,

но с ней не скучно? (Кукла)»

- Правильно! А у вас есть куклы? Что вы с ними делаете?

Забавушка: Ребята, раньше ваши бабушки и прабабушки тоже играли в куклы, но игрушки у них были другими, потому что они сами их делали из разного материала. А как вы думаете, из чего можно было сделать в то время игрушки?

Дети: «Из дерева, соломы, ниточек, ткани, желудей, шишек …»

Забавушка: Из всего того что было под рукой! В игрушки, которые создавали для своих малышей мамы и папы, бабушки и дедушки вкладывали всю свою любовь и умения. Дети это чувствовали и относились особенно бережно к игрушкам. А как только дети подрастали они вместе со взрослыми учились делать игрушки.

Ребята, посмотрите, вот такая кукла называется Травница. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Б. З. Правильно. А это, что за кукла? (Достаёт ещё одну куклу Крупеничку)

В. А эту куклу, почему так назвали?

В. Молодцы ребята, а ты, бабушка Забавушка, всех своих кукол нам покажи, мы много о них знаем. (Бабушка достаё т всех кукол: Желанница, День и Ночь, Десятиручка.)

В. Ребята, как называют всех этих кукол? (Это куклы – обереги)

В. Почему их так называют? (Правильно, оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.)

Ребята, из какого материала сделаны куклы? (из лоскутков)

Правильно. А если кукла сделана из лоскутков – значит это какая кукла? (тряпичная)

Если кукла будет сделана из дерева, то она будет какая?

А из соломы?

Игра на словообразование.

(из глины, из соломы, из резины, из пластилина, из тряпочки, из фарфора, из бумаги, из пластмассы, из стекла, из железа, из ваты)

Б. з. Всё – то вы знаете, а вот почему у кукол нет лица точно не знаете.

(они безликие, лицо кукле не рисовали, потому что в неё мог вселиться злой дух)

Б. З. Ну, удивили и об этом они знают!

2. Основная часть.

Б. З. Есть у меня ещё одна кукла, самая любимая. Это кукла – Пеленашка. Она свёрнута в маленький кулёчек. Такой куколкой не играли, её клали в колыбельку детям, чтобы они крепко спали и не болели. Её я хочу вам подарить, чтобы она оберегала и защищала вас.

В. Ребята, нравится вам подарок? Спасибо Бабушка за подарок такой хороший.

Да только вот беда, кукла – Пеленашка одна, а вас посмотрите как много, как же быть, что делать? (варианты детей)

Б. З. Ребята, а хотите, я научу вас делать такую куколку? (Да, хотим.) Здорово!

Б. Я приглашаю вас в мастерскую, но чтобы нам туда попасть, нужно сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись, в мастерской окажись».

А вот и волшебная мастерская.

Подходите вот сюда, к этому столу, я научу вас мастерить куклу – Пеленашку.

Ребята, для изготовления куклы мне понадобятся лоскутки и нитки.

Как вы думаете, почему здесь нет иголок и ножниц? (считалось, что кукла потеряет свою силу оберегать и защищать). Умнички!

3. Объяснение предстоящей работы:

1. Берём лоскут белой ткани, какой он формы? (прямоугольный) Скручиваем его вот так, трубочкой, получилась - скатка (показать).

2. Потом берём красную шерстяную ниточку и перевязываем скатку посередине, формируя куколке талию.

3. Теперь формируем голову. Красной ниточкой делим пополам верхнюю часть скатки. Что у нас получилось? (голова и туловище куклы)

4. Берём цветной лоскуток, какой он формы? (треугольной) Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подгибаем верхнюю часть - кромку лоскутка. Делаем складки с боков, концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле.

5. Чтобы нашей кукле было тепло, мы пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной) Положите на него куколку посередине так, чтобы голова немного выступала над тканью. Правый конец ткани оберните вокруг куколки, вот так. Теперь оберните куколке ноги, левый конец одеяла снова оборачиваем вокруг куклы. Получился вот такой кулёчек.

6. Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось? У нас есть цветная ленточка, которой я завязываю одеяло куколке. Вы можете завязать так, как вам нравится, и можете помочь друг другу.

Вот, кукла – Пеленашка готова! Вам нравится?

В. Ребята, приглашайте своих мам и гостей, присаживайтесь.

(Дети проходят, садятся за столы, где заранее разложены лоскуты разноцветной ткани.)

Ну что ж, приступим. Слушаем внимательно, а потом будем мастерить Пеленашек.

В. Посмотрите, у нас есть схема изготовления куклы. Давайте вспомним,

- что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла? (скрутить лоскут ткани)

- Что надо сделать потом? (перевязать сначала талию, потом выделить головку)

- Что вы будете делать дальше? (завяжем платок)

- И в завершении? (запеленаем куклу в одеяло и перевяжем одеяло ленточкой)

В. Чтобы работа у нас ладилась- я вам предлагаю выполнить гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Любимые куклы»

Куклам платья дружно шили,

Кукол очень мы любили,

Долго нитки продевали,

Узелок потом вязали,

Отрезали лоскуток,

Прошивали вдоль стежок.

Кукол поскорей позвали,

Нарядили. Не узнали!

Вот и кончилась игра.

Кукол делать нам пора.

4. Практическая работа детей.

В. Приступайте к изготовлению куклы.

Родители вместе с детьми изготавливают куклу Пеленашку.

(Играет русская народная музыка, дети работают, опираясь на схему. Педагог по мере необходимости помогает детям.)

5. Итог занятия.

Б. З. Я предлагаю вам сделать солнышко из наших кукол. Солнышко у русского народа – это тепло и добро (дети выкладывают солнышко по кругу).

Давайте вместе попросим солнце, одарить наших кукол своей теплотой и любовью.

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Наших кукол обогрей!

В. Все куклы получились разные, каждая по - своему хороша! Возьмите своих кукол, прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали?

(она мягкая, теплая, добрая, красивая)

Забавушка:

Вы кукол не бросайте,

Вы их не обижайте

Пусть будут они вечно

В доме вашем жить.

Тепло, добро и счастье ваше сторожить.

Дети прощаются с бабушкой Забавушкой.

Лады, лады, ладушки.

Где были? У бабушки.

До свиданья бабушка,

Бабушка Забавушка.

6. Рефлексия.

В. 1. Где мы с вами сегодня побывали?

2. Чему мы научились?

3. Что для вас было самым трудным?

4. Какое сейчас у вас настроение?

Понравилось вам наше путешествие?

Ребята большое спасибо, вы сегодня вместе с мамами хорошо потрудились. Я очень рада, что теперь у каждого из вас в семье есть кукла – оберег Пеленашка.

Гостям спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Мастер-класс для родителей и педагогов «Профилактика плоскостопия» Мастер – класс для родителей и педагогов. «Профилактика плоскостопия». Цель: продолжать работу по укреплению здоровья детей. Задачи:.

Мастер-класс для детей, родителей и педагогов «Изготовление птичек из фетра»Мастер-класс для детей, родителей и педагогов «Изготовление птичек из фетра» Назначение: Сувенир, подарок, объемный сувенир, дополнение к подарочной упаковке, декоративная вставка для тематических флористических.

Мастер-класс для педагогов ДОУ по робототехнике «Знакомство с работой конструктора my robot time sensing»Мастер-класс для педагогов ДОУ по робототехнике «Знакомство с работой конструктора my robot time sensing» Светлана Шахрай Мастер-класс для педагогов ДОУ по робототехнике. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка».

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Знакомство с мячом-фитболом» (вторая младшая группа) Задачи: Привлечь интерес детей к фитболу, дать представления о форме и физических свойствах фитбола. Оборудование: мячи фитболы по количеству.

«Волшебные превращения». Мастер-класс для педагогов и родителей Мастер- класс «Волшебные превращения» Материал: видео – пошаговая инструкция поделки, набор различных материалов, чистая коробочка из под.

Презентация «Мастер-класс для педагогов и родителей детей младшего дошкольного возраста. Аппликация «Подсолнух» Аппликация - наиболее простой и доступный детям способ создания художественных образов, при котором сохраняется реалистическая основа самого.

Мастер-класс для педагогов «Знакомство с нетрадиционной техникой рисования пуантилизм-точечная живопись» Цель: Повышать уровень знаний педагогов по нетрадиционной технике рисования «пуантилизм». Задачи: -Познакомить с нетрадиционной техникой.

Мастер-класс для родителей и педагогов ДОУ «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» Цель: познакомить родителей и педагогов с приемами составления рассказов по серии сюжетных картинок. Участники: педагоги ДОУ и родители.

Мастер-класс для родителей и педагогов «Игры с мячом»Мастер-класс для родителей и педагогов «Игры с мячом» Цель: Показать родителям приемы совместной двигательной деятельности с детьми. Задачи: Формировать у родителей и детей умение выполнять.

Мастер-класс для родителей и педагогов «Экологические игры по дороге домой» Тема: «Игры по дороге домой» Я хочу предложить вашему вниманию мастер-класс по теме «Экологические игры по дороге домой» Дошкольный возраст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов и родителей «Знакомство с куклой-оберегом»
Опубликовано: 30 ноября 2018 в 16:06
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов и родителей «Знакомство с куклой-оберегом»» (включая файлы) размещена пользователем незванова оксана валерьевна (УИ 806954) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД