Наталья Ирзина
Рекомендации по организации работы по обучению связной речи детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«СКАЗКА» КАК ВЕДУЩАЯ РОЛЬ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (РЕКОМЕНДАЦИИ)
Работая с детьми, наблюдая за ними, я пришла к выводу, что у детей пятого года жизни возрастает интерес к народным сказкам.
Важная ценность среднего дошкольного возраста заключается в высокой эмоциональной отзывчивости на художественное слово.
Публикация «Рекомендации по организации работы по обучению связной речи детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В этом возрасте дети могут самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях любимых сказочных героев. Они с удовольствием участвуют в инсценировках. Через совместные обсуждения прочитанных сказок дети учатся воспроизводить сюжет, называя главных героев и высказывают свое отношение к ним. Сказки раскрывают перед детьми выразительность и меткость языка, показывают, насколько разнообразна и богата родная речь живыми и образными выражениями.
Сказка дает нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представления о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка.
Методические рекомендации по организации работы в данном направлении с детьми данной возрастной группы.
1. Развитие потребности в общении ребенка с окружающими его взрослыми и ровесниками.
«Дошкольник постоянно находится в ситуации общения, пользуясь при этом ограниченным запасом языковых средств (фонетических, грамматических, лексических, и именно наличие сформированной потребности в общении с взрослыми и сверстниками побуждает его к накоплению определенного количества языковых и невербальных средств, владение которыми способствует достижению взаимопонимания с теми, кто ее окружает» [5, с. 245].
2. Применение в воспитательно-образовательном процессе обучения связной речи всего разнообразия методов и приемов, в числе которых «утренние ритуалы приветствия, коммуникативные поручения, разговоры и беседы воспитателя с детьми и организация разговоров между детьми, создание проблемных ситуаций, составление писем, разыгрывание художественных текстов в форме игры – драматизации, словесные дидактические игры, подготовка и проведение праздников, развлечения, дни рождения, дни ребенка, организация совместных видов деятельности и общения детей в процессе их выполнения, моделирование ситуаций общения на занятиях, организацию общения между детьми разного возраста» [1, с. 214].
3. Создание в группе доброжелательной атмосферы.
«Создание доброжелательной атмосферы в группе посредством установления партнерских эмоционально-личностных отношений с каждым ребенком благоприятно влияет на развитие потребности в речевом общении, на усвоение детьми адекватных способов достижения взаимодействия с окружающими людьми» [3, с. 83].
4. Реализация персонального подхода к каждому ребенку с учетом индивидуального уровня развития связной речи.
Н. Шилина отмечала, что «основой реализации принципа речевой направленности обучения является учет в процессе обучения языку индивидуальных особенностей развития коммуникативной деятельности. Удачное определение темы разговора побуждает детей делиться впечатлениями, высказываться. К приемам индивидуализации обучения языку и речевому развитию относятся: дифференциация задач, гибкое использование приемов руководства речевой деятельностью (речевой образец, пример, совет, подсказка, указание, грамотный выбор игровых речевых ситуаций, дидактических упражнений, игр, используемой наглядности, продуманное распределение ролей» [ 4, с. 214 ].
5. Активизация речевого общения детей в разных видах деятельности, особое внимание при этом обращается на способы представления нового языкового материала, организацию и планирование речевого занятия.
Следовательно, воспитатель должен обеспечить овладение детьми коммуникативными действиями, в числе которых: умение ориентироваться в ситуации общения в контакте с собеседником; умение осуществлять отбор содержания и формы высказывания, более уместной для достижения коммуникативной цели; умение управлять невербальными средствами.
6. Обеспечение в процессе речевого развития взаимосвязи различных видов деятельности дошкольников также должно осуществляться путем активизации (побуждение детей к пояснительной речи, составление рассказов - описаний, рассказов - рассуждений, составление рассказов и сказок, речевые игры, коллективная творческая деятельность детей).
7. Развитие тонкой (мелкой) моторики пальцев рук, по мнению большинства исследователей «стимулирует речевое развитие: совершенствование артикуляционных движений, умение подражать взрослому; улучшение слухового внимания и уровня понимание речи; кисти рук и пальцы приобретают силу, гибкость, хорошую подвижность» [2, с. 68].
8. В процессе составления рассказа по сюжетной картине применять нетрадиционные приемы восприятия изображения, в числе которых могут использоваться:
а) игровые творческие и логические задания;
б) виртуальные диалоги между живыми и неживыми сюжетными персонажами картины, способствующие мысленному «вхождению» в сюжет, изображенный на картине;
в) перевоплощение в конкретный сюжетный персонаж картины (вхождение в образ);
г) использование пантомимы для передачи своего образа;
д) рассказ от имени одного из персонажей картины;
е) составление описательных рифмовок и загадок по сюжету картины;
ж) игры-драматизации по содержанию картины.
9. Использование в процессе обучения связной речи метода командного составления рассказа.
Применение данного метода способствует активизации процесса развития связной речи, усвоению структуры высказываний, привлекает внимание детей к оценке собственной речи и высказываниям своих сверстников, поскольку в команде дети не ощущают себя одинокими, личностный вклад каждого члена команды соответственно будет меньшим, посильным для всех детей, благодаря этому участие в составлении рассказа принимают практически все дети. Командный рассказ – это эффективный способ обеспечения не только высокой речевой активности большого количества детей, но и развития связности высказываний и стимулирования детского творчества (каждая команда не копирует предыдущий рассказ, а составляет собственный).
Предложенные рекомендации организации работы по обучению детей связной речи будут способствовать повышению уровня развития связной речи детей, формированию навыков сравнения и обобщения, формированию умений вербализации производимых действий и отдельных видов деятельности в форме развернутых связных высказываний, закреплению навыков инициативы и самостоятельной работы.
Используемая литература
1. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2012. – 410 с.
2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 2011. – 255 с.
3. Калугина, Л. А. Современные технологии развития связной речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Калугина // В сборнике: Психолого-педагогический, социальный и управленческий аспекты реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – 2018. – С. 77-78.
4. Чумаков, Н. А. Взаимосвязь дидактических игр и уровня развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Чумаков, Н. Н. Югова // В сборнике: Наука в современном информационном обществе. – 2018. – С. 58-61.
5. Хрестоматия по теории и методике развития речи [Текст] / под ред. М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной. – М. : Академия, 1999. – 460 с.