Евгения Первеева
Проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГОС (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность - это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
«Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений» - так писал В. А. Сухомлинский о преемственности между дошкольным и начальным обучением.
Публикация «Проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГОС (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Для того чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно" необходимо тесное сотрудничество детского сада, школы и семьи. Поэтому проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.
Между МБДОУ «Детский сад №3 с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» и Перелюбской начальной школой налажено тесное сотрудничество на протяжении многих лет.
Цель работы : обеспечить создание системы непрерывного образования, связь и согласованность целей, задач, методов и средств воспитания и обучения в детском саду и школе.
Задачи:
1. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
2. Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
3. Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
4. Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.
Результат: последующая успешная адаптация дошкольников к школе.
Организация работы по преемственности между детским садом и школой включает в себя несколько этапов:
1. разработка плана мероприятий совместной деятельности по обеспечению преемственности;
2. согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе между МБДОУ «Детский сад №3 с. Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области» и Перелюбской начальной школой налажено тесное сотрудничество на протяжении многих лет;
3. Реализация намеченного плана, т. е. организация и проведение запланированных мероприятий в течение всего учебного года.
Вся работа проводиться по четырем основным направлениям:
• организационная работа с детьми;
• работа с родителями;
• методическая работа;
• психологическая и коррекционно - развивающая работа.
I. РАБОТА С ДЕТЬМИ.
Работа с детьми в течение года была направлена на ознакомление дошкольников с понятием «школа». Дети узнали: что такое школа? зачем надо ходить в школу? кто это – учитель? что такое урок, перемена? и т. д. Для поддержания у детей устойчивого интереса мы использовали разнообразные формы работы :
1. Организованная образовательная деятельность
2. Беседы о школе.
3. Рассматривание картины «Школа» и иллюстраций на школьную тематику.
4. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений. В группе оборудован книжный уголок, в котором воспитатели систематически обновляют содержание. В нем имеются книги специальные для чтения самими детьми (с крупным шрифтом и доступным содержанием).
5. Ознакомление с пословицами и поговорками.
6. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.
7. Словесные и дидактические игры на школьную тематику. В достаточном количестве приобретены настольно–печатные игры для развития логики детей, мышления, воображения, игр, направленных на интеллектуальное развитие.
8. Сюжетно-ролевая игра «Школа». В старшей разновозрастной группе создан уголок школьника, в который входят: мольберт, наборные полотна для цифр, букв, и т. д. В этих уголках дети с удовольствием играют в школу, то, отображая роль учителя, то роль ученика.
9. Развитие мелкой моторики рук и подготовка к письму. Для этого используем прописи, настольные игры: «Шнуровка», «Пазл», «Мозаика», конструкторы, «Лего».
10. Экскурсии в школу, в библиотеку.
Данные экскурсии вызывают у наших воспитанников восторг, удивление, радость и желание учиться в школе.
Детей знакомим с профессиональными праздниками: «День дошкольного работника» и «День учителя». Дети совместно с родителями своими руками делают подарки для педагогов. Дети постепенно узнают условия и традиции школьной жизни.
На протяжении ряда лет наши дети принимают участие в праздновании Дня Победы, рассказывают стихи, поздравляют ветеранов и тружеников тыла с праздниками.
Устраиваются спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка, мальчики», «А ну-ка, девочки».
11. Уделяем внимание наглядным формам работы :
•для воспитания чувства патриотизма создан уголок «Россия – любимая наша страна»
• для воспитания чувства любви детей к родному поселку, краю
оформлены папки «Юбилей нашего поселка», «История детского сада»
• для того чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями, имеются уголки по безопасности: пожарной безопасности, по правилам дорожного движения, по безопасности на воде.
Результатом такой работы стало появление у дошкольников интереса к школьному обучению, мотивации на учёбу, сформировалось положительное отношение к школе, к учителю.
II. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Работа с родителями будущих первоклассников направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению. Специально для родителей оформляем стенд "Скоро в школу", где они могли найти полезную информацию. Проводим консультации на темы: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Дошкольник становится школьником», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника» и др. Проводим родительские собрания : «На пороге школьной жизни», «Готовы ли вы стать родителем первоклассника?», «О результатах готовности к школе», «Нам в школу пора».
Встречи учителей начальных классов с родителями выпускников подготовительной группы, на которых родителей будущих первоклассников познакомят с тем, что должен знать и уметь ребёнок перед поступлением в школу, какие необходимо иметь школьные принадлежности.
III. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Методическая работа в системе «детский сад – школа» направлена на плодотворное сотрудничество воспитателей, учителей, детей и родителей. Педагоги имеют возможность ближе познакомиться с формами и методами работы, которые используются в детском саду и школе, узнать основные требования программы, основные направления работы, отметить проблемы в преемственности и качество образования.
Мероприятия:
• Проводим педагогические советы. В этом году мы отметили, что необходимо улучшить работу по развитие речи, увеличивается количество детей с дефектом речи, что усложняет обучению детей к чтению и письму.
• День открытых дверей. Ежегодно учителя посещают открытые занятия в подготовительной группе.
IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА.
Анализ психологического развития детей седьмого года жизни включает в себя диагностику уровня интеллектуального, эмоционально-волевого и личностного развития воспитанников и степени их овладения разными видами деятельности, что в целом составляет так называемую «школьную зрелость» ребенка 6-7 лет. Диагностику проводим в самом начале учебного года и конце. По её результатам составляем план коррекционной работы с детьми. В течение года проводим как групповую и индивидуальную работу с дошкольниками по решению выявленных проблем. Помощь оказывали родителям и детям, у которых были затруднения в освоение учебного материала. В конце года диагностика детей определяет уровень школьной готовности.
В ходе работы были выявлены как положительные, так и отрицательные стороны совместной работы по преемственности между детским садом и школой:
- нет преемственности учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования;
– улучшить работу по проведению совместных педагогических советов, дискуссий, круглых столов из-за большой загруженности учителя не так часто посещают наши педагогические советы, как нам бы хотелось
- одним из показателей работы дошкольного учреждения является отслеживание успехов и результатов учебы в школе наших выпускников.
Анализ успеваемости выпускников ДОУ - не имеем возможность увидеть качество образования наших выпускников.
Отслеживая результаты обучения детей в школе, мы поддерживаем связь с родителями выпускников и учителями начальных классов.
Анализ проведённой работы подтверждает правильность выбранных направлений в решении преемственности между детским садом и школой. Они актуальны, помогают понять воспитателю и учителю друг друга, а нашим детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно.